Урок-путешествие по городу Треугольник

Разделы: Математика


Для проведения урока требуется предварительная подготовка:

Оформляется компьютерная презентация с необходимыми материалами и заданиями.

Один ученик готовит выступление по теме “О треугольниках”.

Один ученик учит стихотворение В.Г.Житомирского “О треугольниках”.

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о треугольниках;
  • создать целостную картину изучения геометрии;
  • дать историческую справку развития знаний о треугольниках и доказать теорему о сумме углов треугольника по чертежу Евклида;
  • показать практическое применение треугольников;
  • создать условия для формирования интереса к геометрии как науке.

Ход урока

(Перед началом урока на экране включен слайд 1. “Знакомство с картой страны Геометрии”) с помощью которого мы определим тему урока и цель его. Знакомство с картой страны Геометрии. Мы с вами во 2 четверти начали изучать новый курс математики который называется геометрия раздел планиметрия.

Вопрос: Что изучает геометрия. Что рассматривает планиметрия.

 Эпиграф урока.

Определение маршрута путешествия и вида транспорта (выставляется макет транспортного средства: поезд, автомобиль, самолет и др.)

Девиз путешествия:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

(Н.К.Антонович)

II. Путешествие по городу Треугольник.

1. Граница.

Границу в город Треугольник охраняет Тигр. Он предлагает ответить на вопросы (включается слайд 5, количество вопросов составляется не менее количества учащихся в классе, чтобы каждый мог ответить не менее, чем на один вопрос):

  • Какая фигура называется треугольником?
  • Что такое периметр треугольника?
  • Какие треугольники называются равными?
  • Чему равна сумма углов треугольника?
  • Какой треугольник называется прямоугольным?
  • Какой треугольник называется равнобедренным?
  • Какой треугольник называется равносторонним?

2. Станция “Историческая”.

1) Один ученик рассказывает о развитии понятия “треугольник” (его выступление “О треугольниках” может быть примерно такого содержания):

Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. В строительном искусстве испокон веков используется свойство жесткости треугольника для укрепления различных строений и их деталей. Изображения треугольников и задачи на треугольники встречаются в папирусах, в старинных индийских книгах и в других древних документах. В Древней Греции учение о треугольниках развивалось в ионийской школе, основанной в VII веке до н.э. Фалесом, и в школе Пифагора. Уже Фалес доказал, что треугольник определяется одной стороной и двумя прилежащими к ней углами. Учение о треугольниках было затем полностью изложено в первой книге “Начал” Евклида.

Понятие о треугольнике исторически развивалось так: сначала рассматривались лишь равносторонние, затем равнобедренные и, наконец, разносторонние треугольники. Равнобедренный треугольник обладает рядом геометрических свойств, которые привлекли к себе внимание еще в ревности. В задачах на треугольники, содержащихся в папирусе Ахмеса, на первый план выступают равнобедренный и прямоугольный треугольники. На практике часто применялось свойство медианы равнобедренного треугольника, являющейся одновременно и высотой и биссектрисой. То, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, было известно еще древним вавилонянам 4 000 лет назад. А землемеры и поныне прибегают к прямоугольному треугольнику для определения расстояний и т.п.

Свойство суммы углов треугольника было установлено еще в Древнем Египте. Доказательство, изложенное в современных учебниках, содержится в комментарии Прокла к “Началам” Евклида. Прокл утверждает, что это доказательство было открыто еще пифагорейцами в V веке до н.э. В первой книге “Начал” Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника.

2) Знакомство с портретом Евклида (слайд 6) и с легендой:

Легенда гласит, что царь Птолемей спросил однажды Евклида, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который изложен в “Началах”, на что Евклид смело ответил: “В геометрии нет царской дороги”.

3) Доказательство теоремы о сумме углов треугольника по школьному учебнику и по чертежу Евклида (слайд 7 и аналогичные чертежи на доске, два ученика доказывают устно у доски):

3. Станция “Поэтическая”.

1) Обсуждение высказываний:

“Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии” А.С.Пушкин

“В математике есть тоже своя красота, как в живописи и поэзии” Н.Е.Жуковский

 2) Умение читать чертежи в геометрии – тоже своего рода поэзия (слайд 8, ученики по очереди читают, что изображено на чертеже):

3) Ученик читает стихотворение В.Г.Житомирского “О треугольниках”:

Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три:
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды-трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы – треугольников семья,
Нас каждый должен знать!

4. Станция “Угловая”.

1) Вычислить углы в треугольниках по заданным чертежам (слайд 9) Результаты записать в тетрадь.

5. Станция “Равная”.

1) Какие треугольники называются равными?
2) Всегда ли мы должны совмещать треугольники, чтобы установить их равенство?
3) Из следующих пяти треугольников (слайд 12) только три равных. Назовите их.

4) Равны ли треугольники? (Слайд 13). Решение записать в тетрадях (работа в парах по рядам).

6. Станция “Ребусная”.

2) определите вид треугольника АВС по углам и сторонам (слайд 14). Кто быстрей?

(Ответ: тупоугольный равнобедренный).

7. Станция “Практическая”.

1) Математический диктант.

Начертите треугольники (слайд 15):

  1. Прямоугольный разносторонний;
  2. Тупоугольный равнобедренный;
  3. Остроугольный равносторонний;
  4. Тупоугольный разносторонний;
  5. Прямоугольный равносторонний;
  6. Остроугольный равнобедренный;
  7. Прямоугольный равнобедренный;
  8. Остроугольный разносторонний;
  9. Тупоугольный равносторонний.

2) Взаимопроверка по образцу (слайд 16):

3) Как вы думаете, из треугольных тротуарных плиток какой формы удобно будет выкладывать дорожку? (Раздаются конверты с наборами треугольников, учащиеся стараются выложить дорожку).

Беседа по профориентации – мастер-плиточник.

4) Треугольник – распространенная фигура.

1. Треугольник – созвездие Северного полушария.

2. Треугольник – самозвучащий ударный музыкальный инструмент (демонстрируется), стальной прут, согнутый в виде треугольника, применяется в оркестрах и инструментальных ансамблях.

3. “Бермудский треугольник” – район Атлантического океана (показывается по физической карте) между островами Бермудскими, Пуэрто-Рико и полуостровом Флоридой, отличающийся необычно трудными условиями для навигации.

4. Треуголка – шляпа с тремя углами, наибольшее распространение имела в 18 веке.

3.Подведение итогов урока. Выставляют оценки учащиеся.

III. Домашнее задание.

Презентация