Обобщающий урок по теме «Причастие»

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, тетради-справочники, мяч.

Цель: систематизировать и обобщить знания по теме “Причастие”.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторение и закрепление орфографических и пунктуационных правил, изученных по теме “Причастие”
  • Формирование практических умений использовать полученные знания (умение находить причастия, отличать причастия от имён прилагательных и глаголов; образовывать разные формы причастий, решать тестовые задания, определять грамматические признаки причастия)
  • Активизирование самостоятельной деятельности обучающихся

Развивающие:

  • Формирование самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы
  • Обогащение словарного запаса

Воспитательные:

  • Воспитание чуткого отношения к слову
  • Развитие познавательного интереса к предмету

 Ход урока.

Презентация.

(слайд 1)

I. Организационный момент.

Слово учителя (приветствие): Ребята, сегодня вы присутствуете на не совсем обычном уроке. У нас много гостей, а гость - это всегда хорошее настроение. Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку.

(слайды 2, 3)

II. Тема, цели урока.

III. Причастие как часть речи. Фронтальный опрос.

- Что же такое причастие? (хором ответ)

(слайд 4)

- Фронтальный опрос: определите часть речи: летит, летучий, летящий, шумный, шумящий, шуметь, счастливый, улыбающийся, улыбчивый, колючий, колющий, колоть, горячий, горящий, загоревший, синеватый, синеющий, красивейший, покрасневший, стойкий, стоящий, стоит, разборчивый, разбирающийся

- Назовите вид причастия и время:

лаявший, шумящий, освещенный, освещаемый, читающий, прочитавший, расчищенный, открытый, построивший, решаемый.

- Морфологический разбор причастий (хором или по отдельности - устно)

Работа написана, лечащим врачом, связанные носки.

IV. Знание грамматических признаков причастий, умение отличать их от других частей речи необходимо для грамотного написания и правильного употребления их в речи.

* * Повторяем суффиксы причастий.

-ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-); -ом- (-ем-); -им- ; гласная перед -вш- в действительном причастии прошедшего времени.

Форма работы: “Мозговой штурм” - кидаю мяч со словами, дети встают, произносят слова четко и громко по слогам, возвращают мяч (игра на выбывание – садятся те, кто ошибся).

тающий, видящий, сеющий, слышащий, лающий, клеящий, беспокоящийся, скачущий, щебечущий, рокочущий, терпящий, тащащийся, кровоточащий, строящийся, дышащий, стелющийся, бреющий, хвалящийся, значащий, мыслящий, торопящийся, липнущий, веющий, колющий, борющийся, чувствующий, расстилающийся, касающийся, загорающий, лечащий, колеблющийся, торопящийся, рубящий, строящий, пилящий, жалящий, зависящий, хлопочущий, ласкающий, плещущий, пышущий, верящий, верующий, следующий, будущий, жаждущий, командующий, брезжущий, лелеемый, сеемый, слышимый, видимый, движимый, одаряемый, читаемый.

** Следующее задание – выполнить тест.

(слайд 5)

** Буквы а(я) // е перед Н

По 1 человеку выходят к доске на скорость (2-3 человека), можно с мячом.

4 человека у доски пишут под диктовку учителя слова в столбик, остальные работают в тетради самостоятельно, выполняя задание презентации.

(слайды 6,7)

Проверка. (1 человек встает, поворачивается спиной и проговаривает слова, написанные учащимися на доске, по слогам - оценка)

V. Работа со словосочетаниями. Объяснение орфограмм и пунктограмм.

(слайды 8,9)

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

(слайд 10)

VII. Рефлексия (слайд 11)

Сегодня мы постарались вспомнить всё, что узнали о причастии, закрепить свои знания.

- что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

- что хотели бы еще повторить?

Спасибо за урок. До свидания.

Оценивание учащихся идёт на каждом этапе урока.