Конспект урока по литературному чтению по теме "Персонаж в авторской сказке о животном"

Разделы: Начальная школа


Тексты для исследования: С.Г.Георгиев “Божья коровка”, “Лесная тропинка”

С. Г. Георгиев
Лесная тропинка

Пригрело солнышко, Ёжик выбрался на бугор, растянулся возле самой тропинки, глаза закрыл, ушки – навострил!

Лежит, нежится и каждый шорох слышит.

Вот прошуршало что-то вдалеке.

– Это ящерка! – легко определил Ёжик. – Тропинку перебежала возле старого пня! Сама серая с зеленцой, а живот жёлтый!

Затем раздались мягкие неторопливые шаги.

– Медведь! – понял Ёжик. – Ага, к малиннику подошёл! На хвосте у косолапого репейник прицепился, по листьям царапает!

Слух у Ёжика такой острый, он любого зверька по шагам узнает, а птицу – по шуму крыльев!

Как вдруг...

– Да кто же это такой? – удивился Ёжик, прислушиваясь. – Огромный, как гора... Весь серый, а спереди длинный хобот болтается... Неужели слон?! Никогда не водилось слонов в нашем лесу!

Ёжик вскочил, открыл глаза, огляделся. Никого...

– Неужто тропинка наша так далеко вьется? – подумал Ёжик. – До тех самых мест, где слон бродит?!

Божья коровка

Затаив дыхание, Ёжик наблюдал, как оранжевая Божья Коровка карабкается вверх по тонкой былинке.

Былинку раскачивало ветром, но Божья Коровка шажок за шажком по скользкому стеблю пробиралась к цели.

Наконец Божья Коровка ступила на узкий трепещущий лист и храбро приблизилась к его краю.

Ёжик ойкнул, как бы она не свалилась, а Божья Коровка вдруг расправила крылья, легко поднялась в воздух и бесшумно унеслась вдаль.

– Да, – сам себе сказал Ёжик. – Начало пути – это всегда самое трудное.

Тип урока. ОНЗ

Цели:

Образовательная:

  • формировать способность к применению алгоритма описания образа персонажа в сказке,
  • познакомить учащихся с особенностями жанра сказки на материале литературной сказки о животных,
  • формировать умение применять полученные знания при анализе текста, выделении главного и существенного, сравнении, обобщении; повторить знания и умения (характеристика героя) учащихся при оценивании жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм.

Деятельностная:

  • формировать способность к построению алгоритма описания образа персонажа в сказке.

Ресурсы урока:

  • Учебник Матвеевой Е. И. “Литературное чтение”,
  • Рабочая тетрадь

Основной тезаурус урока: Сказка, персонаж, характеристика персонажа, интонация.

Демонстрационный материал: изображение Ёжика

Раздаточный материал: эталон для самопроверки, карточки c цветами для этапа рефлексии.

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы отправимся в путешествие. (Совершим путешествие на лесную полянку по лесной тропинке. Звучит музыка А.Вивальди Времена года. Лето.

Вивальди Антонио. “Времена года”. Записи в mp3 | Classic-music.ru

Какие цветы мы видим на полянке?

- Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему? (Не знаем тему урока).

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. (Леонардо да Винчи)

  1. С каким литературным жанром мы познакомились на уроках литературного чтения? (со сказкой)
  2. Какие бывают сказки? (народные и авторские)
  3. Какие сказки мы читаем сейчас? (авторские сказки)
  4. Что отличает авторские сказки от народных?
  5. Вспомните, какой раздел учебника мы изучаем сейчас?
  6. Мы пришли на лесную полянку, нас ждут новые тайны. Готовы открывать тайны? (да, но чтобы открыть новое, нужно преодолеть затруднение)
  7. По какому плану? (Что я не знаю, сам найду способ)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Знакомство со сказками С.Георгиева.

Уточнение значения новых слов в тексте.

1) Словарная работа (для увеличения словарного запаса детей): “Затаив дыхание”, “шажок за шажком”, “трепещущий лист”, “ушки – навострил”

2) К какому жанру относятся произведения? (авторская сказка)

3) Какие признаки сказки вы знаете? (Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом. Животные в сказке разговаривают.) Эталон – виды сказок.

Вы прочитали уже много авторских сказок. Какие герои вам понравились и запомнились больше всего?

Посмотрите, сколько разных героев придумали для вас авторы-сказочники!

А задумывались ли вы над тем, как авторы создают образы сказочных персонажей? Наверное, у писателей есть какие-то секреты создания образа. Разгадайте их секрет. По каким характеристикам создается образ персонажа?

4) Задание на пробное действие. Образ персонажа – это....

Образ персонажа?

Фиксация затруднения. У кого нет ответа на этот вопрос?

