Основные проявления и причины агрессивности у младших школьников
Первопричиной появления агрессии у ребенка может быть достаточно большое количество факторов. Появлению агрессивных качеств может способствовать развитие некоторых соматических заболеваний, заболевания головного мозга. Также можно заметить, что большую роль в возникновении агрессивности играет воспитание в семье. В своих исследованиях М. Мид доказала, что при резком отлучении ребенка от груди, у детей формируются такие качества как тревожность, агрессивность, подозрительность, эгоизм, жестокость. И наоборот, если мать, общаясь с ребенком, окружает его заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются [3, с. 3].
Как это ни удивительно, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у мягких родителей, так и у чрезмерно строгих [4, с. 5].
Так же на агрессивное поведение огромное значение оказывает характер наказаний, применяемого родителями при проявлении гнева у ребенка. В этих ситуациях может быть использовано два совершенно радикальных метода воздействия: либо попустительство, либо строгость.
Многочисленные исследования показывают: родители, которые резко подавляют агрессивное поведение у своих детей, несмотря на свои ожидания, не устраняют это его, а наоборот, развивают в своем ребенке чрезмерную, излишнюю агрессивность, которая проявится даже в зрелые годы [ 9, с. 124]. Когда родители совсем не обращают своего внимания на агрессивное поведение своего чада, то ребенок очень быстро начинает думать, что такое поведение обычное, и одинарные вспышки агрессивности незаметно для родителей перерастают в привычку.
Только родители, которые хотят и умеют находить разумный компромисс, “золотую середину” могут научить своих детей справляться с агрессией.
Выделяют следующие взаимосвязанные факторы появления агрессивности:
1. избирательное отношение ребенка к нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям семьи, школы, к предпочитаемой среде общения, а также личная способность к саморегуляции поведения и личные ценностные ориентации (личностный фактор);
2. психологические предпосылки асоциального поведения, затрудняющие адаптацию ребенка в обществе (индивидуальный фактор);
3. дефекты семейного и школьного воспитания (психолого-педагогический фактор);
4. неблагоприятное взаимодействие ребенка с ближайшим окружением в семье, в коллективе сверстников, на улице (социально-психологический фактор);
5. социально-экономические условия (социальный фактор [10, с. 105].
Обычно уровень агрессивности ребенка может изменяться в зависимости от ситуации, но бывает ситуация, когда агрессивность может принимать устойчивые формы. Для этого может существовать множество причин: взаимодействие с родителями, учителями, положение ребенка в классе, отношение к нему сверстников. Такие дети могут иначе воспринимать поведение окружающих, воспринимая их как более агрессивное. К такому поведению больше склонны мальчики. Но в наше время и у девочек все чаще встречается появление различных форм агрессии [10, с. 110]. Достаточно часто причиной агрессивности у ребенка является семья. Если ребенок ежедневно наблюдает у взрослых агрессивное поведение в обыденных жизненных ситуациях – взаимные упреки, ругань, крики, хамство, унижение, то это не приводит ни к чему хорошему. Непоследовательность родителей становится нормой его жизни: ребенок теряется, озлобляется, агрессивно настраивается против родителей и окружающих людей.
Также способствует детской агрессивности и неприятие со стороны взрослых – безразличие, враждебность к самому факту существования ребенка, устранение от общения с ним, властность, нетерпимость.
Агрессивным детям, несмотря на их схожесть, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся узость и неустойчивость интересов, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Они эмоционально грубы, озлобленны в отношении окружающих их людей, имеют неадекватную самооценку (либо максимально положительную, либо максимально отрицательную), излишне тревожны [6, с. 4]. Одновременно с этим, среди агрессивных, встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У таких детей агрессивность выступает как средство поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности.
Почти в каждом классе имеются агрессивные дети. Такой ребенок может нападать на остальных детей, обзывать и бить их. Ребенок намеренно может употреблять грубые выражения. Такого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Безучастность родителей часто приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.
Н.Л. Кряжева так описывает поведение этих детей: “Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”[6, с. 5]. Несмотря на то, что родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается агрессивный ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. На самом деле это отчаянная попытка завоевать ребенком свое “место под солнцем”.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, часто не могут сами оценить свою агрессивность, вселяют в окружающих страх и беспокойство, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Им кажется, что весь мир хочет обидеть их.
Школьники стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Образование школьных группировок заметно меняет агрессивное поведение школьников. Участие в группе дает ребятам возможность испытать чувство защищенности и комфорта, повышения своих возможностей. Результатом этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место.
