Обобщающий урок по теме "Давление твердых тел, жидкости и газа", 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Дидактическая цель: создание условий для систематизации изученного материала, развитие организационных, интеллектуальных умений и навыков, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Цели по содержанию:

образовательная: повторить, обобщить и проверить знания и умения, полученные при изучении темы;

воспитательная: развивать ответственное отношение к учению, умения рассуждать, делать выводы;

развивающая: активизировать мышление, развивать познавательный интерес.

Ход урока

Целепологание и мотивация знаний.

Мы с вами изучили понятие давление и архимедова сила. Это глубоко исторические понятия. Эванжелисто Торричелли, Блез Паскаль, Отто Герике остались в истории, на их открытиях была построена целая система современного естествознания. Мы настолько часто сталкиваемся с понятием “давление”, оно столь многолико, что “пропитало” самые родные области и породило много непростых вопросов:

- Почему трудно вытащить ноги из размокшей глины?

- Почему боксёры ведут бой в перчатках?

- Как продвигаться по хрупкому льду?

Некоторые из них мы сегодня решим. Какую цель мы должны сегодня перед собой поставить?

Актуализация знаний.

Для начала, я попрошу вас ответить на несколько вопросов.

  1. Что такое давление?
  2. В каких единицах измеряется давление?
  3. Как теоретически определить давление?
  4. Одинаковое ли давление оказывают на опору равные по массе и объему тела при различных их расположениях?
  5. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?
  6. Зачем охотник зимой надевает широкие лыжи?
  7. Может ли человек изменить своё давление на пол? Как?
  8. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на край полыньи рекомендуют класть доски или лыжи. Почему?

Обобщение и закрепление знаний

О давлении твёрдых тел вы знаете многое. А сейчас применим свои знания для решения задач.

1. Снегоочиститель, выпускаемый Кировским машиностроительным заводом им.1 Мая, имеет массу 90 т. Определите давление, производимое им на рельсы, если снегоочиститель пятиосный, а площадь соприкосновения каждого колеса с рельсом 5 см2.

2. На Слободском фанерном комбинате фанера прессуется под давлением 3*106 Па. Определите силу давления, которую развивают прессы при изготовлении листа фанеры размером 1,3 *1,3 м.

3. Вышка Кировского телецентра имеет массу 240 т и установлена на четырех бетонных опорах, имеющих в сечении форму квадрата со стороной 5 м и массой 25 т. Определить давление, производимое вышкой на грунт.

Мы с вами рассмотрели давление твердых тел, но кроме них у нас есть и другие агрегатные состояния.

1. Скажите, пожалуйста, в каких ещё агрегатных состояниях могут находиться тела?

2. Жидкие и газообразные тела могут оказывать давление?

3. Если да, то, что является причиной давления, оказываемого жидкостями и газами?

Сравните давления в этих трёх сосудах

Определите, у какой жидкости давление на дно больше.

В два цилиндрических сосуда разной формы налита вода равной массы. Одинаково ли давление на дно сосудов.

Мы повторили про давление в жидких и газообразных телах, сейчас порешаем задачи.

  1. Какая глубина соответствует давлению воды 400 кПа?
  2. В 1648г Паскаль поразил современников таким опытом: в прочную, наполненную водой бочку вставил длинную узкую трубку. Поднявшись на балкон второго этажа, он вылил в трубку всего одну кружку воды. Бочка разорвалась. Почему? (Для ответа следует оценить давление воды: площадь дна бочки 1м2, высота столба воды в трубке 5м).
  3. Рассчитайте давление воды на дно бассейна площадью 16м2, глубиной 5м?
  4. Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, опытный ныряльщик – 20м. Определить давление воды на этих глубинах?

Контроль.

Мы свами повторили, как действует давление на твердые, жидкие и газообразные тела. А теперь давайте проверим свои знания, при помощи тестовых заданий.

Вариант 1

1. Давлением твердого тела называют величину, равную...

а) произведению силы, действующей на поверхность, на площадь этой поверхности;

б) отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности;

в) отношению площади поверхности к силе, действующей перпендикулярно этой поверхности,

112. Единицей измерения давления является.....

а) кг/м3; б) м/с; в) Н; г) Па.

3. Давление 8 кПа соответствует давлению равному:

а) 0,8 Па; б) 800 Па; в) 8000 Па; г) 0,008 Па.

4. Какой брусок производит меньшее давление на стол (рис. 1)?

а) 1; б) 2; в) 3; г) давление во всех случаях одинаково.

5. Три цилиндра медный, алюминиевый и стальной имеют одинаковые размеры. Какой из цилиндров будет оказывать большее давление на поверхность?

а) медный; б) алюминиевый; в) стальной; г) все цилиндры оказывают одинаковое давление.

6. Давление газа на стенки сосуда вызывается ...

а) притяжением молекул; б) отталкиванием молекул;

в) ударами молекул газа о стенки сосуда; г) соударением молекул друг с другом.

7. Мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым, т.к. с понижением температуры ...

а) уменьшается число молекул внутри мяча, способных оказывать давление на стенки баллона мяча;

б) уменьшается скорость движения молекул газа внутри мяча и они реже ударяются о стенки баллона мяча, вследствие чего давление газа уменьшается;

в) молекулы внутри мяча перестают двигаться и в результате этого не оказывают давления на стенки баллона мяча;

г) образуются трещины в баллоне мяча, через которые газ выходит наружу.

8. Как зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда от плотности и высоты столба жидкости?

а) давление жидкости прямо пропорционально плотности жидкости и обратно пропорционально высоте столба жидкости;

б) давление жидкости прямо пропорционально высоте столба жидкости и обратно пропорционально плотности жидкости;

в) давление жидкости прямо пропорционально плотности и высоте столба жидкости.

Вариант 2

1. Давлением твердого тела рассчитывают по формуле:

а) p=F/S; 6) p=F*S; в) p=S/F

2. За единицу давления принимают давление, которое производит....

11а) сила в 1 Н на 1м2; б) сила в 10 Н на 1 см2; в) масса 1 кг на 1 м2; г) масса 1 кг на 1 см2.

3. Давление 60 гПа соответствует давлению равному:

а) 0,6 Па; б) 60000 Па; в) 600 Па; г) 6000 Па.

4. В каком положении (рис. 1) брусок оказывает наибольшее давление на стол?

а) 1; б) 2; в) 3; г) давление во всех случаях одинаково.

5. Масса первого тела в 5 раз больше, чем масса второго. Площадь опоры первого тела в 2 раза меньше, чем у второго. Какое тело оказывает большее давление на стол и во сколько раз?

а) p1 = p2; б) p2>p1 в 10 раз; в) p1>p2 в 10 раз; г) p1>p2 в 2,5раза; д) p2>p1 в 2,5 раза;

6. Закон Паскаля справедлив....

а) только для твердых тел; б) только для газов; в) только для жидкостей; г) только для жидкостей и газов; д) для жидкостей, газов и твердых тел.

7. Сосуд с газом из холодного помещения перенесли в теплое место. При этом изменяется....

а) масса газа; б) объем газа; в) давление газа; г) скорость движения молекул газа; д) число молекул газа; е) плотность газа. Рис 2.

8. На какие пластинки (рис. 2), помещенные в сосуд с водой, давление воды будет наибольшим?

а) 1; 6)2; в) 3; г) 4; д) давление на все пластинки одинаковое.

Итоги урока. Рефлексия.

- Что сегодня повторили?

- Где будем применять знания?

- Что удалось на уроке и над чем необходимо поработать?

- Достиг ли урок цели?