Система образования в России сегодня претерпевает заметные изменения. Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования. На современном этапе развития системы дошкольного образования одним из важных вопросов является поиск новых методов и форм воспитания и образования детей дошкольного возраста. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к личности ребенка. Значимость досуга как формы работы с детьми является формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
Жизнь ребенка в детском саду нельзя представить без веселых досугов, развлечений и праздников. Досуговая форма работы с детьми дошкольного возраста способствует повышению эффективности детской деятельности, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников. В организации и проведении детских досугов реализуется единство решения основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, развивающие и коррекционные. С психическим развитием ребенка, с развитием нравственно-волевых черт его личности связано и формирование его физических качеств и двигательных навыков.
Существует множество форм организации досуговой деятельности детей: музыкальные; спортивные; фольклорные, речевые досуги; досуги, основанные на популярных телевизионных шоу-программах (“Угадай мелодию”, “Поле чудес” “КВН”), клубы по интересам (“Умелые руки”), театрализованные представления и т. д.Они разнообразны по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности.В рамках досуговых мероприятий решаются задачи разных направлений воспитания дошкольников: нравственного, эстетического, физического, трудового, интеллектуального, экологического. .
Дошкольники, участвуя в досугах и развлечениях, реализуют потребность в движении, могут проявить инициативу, активность, ловкость и сообразительность. Досуг осуществляет такую важную задачу как организация общения детей со сверстниками. Педагогу необходимо не просто привести детей, но и организовать это время так, чтобы детям было комфортно. Это положительным образом отражается на социализации ребенка, на его стремлении к контактам с другими людьми.Принимая непосредственное участие в разных досуговых мероприятиях, дошкольник развиваетвоображение,смекалку. Особенностью детского досуга является его театрализация. Это способствует более полному эмоциональному восприятию жизни, ведь в жизни ребенкаэмоции играют очень важную роль. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими чувствами.
В работе по организации воспитания дошкольников посредством проведения досуговых мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип позитивности (создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);
- принцип саморазвития (реализация творческих способностей и возможностей каждого участника мероприятия); .
принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);
- принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);
- принцип духовности (установление взаимосвязи между высшими ценностями: здоровьем, добром, счастьем, внутренним миром ребенка); .
- принцип индивидуальности (учет индивидуального физического и психического развития, социокультурного опыта ребенка). .
Периодичность проведения досугов и их продолжительность зависит от возраста участников, задач и содержания мероприятия, условий его проведения. Физкультурные досуги с детьми проводятся 1 – 2 раза в месяц,продолжительность варьируется от 20 – 30 минут до 45 – 50 минут. Спортивные детские праздники рекомендуется проводить 2 – 3 раза в год, например “День здоровья”, “Мама, папа, я - спортивная семья”, “Парад юных спортсменов”.
В сценарии таких праздников включают общеразвивающие и танцевальные упражнения, игры – эстафеты, веселые аттракционы, ритмичные упражнения под музыку, выступления с лентами и мячами. Продолжительность проведения спортивного праздника от 20–30 минут до 45–50 минут для детей 3–4 лет, до 1 часа 30 минут с детьми 6–7 лет.
Особое место в работе с детьми необходимо отводить народным праздникам, посвященным датам обрядового календаря, христианским праздникам. Такие праздники проводят с целью знакомства детей сродной культурой, приобщая их к русским традициям, например, праздники “Рождество”, “Проводы зимы”.
Подобные праздники можно проводить с детьми 4–5 лет не менее 2 раз в год до 1 часа, с детьми старшего дошкольного возраста – 3 раза в год, продолжительность до 1 часа 30 минут.
Проведение досуговых мероприятий способствуют укреплению детского организма, организации оптимального двигательного режима, создают положительный эмоциональный настрой в детском коллективе.
Каждый ребенок является яркой индивидуальностью, у которой свои склонности, интересы, свой особенный внутренний мир. Наша задача как педагогов дошкольного учреждения организовать оптимальную для его возраста, состояния здоровья и эмоционального комфорта форму досуговой деятельности.
Фольклорно-физкультурная досуговая деятельность.
Тема:“Делу - время, потехе – час”.
(Старшая группа)
Программное содержание:
- учить ходить и бегать легко и ритмично;
- развивать физические качества: быстроту, ловкость;
- воспитывать в играх морально – волевые качества детей: справедливость, честность, дружелюбие;
- воспитывать интерес к физическим упражнениям посредством загадок;
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье.