Особенно следует отметить, что для некоторого ряда детей с коммуникативными нарушениями (сензитивных, тревожных, шизоидных) такая группа может быть фантазийной. Такие дети часто придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои игровых, мультипликационных фильмов, комиксов, телесериалов и пр. Они стараются подражать поведению любимых героев. Это диктует им агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся.
Влияние неблагополучной семейной ситуации на формирование агрессивнойформы поведения младших школьников в коллективе сверстников
Многочисленные исследования показывают, что родительское поведение часто выступает в качестве модели агрессивного поведения для ребенка. Агрессивные дети чаще бывают в агрессивных семьях. Усвоение ребенком широкого ассортимента агрессивных реакций – является явным поощрением агрессивного поведения. Таким образом, получение подкрепления ребенком за свои агрессивные действия значительно повышает вероятность повторения подобных действий в дальнейшем [2, с. 25].
Непосредственно в своей семье ребенок проходит первичную социализацию. Усваивая и наблюдая за взаимоотношениями между членами своей семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в течении всей жизни. Уровень семейной гармонии или дисгармонии, отношение родителей на неправильное поведение ребенка, характер взаимоотношений между родителями и детьми, характер отношений с родственниками - вот что может предопределять агрессивное поведение ребенка и влиять на его поведение с окружающими в зрелые годы.
Наибольший интерес социологов вызывает характер семейного руководства. Действия родителей или близких родственников существенно предопределяют становление агрессивного поведения у ребенка. Эти действия имеют своей целью “наставить детей на путь истинный” или изменить их поведение с помощью контроля родителей за поведением детей и изменение характера и строгости наказаний за агрессивное поведение.
В результате можно сделать вывод, что недостаточный контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях), присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, который часто сопровождается агрессивным поведением.
Паттерсон и Стаутхамер-Лебер изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью.
Они выяснили, что оба фактора семейного воспитания - контроль и последовательность напрямую зависят с количеством приводов ребенка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам [3, с. 2].
При использовании физических наказаний выявляются специфические “опасности”:
1. родители, которые наказывают своих детей, часто оказываются для тех примером агрессивности. Это может провоцировать ребенка на агрессивное поведение в дальнейшем.
2. при слишком часто наказании дети будут избегать родителей, возможны убегания из дома, оказание им сопротивления. Также это может склонить ребенка в компанию с рискованным, асоциальным поведением.
3. при слишком сильном или обидном наказании детей, они могут забыть причину, вызвавшую подобные действия. И это мешает усвоению правил приемлемого поведения, которого добивались родители.
4. дети выполняют требования только тогда, когда за их поведением наблюдают.
Ребенок усваивает различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые) в ходе взаимодействия с другими детьми в процессе социализации. Различные виды агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Во время шумных игр со сверстниками, в которых дети догоняют друг друга, дразнятся, толкаются, пинаются, они имеют возможность научиться агрессивным реакциям. Эти игры являются сравнительно “безопасным” способом обучения агрессивному поведению. Многие дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр.
Также отдельное внимание следует уделить вопросам семейного воспитания, как главному фактору усвоения агрессивного поведения. В рамках психолого-педагогического подхода стали разрабатываться вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, А.В.Запорожец, В.К.Копырло, Н.И.Лисина и др.) [8, с. 73].
Многие исследователи, занимающиеся данной проблематикой, считают важным ранний возраст в воспитании социокультурной среды, восприятию культурных и эмоциональных традиций в семье.
М. Мид, сделала много интересных наблюдений: при суровом воспитании, при раннем отлучении ребенка от груди, при редком общении ребенка с матерью или ее постоянной занятости, при использовании достаточно частых наказаний гораздо чаще формируются отрицательные черты характера. В таких семьях враждебность ребенка к кому-либо не вызывает у взрослых осуждения. Достаточно часто у ребенка формируются такие черты характера как: сильная агрессивность, тревожность, эгоизм, подозрительность и жестокость [8, с. 75].
Эрон считает, что жестокие и озлобленные дети, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные) [11 , с. 63].
А.А.Бодалев считает, что ребенок оценивает другого человека и его действий по примеру оценки авторитетного для ребенка взрослого. Поэтому родители являются эталоном, по которому ребенок сверяет и строит свое поведение [11 , с. 65].
Часто родители, передавая социально полезный опыт, передают и негативные его стороны, которые являются эмоционально заряженным “руководством к действию”. Ребенок, не имеющий своего личного опыта, не может соотнести правильность навязываемых ему взрослым моделей поведения с объективной реальностью. Родители же, как заметил Э.Берн, почти всегда довольны, когда дети им подражают, хотя могут и не показывать вида [11 , с. 70].
Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что на социализацию агрессии значительное оказывают влияние два основных фактора:
1. Характер отношений в семье (поведение родителей);
2. Особенности подкрепления агрессивного поведения со стороны близких и окружающих людей.
Была установлена непосредственная связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Почти все родители по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников. (И.А.Фурманов).
Р.Бэрон и Д.Ричардсон также связывают между собой практику семейного руководства и агрессивное поведение у детей. Она опирается на характер и строгость наказаний, а также на контроль родителями поведения детей [1, с. 50]. Выявлено, что жестокие и неадекватные наказания связаны с достаточно высоким уровнем агрессии у детей (Эрон), а слабый контроль и отсутствие присмотра за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, часто сопровождается их агрессивным поведением (Паттерсон и Стаухамер - Лебер) [1, с. 55].
Следовательно, формирование агрессивных наклонностей у детей происходит определенными путями:
1. при наказании агрессивных детей:
- родители, редко подавляющие агрессивность у своих детей, воспитывают у ребенка чрезмерную агрессивность.
- родители, не наказывающие своих детей за проявление агрессивности, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.
- родителям, разумно подавляющим агрессивность удается воспитать умение владеть собой в провоцирующих ситуациях.
2. Родители, поощряющие агрессивность в своих детях на своем примере (модели) соответствующего поведения по отношению к другим.
Синдром гиперактивности у детей младшего школьного возраста как фактор формирования проблемных форм общения со сверстниками
Отношения со сверстниками у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) складываются достаточно сложно. Часто их не принимают, не понимают, и хотя враждебных чувств к ним не испытывают, с ними никто не хочет иметь дело. Ребенок с СДВГ неусидчив, болтлив, постоянно докучает своим поведением другим людям. Он все время хочет вертеть головой, крутиться, постукивать пальцами, стучать и раскачивать ногами.
Он всем надоедает, ко всем пристает, много говорит, не подумав, постоянно перебивает других, его речь опережает мысль, он никогда недослушивает вопросы собеседника до конца [5, с. 252].
От него исходит столько энергии, что это раздражает всех окружающих.
Многие дети считают его очень странным и ненормальным.
Взрослые отказываются заниматься с таким ребенком, потому что он совершенно непредсказуем, эмоционально подвижен, легко переходит от смеха к слезам, его поведение не сдержано.
Игры со сверстниками для ребенка имеют огромное значение в развитии вообще и в социальном развитии в частности. Играя, ребенок развивается эмоционально, учитывать интересы других, учится сдерживаться, доводить начатое дело до конца [5, с. 254]. Каждая игра требует от детей соблюдения определенных правил, заранее известных условий, которые ребенок с СДВГ из-за дефицита внимания и импульсивного бездумного поведения не может соблюдать, что также приводит к неудачам во время игр. Ребенок с СДВГ отвлекается и терпит неудачу за неудачей в усвоении важных жизненных навыков. При этом он начинает отвергаться сверстниками, что окончательно закрывает ему дорогу к нормальной социальной адаптации.
Часто ребенок с СДВГ специально выбирает для себя роль шута, чтобы наладить отношения со сверстниками. Такие дети развлекают публику, но с ними все равно никто не хочет играть. С ними общаются только дети младшего возраста или дети с подобными проблемами. Чрезвычайно часто эти дети являются мишенью для насмешек.
Дети с СДВГ очень общительны, первыми знакомятся, более разговорчивы, но избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, скоро обнаруживается и все повторяется снова.
Из-за того, что они обеспокоены социальными ожиданиями и не понимают оттенки межличностных отношений, другим детям очень тяжело общаться с таким ребенком; он слишком раздражает своей невнимательностью к другим людям, непониманием ситуации, обижает других, хотя делает это не специально. Родители этих детей часто жалуются, что у их детей нет друзей, и что их сверстники отказываются с ними заниматься или играть.
Часто активность этого ребенка сочетается с деструктивным поведением, которому многие обычные дети могут подражать. Он может провоцировать других детей на различные нарушение дисциплины, действовать как заводила.
Плохому поведению легче всего подражать, дурной пример заразителен.
В основном, психическое развитие детей с СДВГ отстает от своих сверстников, но они всегда стремятся ими руководить, они могут быть очень агрессивными и требовательными [7, с. 83]. К себе дети с СДВГ не очень требовательны.
Взрослея, под влиянием кого-то из взрослых, обнаруживается, что у таких детей, есть и свои положительные качества: они интересны своим творческим, нестандартным подходом к любому виду деятельности. С ними может быть интересно, если они уменьшат свою интенсивность воздействия на других и будут внимательны к другим детям.