У кого есть? (Мы пока не можем отгадать секрет создания образа.)

III Выявление места и причины затруднения

Уч-ся: (Место) Мы не знаем, как автор создает образ персонажа в сказке. (Причина) У нас нет такого эталона, по которому мы сможем объяснить, как создается образ.

IV Построение проекта выхода из затруднения

Цель: нам нужно узнать, как автор создает образ персонажа, какие изобразительные средства использует, создать эталон, по которому мы сможем объяснить, как создается образ.

Какая тема нашего урока? (Персонаж в авторской сказке о животном.)

План для работы учащихся по конструированию нового эталона:

1) Прочитать сказки и выяснить их конкретное содержание.

2) Составление характеристики героев, с помощью чего составляется образ персонажа (гипотеза учащихся - через портрет, речь, поведение, поступки)

V Реализация построенного проекта

Фронтальная работа.

1) Выяснение конкретного содержания сказки: выделение персонажей сказки, определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;

2) Работа в парах. Как вы думаете, могли мы встретить такого Ёжика на нашей лесной тропинке?

В процессе обсуждения появляется эталон:

Возвращение к пробному действию. Каким предстает Ёжик в сказках по нашему новому эталону? (Ёжик выбрался на бугор, растянулся возле самой тропинки, глаза закрыл, ушки – навострил!

Лежит, нежится и каждый шорох слышит.....)

Сверяем свой эталон с общепринятым правилом, фиксируем в речи и знаково. Вернулись к цели урока. Эталон создали! Молодцы! Что дальше? – Будем учиться его применять!

VI Первичное закрепление во внешней речи

  1. Фронтально: Как мы можем применить наш эталон? Опишите одного героя сказки, используя эталон.
  2. Работа в группах. Составление характеристики героев (определение характерных черт на основании поведения и поступка героя) сказки: Божьей Коровки и Ёжика (1 и 2 группа), Ёжика и лесных жителей (3 и 4 группа)

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Опишите нашего главного героя (Ёжика) по новому эталону.

Эталон для самопроверки.

Портрет Растянулся возле тропинки, глаза закрыл, ушки – навострил...

Лежит, нежится и каждый шорох слышит...

Слух у Ёжика такой острый, он любого зверька по шагам узнает, а птицу – по шуму крыльев!

Поведение, поступки Затаив дыхание, Ёжик наблюдал...

Ёжик ойкнул, как бы она не свалилась...

Речь – Неужто тропинка наша так далеко вьется? – подумал Ёжик. – До тех самых мест, где слон бродит?!

– Да, – сам себе сказал Ёжик. – Начало пути – это всегда самое трудное.

Выяснение причин поведения; обсуждение взаимоотношений героев.

Выразительное чтение сказок как вариант интерпретации авторского видения темы.

VIII Включение в систему знаний и повторение

Сравнительная характеристика Ежика в 1 и во 2 сказке. Может это быть один и тот же ёжик? Давайте соединим все характеристики вместе и попробуем ответить на вопрос: каким вы представляете себе Ёжика?

Открытие смысла выражения “Начало пути – это всегда самое трудное”.

Пояснение смысла высказывания Ёжика “– Неужто тропинка наша так далеко вьется? – подумал Ёжик. – До тех самых мест, где слон бродит?!” Составленная учениками модель жанра сказки.

Сказка о животных главные герои:

  • животные,
  • птицы,
  • рыбы,
  • предметы,
  • растения
  • явления природы.

Жанровые особенности авторской сказки:

  • Опора на фольклорные традиции
  • Наличие образа автора
  • Сочетание реального и фантастического

1) Перечитывание сказки с целью определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;
2) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);
3) чтение в лицах, либо инсценирование .

IX Рефлексия учебной деятельности

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. (Леонардо да Винчи)

  • Что нового узнали? Какое открытие сделали сегодня на уроке? (Мы открыли эталон, по которому автор может создать свой персонаж)
  • Какова цель урока? (Найти эталон, по которому автор создает персонаж в сказке)
  • Достигли цели? (да)
  • Чем можете доказать? (составили модель-эталон, с помощью которого можно создать образ персонажа: портрет, поведение, поступки, речь)
  • Какой “плод” у нас получился? “Что удивило?” “Что хотелось бы еще узнать?”
  • “Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?”
  • Как бы вы поступили, если бы встретили такого ёжика в лесу?
  • Что сегодня вечером расскажешь своим родителям о том, что нового узнал на уроке литературного чтения?

Пока мы не ушли с нашей полянки, давайте украсим ее цветами.

  • Розовый – у вас нет вопросов и все получилось
  • Желтый – еще остались вопросы
  • Коричневый – осталось много вопросов.