Цели: развитие у детей чувства патриотизма и гордости за своё Отечество, интереса к истории своей страны, формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
- Познакомить с основными этапами Отечественной войны 1812 года; Бородинским сражением как одной из ярких битв этой войны; с героями этой войны.
- Развить навыки беглого выразительного чтения .
- Развить умение работать с литературными источниками, справочной литературой, энциклопедиями, интернет-ресурсами.
- Расширение и обогащение словарного запаса учащихся.
Литература по теме:
1. Отечественная война 1812 года – http://patrio.ru/.
2. В.В. Верещагин – http:// veresh.ru/ veresh37.php
3. Библиотека проекта “1812 год” http://museum.ru/1812/Library/tarle/moscow.html
4. Статьи из “Википедии” http://ru.wikipedia.org
5. Сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника http://www.borodino.ru/
6. Сайт музея-панорамы “Бородинская битва” http://www.1812panorama.ru/
7. “100 битв, которые изменили мир” Выпуск № 1. 2011. “ Бородино – 1812”
8. Стихи о России. С. Васильев privetvse.narod.ru/poeziaorosii.html?
9. М.Ю. Лермонтов “Бородино”
Ход классного часа
Учитель: Сегодня во всех школах нашей страны торжественный и праздничный день: День Знаний. На этом уроке мы отправимся в путешествие на машине времени. Путешествие будет в далёкий 1812 год. В этом году произошло о котором нам и предстоит узнать сегодня на уроке. Будьте внимательны! Мы отправляемся! (звучит музыка)
Посмотрите на экран. Какое время года. (лето). На машине времени мы перенеслись в лето 1812 года. Когда вы слышите словосочетание “Отечественная война”, о какой войне может идти речь? (ответы детей).
Но в истории нашей страны была ещё одна отечественная война, которая тоже оставила свой след в истории нашей страны и всего мира. Эта Отечественная война 1812 года. Почему эта война получила название Отечественная? (ответы детей).
Император Франции Наполеон (портрет) мечтал о мировом господстве. Он говорил: “Я буду господином мира.” Кначалу 19 века он завоевал почти всю Европу.
12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны вторглись в Россию. Громадная 640-тысячная армия перешла границу.
Первое крупное сражение произошло под Смоленском. Силы были не равны. Русским пришлось отступить. Более 800 км прошёл враг по русской земле. До Москвы оставалось 110 км. Русские войска были полны решимости померяться силами с противником и готовы были умереть, но не пропустить врага в Москву.
У М.Ю. Лермонтова есть стихотворение под названием “Бородино”. В нём он рассказал о событиях тех далёких времён. Отрывки из этого стихотворения мы будем слушать сегодня на уроке в исполнении ваших товарищей.
После прослушанного отрывка ответьте на вопрос: чем были недовольны солдаты русской армии, почему они не хотели отступать? Слушаем.
1 чтец:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”
(Ответы на вопросы.Параллельно провожу словарную работу: что означают слова “досадно”, “ворчали”, “зимние квартиры”).
Учитель: Нужен был полководец, обладающий большим военным опытом, пользующийся доверием у солдат. Император Александр I назначил главнокомандующим русской армией Михаила Илларионовича Кутузова. В ту пору ему шёл 67 год. Ученик и соратник Суворова, он обладал широким стратегическим мышлением, был опытным военачальником. Солдаты обрадовались: “Пришёл Кутузов бить французов!”.
По дороге в Смоленск Кутузов часто повторял: “Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве”. За Торжком он узнал, что Смоленск оставлен. “Ключ к Москве взят”, - с огорчением говорил Кутузов. Двигаясь к Москве, Кутузов присматривал позиции для предстоящего сражения.
2 чтец:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Учитель: что значит выражение: “У наших ушке на макушке!”, “Французы тут как тут”. (ответы детей).
7 сентября 1812 года в половине шестого утра началось сражение у села Бородино, недалеко от Москвы. Какой была эта битва? Каким в те времена было оружие воинов? Послушаем, как об этом рассказывал Лермонтов.
3 чтец:
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
(ответы детей, словарная работа : найдите в тексте слова, которые вам непонятны: “булат”, “картечь визжала”, “ядра”. Ответ находим в толковом словаре, читаем)
Учитель: Сражение продолжалось до 6 часов вечера. В течении дня бои происходили на разных участках Бородинской позиции русских.
4 чтец:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Учитель: Поясните выражение: “Французы двинулись, как тучи…”. (ответы детей + словарная работа “редут”, “уланы”, “драгуны” ).
Самые долгие и тяжёлые бои проходили за земляные укрепления под командованием Багратиона (Багратионовы флеши) и за батарею Раевского. Наполеон 8 раз атаковал флеши. Какими качествами обладал русский воин в этом сражении? Давайте послушаем и попытаемся ответить на этот вопрос.
5 чтец:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
(ответы и рассуждения детей)
Прославленный русский генерал, ученик Суворова Пётр Иванович Багратион был смертельно ранен на Бородинском поле. Умирая, он дал своим солдатам наказ. Давайте послушаем и попытаемся ответить на вопрос: какой наказ дал Багратион своим солдатам и почему?
6 чтец:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!"И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
(ответы детей)
Учитель: В сражении не было ни победителей, ни побеждённых : обе стороны имели и потери, и трофеи. Французы уже не могли победить русских, русская армия была ещё не в силах одолеть французов. Но славу непобедимого полководца Наполеон уже потерял.
Все готовились к новому сражению. Но Кутузов приказал отступить к Москве. Было решено отдать Москву Наполеону без боя. Москвичи покидали свой город. Что могли забирали с собой, а остальное поджигали. Ничего не должно достаться врагу. Пожары бушевали в городе несколько дней. Такой увидел Москву Наполеон. “С потерей Москвы ещё не потеряна вся Россия”, говорил Кутузов и оказался прав. Почему Кутузов принял такое решение? Как встретила Москва Наполеона? (ответы и предположения детей).
7 чтец:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар -
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(обсуждение, ответы детей)
Учитель: Взяв Москву, Наполеон понял, что это не победа. Везде действовали партизаны. Они перехватывали обозы с продуктами, нападали на французов. Особенно прославился отряд гусара Дениса Давыдова. Французы объявили награду за его поимку, но сделать ничего не могли.
Положение французской армии ухудшалось с каждым днём. Есть было нечего, многие солдаты болели. Пожары уничтожили многие здания Москвы, жить было негде, наступили холод и голод. Наполеон принял решение покинуть город. Так на подмосковной земле летом и осенью 1812 года было положено начало гибели армии наполеона и его империи.
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Наполеон отступал по той разорённой дороге , по которой его армия вторглась в Россию. В середине декабря захватчиков изгнали с территории нашей страны.
Рефлексия:
- Почему 7 сентября и 1812 год памятны для русского народа? Почему через 200 лет мы вспоминаем эту дату?
- Почему войну 1812 года называют отечественной?
- Где и когда произошло главное сражение в ходе этой войны?
- Каких героев войны 1812 года вы запомнили?
На протяжении всей истории нашего государства Россия подвергалась нападения врагов. Но все попытки заканчивались неудачей для врагов и победой для России. Сегодня я рассказала вам лишь маленький эпизод из истории нашей великой и славной родины. Мне очень хочется, чтобы вы поняли в какой великой стране вы живете, чтобы вы испытывали чувство гордости за неё. Пройдёт совсем немного времени, вы станете взрослыми, и на ваши плечи ляжет ответственность за нашу страну. Будьте достойны ваших славных земляков!
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.