Иллюстрированный школьный словарь по алгебре. 8–9-й классы

Разделы: Математика


Цель создания словаря:

Словарь составлялся для тех, кто хочет хорошо усвоить самый сложный предмет, который приходится изучать каждому школьнику – математику.

Математика – наука весьма сложная для обучающихся, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной; подхода, позволяющего связать излагаемый материал с имеющимися у школьника знаниями и образам. Многие школьники получают по этому предмету плохие оценки, чувствуют себя некомфортно на уроке или имеют определенные трудности с подготовкой экзаменам, но не всегда это связано с отсутствием расположенности к точным наукам. На уроках математики в любой школе учителю приходится в условиях ограниченного времени и жесткого учебного плана предоставить ученикам определенный объем знаний. Словарь поможет ученикам полюбить математику и через интерес и любовь к предмету, прийти к знаниям, сделать их более доступными для понимания и усвоения. Учитель может использовать словарь,  как на различных этапах урока, так и на внеурочных занятиях.

Содержание словаря (краткая аннотация):

В словаре собраны основные математические понятия, изучаемые на уроках алгебры в 8-9 классах общеобразовательной школы, обучающимися по учебникам авторов Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой; под ред. С.А. Теляковского. Даны определения основных понятий, приведены примеры. Словарь иллюстрирован схемами и графиками, которые дополняют текст. Понятия и определения в словаре расположены в алфавитном порядке их названий. Здесь же можно увидеть фото и прочитать о великих математиках. Сведения о них представлены не в алфавитном порядке, а как приложение к понятию или определению. В конце имеется предметный указатель и  список рекомендованной литературы. Словарь разбит на два блока: первый – 8 класс, второй – 9 класс.

«Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения — тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование — лицо разума». Унсур Аль-Меали (Кей Кабус)

рис.1

8 класс

Абсолютная погрешность

Чтобы узнать, на сколько приближенное значение отличается от точного, надо из большего числа вычесть меньшее, т.е. найти модуль разности точного и приближенного значений. Этот модуль разности называют абсолютной погрешностью.

Абсолютная погрешность

В тех случаях, когда бывает сложно или даже невозможно провести сплошное исследование, его заменяют выборочным. При выборочном исследовании из всей изучаемой совокупности данных, называемой генеральной совокупностью, выбирается определенная ее часть, т.е. составляется выборочная совокупность(выборка), которая подвергается исследованию. При этом выборка должна быть представительной, или, как говорят, репрезентативной, т.е. достаточной по объему и отражающей характерные особенности исследуемой генеральной совокупности.

Выражение

  • дробное, содержащее помимо действий сложения, вычитания и умножения, деление на выражение с переменными;
  • рациональное, объединяющее целые и дробные выражения;
  • целое, составленное из чисел и переменных с помощью действий сложения, вычитания и умножения, а также деления на число, отличное от нуля.

рис.2Исаак Ньютон (1643 -1727) — английский физик, механик, математик и астроном. Сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, разработал, независимо от Лейбница, основы математического анализа.

Гипербола — кривая, являющаяся графиком обратной пропорциональности. Гипербола состоит из двух ветвей.

рис.3

Гистограмма

Представляет собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота – частоте или относительной частоте. Таким образом, в гистограмме, в отличие от обычной столбчатой диаграммы, основания прямоугольников выбираются не произвольно, а строго определены длиной интервала.

рис.4

Двойной радикал

Выражения вида формула1 называют двойными радикалами или сложными радикалами.

Преобразовать двойной радикал – это значит избавиться от внешнего радикала.

формула2

Если подкоренное выражение представить в виде полного квадрата, то можно легко освободиться от внешнего радикала.

В тех случаях, когда подкоренное выражение нелегко представить в виде полного квадрата, можно использовать готовые формулы:

формула3

При данных условиях каждое подкоренное выражение не отрицательно.

Преобразовать двойные радикалы можно:

  1. при выполнении алгебраических действий в некотором выражении, содержащем двойные радикалы.
  2. приводя подкоренное выражение к полному квадрату;
  3. по формулам сложного радикала.

Дискриминант квадратного уравнения

Сам термин образован от лат. discriminar, что в переводе — «разбирать», «различать». Понятие «дискриминант квадратичной формы» использовалось в работах Гаусса, Дедекинда, Кронекера, Вебера и др. Термин ввёл Сильвестр.

Дискриминант D квадратного  уравнения ax2 + bx + c = 0   равен b2 - 4ac.

Дополнительный множитель

Если числитель и знаменатель рациональной дроби умножить на один и тот же ненулевой многочлен, то получится равная ей дробь. Этот многочлен называют дополнительным множителем к числителю и знаменателю дроби.

Допустимые значения переменных

В рациональной дроби допустимыми являются те значения переменных, при которых не обращается в нуль знаменатель дроби.

 

Полностью текст словаря представлен в Приложении 1.