Дидактическая цель: создание условий для систематизации изученного материала, развитие организационных, интеллектуальных умений и навыков, выявление уровня овладения системой знаний и умений.
Цели по содержанию:
образовательная: повторить, обобщить и проверить знания и умения, полученные при изучении темы;
воспитательная: развивать ответственное отношение к учению, умения рассуждать, делать выводы;
развивающая: активизировать мышление, развивать познавательный интерес.
Ход урока
Целепологание и мотивация знаний.
Мы с вами изучили понятие давление и архимедова сила. Это глубоко исторические понятия. Эванжелисто Торричелли, Блез Паскаль, Отто Герике остались в истории, на их открытиях была построена целая система современного естествознания. Мы настолько часто сталкиваемся с понятием “давление”, оно столь многолико, что “пропитало” самые родные области и породило много непростых вопросов:
- Почему трудно вытащить ноги из размокшей глины?
- Почему боксёры ведут бой в перчатках?
- Как продвигаться по хрупкому льду?
Некоторые из них мы сегодня решим. Какую цель мы должны сегодня перед собой поставить?
Актуализация знаний.
Для начала, я попрошу вас ответить на несколько вопросов.
- Что такое давление?
- В каких единицах измеряется давление?
- Как теоретически определить давление?
- Одинаковое ли давление оказывают на опору равные по массе и объему тела при различных их расположениях?
- Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?
- Зачем охотник зимой надевает широкие лыжи?
- Может ли человек изменить своё давление на пол? Как?
- Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на край полыньи рекомендуют класть доски или лыжи. Почему?
Обобщение и закрепление знаний
О давлении твёрдых тел вы знаете многое. А сейчас применим свои знания для решения задач.
1. Снегоочиститель, выпускаемый Кировским машиностроительным заводом им.1 Мая, имеет массу 90 т. Определите давление, производимое им на рельсы, если снегоочиститель пятиосный, а площадь соприкосновения каждого колеса с рельсом 5 см2.
2. На Слободском фанерном комбинате фанера прессуется под давлением 3*106 Па. Определите силу давления, которую развивают прессы при изготовлении листа фанеры размером 1,3 *1,3 м.
3. Вышка Кировского телецентра имеет массу 240 т и установлена на четырех бетонных опорах, имеющих в сечении форму квадрата со стороной 5 м и массой 25 т. Определить давление, производимое вышкой на грунт.
Мы с вами рассмотрели давление твердых тел, но кроме них у нас есть и другие агрегатные состояния.
1. Скажите, пожалуйста, в каких ещё агрегатных состояниях могут находиться тела?
2. Жидкие и газообразные тела могут оказывать давление?
3. Если да, то, что является причиной давления, оказываемого жидкостями и газами?
Сравните давления в этих трёх сосудах
Определите, у какой жидкости давление на дно больше.
В два цилиндрических сосуда разной формы налита вода равной массы. Одинаково ли давление на дно сосудов.
Мы повторили про давление в жидких и газообразных телах, сейчас порешаем задачи.
- Какая глубина соответствует давлению воды 400 кПа?
- В 1648г Паскаль поразил современников таким опытом: в прочную, наполненную водой бочку вставил длинную узкую трубку. Поднявшись на балкон второго этажа, он вылил в трубку всего одну кружку воды. Бочка разорвалась. Почему? (Для ответа следует оценить давление воды: площадь дна бочки 1м2, высота столба воды в трубке 5м).
- Рассчитайте давление воды на дно бассейна площадью 16м2, глубиной 5м?
- Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, опытный ныряльщик – 20м. Определить давление воды на этих глубинах?
Контроль.
Мы свами повторили, как действует давление на твердые, жидкие и газообразные тела. А теперь давайте проверим свои знания, при помощи тестовых заданий.
Вариант 1
1. Давлением твердого тела называют величину, равную...
а) произведению силы, действующей на поверхность, на площадь этой поверхности;
б) отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности;
в) отношению площади поверхности к силе, действующей перпендикулярно этой поверхности,
112. Единицей измерения давления является.....
а) кг/м3; б) м/с; в) Н; г) Па.
3. Давление 8 кПа соответствует давлению равному:
а) 0,8 Па; б) 800 Па; в) 8000 Па; г) 0,008 Па.
4. Какой брусок производит меньшее давление на стол (рис. 1)?
а) 1; б) 2; в) 3; г) давление во всех случаях одинаково.
5. Три цилиндра медный, алюминиевый и стальной имеют одинаковые размеры. Какой из цилиндров будет оказывать большее давление на поверхность?
а) медный; б) алюминиевый; в) стальной; г) все цилиндры оказывают одинаковое давление.
6. Давление газа на стенки сосуда вызывается ...
а) притяжением молекул; б) отталкиванием молекул;
в) ударами молекул газа о стенки сосуда; г) соударением молекул друг с другом.
7. Мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым, т.к. с понижением температуры ...
а) уменьшается число молекул внутри мяча, способных оказывать давление на стенки баллона мяча;
б) уменьшается скорость движения молекул газа внутри мяча и они реже ударяются о стенки баллона мяча, вследствие чего давление газа уменьшается;
в) молекулы внутри мяча перестают двигаться и в результате этого не оказывают давления на стенки баллона мяча;
г) образуются трещины в баллоне мяча, через которые газ выходит наружу.
8. Как зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда от плотности и высоты столба жидкости?
а) давление жидкости прямо пропорционально плотности жидкости и обратно пропорционально высоте столба жидкости;
б) давление жидкости прямо пропорционально высоте столба жидкости и обратно пропорционально плотности жидкости;
в) давление жидкости прямо пропорционально плотности и высоте столба жидкости.
Вариант 2
1. Давлением твердого тела рассчитывают по формуле:
а) p=F/S; 6) p=F*S; в) p=S/F
2. За единицу давления принимают давление, которое производит....
11а) сила в 1 Н на 1м2; б) сила в 10 Н на 1 см2; в) масса 1 кг на 1 м2; г) масса 1 кг на 1 см2.
3. Давление 60 гПа соответствует давлению равному:
а) 0,6 Па; б) 60000 Па; в) 600 Па; г) 6000 Па.
4. В каком положении (рис. 1) брусок оказывает наибольшее давление на стол?
а) 1; б) 2; в) 3; г) давление во всех случаях одинаково.
5. Масса первого тела в 5 раз больше, чем масса второго. Площадь опоры первого тела в 2 раза меньше, чем у второго. Какое тело оказывает большее давление на стол и во сколько раз?
а) p1 = p2; б) p2>p1 в 10 раз; в) p1>p2 в 10 раз; г) p1>p2 в 2,5раза; д) p2>p1 в 2,5 раза;
6. Закон Паскаля справедлив....
а) только для твердых тел; б) только для газов; в) только для жидкостей; г) только для жидкостей и газов; д) для жидкостей, газов и твердых тел.
7. Сосуд с газом из холодного помещения перенесли в теплое место. При этом изменяется....
а) масса газа; б) объем газа; в) давление газа; г) скорость движения молекул газа; д) число молекул газа; е) плотность газа. Рис 2.
8. На какие пластинки (рис. 2), помещенные в сосуд с водой, давление воды будет наибольшим?
а) 1; 6)2; в) 3; г) 4; д) давление на все пластинки одинаковое.
Итоги урока. Рефлексия.
- Что сегодня повторили?
- Где будем применять знания?
- Что удалось на уроке и над чем необходимо поработать?
- Достиг ли урок цели?