Тип урока: урок повторения, закрепления и совершенствования знаний.
Класс: 6 класс.
Продолжительность урока: 45 минут.
Учебник: Математика. 6класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений /Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. М., Мнемозина.
Цели урока:
- Образовательные: обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.
- Развивающие: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; проверить степень усвоения учащимися материала; обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; развивать математическую культуру речи и письма.
- Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду; умение преодолевать учебные трудности; умение работать в коллективе.
Задачи.
1) Обучающие:
- отработать навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел,
- формирование у учащихся основ разносторонних математических знаний.
2) Воспитательные:
- воспитание культуры умственного труда,
- воспитание уважительного отношения к сверстникам.
3) Развивающие:
- формирование умений и навыков учебной (практической и умственной) деятельности;
- развитие познавательных процессов учащихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие, умственное развитие учащихся).
Оборудование к уроку: карточки теоретическими вопросами для работы в парах, сигнальные карточки, плакат с дешифратором, карточки с самостоятельной работой, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука-
Эта математика!
- Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных вычислений, новых открытий и интересной работы.
II. Психологическая установка на работу.
- Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Память моя крепка.
Я готов к работе.
Я работаю!!
III. Вступительное слово учителя.( Слайд 1-3)
- Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о положительных и отрицательных числах
Отрицательные числа - новые для вас
Лишь совсем недавно изучил ваш класс,
Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
Учат, учат правила дети все уроки.
- Ребята! Мы сегодня на уроке повторим правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Складывать и вычитать положительные и отрицательные числа научились ещё до н.э. древнекитайские ученые. Индийские математики представляли себе положительные числа как “имущество”, отрицательные как “долги”. Индийский математик Брахмагутта(VIIв) излагал правила сложения и вычитания так: “Сумма двух имуществ - есть имущество”, “Сумма долгов-долг”, “Сумма имущества и долга равна их разности” (перевод).
Мы же сегодня на уроке повторим эти правила и их применение при сложении и вычитании чисел.
IV. Работа в парах.(Слайд 4)
-Ребята! Открываем тетради, записываем число, классная работа. Проверяем теорию по вопросам.
(Учащиеся получают карточки с вопросами для 1варианта и для 2 варианта и задают вопросы своему соседу по парте. В тетрадях записывают №1, за правильный ответ ставят соседу в его тетради “+”, за неправильный - “-”).
Вопросы для работы в парах.
1 вариант.
- Как сложить числа с разными знаками?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Как из данного числа вычесть другое число?
2 вариант.
- Какие числа называются противоположными?
- Как сложить два отрицательных числа?
- Как найти длину отрезка на координатной прямой?
V. Операция “Знаки”. (Слайд 5)
Внимание на доску. Операция знаки. Приготовьте сигнальные карточки (знаки “+” и “-”).
VI. Работа в тетрадях .
Учащиеся в тетрадях ставят №2 и записывают вариант. На “крыльях” доски приготовлены задания по вариантам (или слайд 6). Учащиеся записывают в столбик одни ответы - числа, которые они вставят вместо многоточия, чтобы получилось верное равенство, и пытаются расшифровать слова, закодированные с помощью полученных результатов. Каждому числу соответствует определённая буква (дешифратор приготовлен на плакате или слайд 7).
1 вариант | 2 вариант |
-2+...=19 | -13+...=8 |
8+...=3 | 17+...=-2 |
5-...=6 | 6-...=-11 |
24-...=-1 | 5-...=-1 |
...-1=-2 | ...+14=-9 |
Дешифратор:
Результат | -1 | -5 | 6 | -17 | -19 | 21 | -23 | 25 |
Буква | а | д | е | п | с | у | х | ч |
Учащиеся получили следующий результат (слайд 8):
1 вариант | 2 вариант | ||
21 | у | 21 | у |
-5 | д | -19 | с |
-1 | а | -17 | п |
25 | ч | 6 | е |
-1 | а | -23 | х |
- Ребята! Давайте проверим результаты. Посмотрите, какие хорошие слова вы расшифровали. Пусть и далее на уроке вам сопутствуют удача и успех.
Продолжаем работу в тетрадях. Учебник страница 186 №1092 (а,в, д). На доске решают уравнения ученики, которых вызывает к доске учитель, а остальные учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, потом проверяют результаты.
№1092
а) -2+х=4,3 ; в) 5-х=1,7; д) z+=-
№4.Найти значение выражения: (-)+(-0,32-0,13)=...
№5. Найти расстояние между точками А и В, заданных координатами, на координатной прямой.
а) А(-5,5) и В(-3,7)
б) А(0.3) и В(-17,2).
VI. Связь с современностью.
Ребята! А где вы в жизни встречаетесь с отрицательными и положительными числами?
(Решение задач с использованием терминов долги, расход, приход, очки, температура.) Давайте решим такую задачу. (Задачу учащиеся решают устно.)
Задача. (Слайд 9)
Наиболее жаркое лето на Земле в Ливии, там температура бывает +56, наиболее низкая температура зафиксирована в Антарктиде -88.Определите разницу между высшей и низшей температурами на Земле.(Б.Друзь)
VII. Подведение итогов урока. (Слайд 10)
VIII. Выставление оценок учащимся.
IX. Домашнее задание. (Слайд 10)
Повторить теоретический материал п.32-п.34 № 1099, № 1097(б,г), № 1101.
Х.Самостоятельная работа (на карточках или слайд11).
Ребята! Вместе мы поработали. Теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно.
1 вариант | 2 вариант |
-26+14 | 7-(-3) |
19-21 | -36+16 |
2-(-8) | -16-(-11) |
-9+(-14) | -52+7 |
-9-13 | -13-9 |
-7-(-11) | 16-(-9) |
18+(-17) | 16+(-30) |
--(-) | --(-) |
(- +)+(-0,23-0,32) | (- + )+(-0,14-0,21) |
В конце урока учащиеся сдают тетради, в которых проверяются все виды выполненных работ.
Список литературы:
- Виленкин Н.Я и др. Математика 6 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
- Тапилина Л.А., Афанасьева Т.Л. Математика. 6 класс. Поурочные планы (по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова) II полугодие – Волгоград.: Учитель, 2003.
- Григорьева Г.И. Предметная неделя в школе. – М.: Глобус, 2008.
- Едуш О.Ю.Математика:6кл.: 2 полугодие: Подсказки на каждый день: -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.