Оборудование: костюм Петрушки; мяч;бубенцы; скакалки по количеству пар для проведения игры; фонограмма музыкального сопровождения;
Ход занятия
Сюрпризный момент.
В спортивный зал под музыку входит ряженый.
Петрушка:
Здравствуйте, ребята!
Собрались мы сегодня
Позабавиться, да потешиться!
Ведь не зря говорят:
“Делу время, потехе – час!”
Не хотите ль со мною поиграть,
Свою ловкость показать?
Ведущий:
Да почему ж не поиграть?
Играм мы рады,
Будут ли награды?
Петрушка:
Так кто играет лучше всех,
Тому наградой будет смех!
Ведущий: Ребята, согласны ли вы поиграть?
(Ответы детей)
2. Подвижная игра “Лошадка”
Дети выстраиваются парами. Один из пары – “лошадка”. Второй – “возчик”. Для проведения игры выдаются “вожжи” ( гимнастические скакалки). Прямой галоп.
Петрушка:
На ярмарку поехали!
За грибами, да за орехами!
За баранками, да за пирогами!
Да за сладкими леденцами!
Во время проведения игры дети прищелкивают языком. Произносят звукоподражание “гоп-гоп-гоп”. По сигналу ряженого “Тпру-у-у...” игроки останавливаются, меняются местами.
Игра проводится 3-4 раза.
Петрушка:
Какие молодцы!
Так и звенят,
Звенят бубенцы!
А загадки - то вы отгадывать умеете?
(Ответы детей)
3. Игровые упражнения “Отгадай-ка”
Петрушка загадывает детям загадки. После того,
как загадка будет отгадана, ведущий показывает
общеразвивающие упражнения. Дети повторяют.
Петрушка:
А ну, ребята, не ленись!
На разминку становись!
1.
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
Упражнение “Собачка”.
И. п. – упор стоя на коленях: энергичные повороты таза. Звукоподражание “Гав – гав”. Повторение 6-8 раз.
2.
У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.
Упражнение “Велосипед”.
И. п. – лежа на спине: имитация ногами поворотов педалями велосипеда.
Повторение 5-6 раз с чередованием упражнений на расслабление мышц ног.
3.
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх!
Упражнение “Лягушка”.
И. п. – лежа на животе, согнув руки, кисти у груди: прогибание в пояснице с выпрямлением рук и сгибанием ног в коленях, звукоподражание “Ква-ква”.
Повторение 6 раз.
4.
Шелестя сухой травой,
Проползет шнурок живой.
Приподнялся, зашипел:
Подходи, кто очень смел!
Упражнение “Змейка”.
И. п. – сед на пятках, кисти в замок. Медленно встать на колени – подтянуться. Звукоподражание “Ш – ш –ш...”.
5.
Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
Упражнение “Ножницы”.
И. п.- узкая стойка, руки в стороны: окрестные движения рук. Повторить 8 раз.
Петрушка:
Все загадки отгадали,
Да отгадки показали.
Петрушка предлагает детям поиграть в игру “Кот и птички”.
4. Подвижная игра “Кот и птички”
Все играющие – “птички”, они просят “кота” пустить их собирать зернышки. Кот: “Летайте, летайте, да спать не мешайте!”. Птички летают, да забывают обещание, данное коту, вслед за ведущим повторяют присказку:
Тише, тише!
Кот на крыше!
Ну а птички еще выше!
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, не воронь!
Разлетелись как огонь!
Кот начинает ловить птичек. Игра повторяется 3-4 раза.
5. Хоровод “ Солнышко”
Дети встают в хоровод.
Какой славный денек,
Собирайся народ
Поводить хоровод!
Станем кругом водить
Да ребят веселить!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Длительность 4-5 минут.
6. Игра “Поймай мяч”
Дети встают в круг. Водящие находятся посередине круга. Дети перебрасывают друг другу мяч через центр круга. Игровая задача: коснуться рукой или поймать мяч. Поймавший мяч игрок становиться в круг.
Длительность игры 5-6 минут.
Петрушка:
Ой, люли та – ра - ра!
Закончилась игра.
Закончилась игра,
Прощаться нам пора!
Петрушка благодарит детей за чудесный праздник, за активное участие в играх. Все участники получают сладкие подарки. Петрушка прощается с детьми, уходит.