Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1–3 склонений в единственном числе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи.

Цель: Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

Задачи:

  • Актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных;
  • Организовать деятельность по выбору способа определения безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

1. Организационные моменты.

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдет, ребята, впрок,
Постарайтесь все понять,
Будем правильно писать.

Сегодня мы с вами закрепим ваши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-3 склонений в единственном числе”.

Посмотрим над чем надо еще поработать по данной теме.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

На доске.

Л Е С О В И К

Нам нужно отгадать ключевое слово.

  1. 13-я буква алфавита;
  2. Безударная гласная в словах: змея, лесок;
  3. Буква, которая стоит между буквами Н и П.
  4. 3-я буква алфавита.
  5. Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы З.
  6. Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами Й, Л.

Мы с вами собрали слово: ЛЕСОВИК.

  • Кто такой лесовик?(Ле'ший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.).
  • Какие слова спрятались в слове Лесовик? (Лес, сок, вес, кило, воск).
  • Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
  • Какие слова вы записали? (имена существительные).
  • Докажите. (Они отвечают на вопрос “Что?”).
  • Попробуйте определить тему урока? (Имена существительные).

3. Закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН.

Наш лесовик сегодня будет вместе с нами весь урок, но ему надо помочь привести лес в порядок. Поможем ему?

Что это? (На картинке).

  • Подобрать однокоренные слова к слову лес и разобрать по составу.

Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.

Задание лесовика.

  • Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).

В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес на экскурсию вместе с нашим лесовиком.

Первая встреча.

Игра “Во всех падежах”

Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключение зелёного листа” и с помощью кругов – сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “лист”.

Как-то с большого клена
Оторвался лист зеленый (И.п., ед.ч., 2 скл.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа, ветер нёс и нёс, (Р.п., ед.ч., 2 скл.)
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу, (Д.п., ед.ч., 2 скл.)
Лапой – хвать зелёный лист, (В.п., ед.ч., 2 скл.)
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает...
Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п., ед.ч., 2 скл.)
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал... (И.п., ед.ч., 2 скл.)
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном. (П.п., ед.ч., 2 скл.)

Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовем их хором.

Вторая остановка.

А теперь поработаем все вместе на карточках. Членам жюри нужно выбрать безошибочные работы.

тропинк а
 
 
 
 
 

 

дяд я
 
 
 
 
 

 

дерев о
 
 
 
 
 

 

лес  
 
 
 
 
 

 

ель  
 
 
 
 
 

 

рысь  
 
 
 
 
 
  • Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая – окончание).
  • Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).
  • Допишите падежные окончания имён существительных и сдайте жюри.

Третья остановка.

  • На какие три группы можно разделить имена существительные? (на 1, 2, 3 склонение).
  • Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).
  • Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания.

Вот мы и добрались до сторожки, откроем ее специальными ключами.

  • Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ – родник, ключ – шифр, расшифровка).
  • Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом? (Слово – шифр).
  • Назовите слова – ключи для каждого из склонений.

1 скл. – вода, земля.

2 скл. – окно, конь.

3 скл. – печь, степь.

  • Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
  • Проверим алгоритм проверки безударного окончания у существительных.

Четвертая остановка.

Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных.

  • xожу по тропинке – 1 скл., Д.П., по воде;
  • добежал до черёмухи – 1 скл., Р.П., до воды;
  • появилось на тропе – 2 скл., П.П., на коне;
  • написал о лесе – 2 скл., П.П., о коне;
  • подошёл к ветке – 1 скл., Д.П., к воде.

Проверим и прокомментируем.

Пятая остановка.

А сейчас работа с перфокартами. (Каждому ученику выдаётся перфокарта с разными существительными. Они должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание).

После выполнения листочки сдадите лесовику, он их оценит и проверит.

Слово Нач. форма Род Склонение Падеж Окончание
в памят...          
на сирен...          
из деревн...          
по дорог...          
на Алта...          
в портфел...          
по тропинк...          
без помощ...          

Седьмая остановка.

“Пятый лишний” (игра)

Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение – просьбу.

  • на солнц... о волк...
  • около тропинк... о белк...
  • к рек... лес
  • до рощ... к лис...
  • в чащ... о медвед...
  • по дорожк... о зайц...

В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные – имена существительные.

Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные – дикие животные.

Получилось предложение “Берегите лес!”

Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

  • Не ломать ветки деревьев.
  • Не жечь костры в лесу и не мусорить.
  • Не разорять гнёзда птиц.
  • Не бросать мусор в водоёмы.

Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь. И охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети”.

Восьмая остановка.

На столах у вас лежат карточки по уровням.

1-й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч.

К околиц... деревн... по тропинк... бежит хохлатый жаворонок. С первым снег... появляется он на деревенской улиц... . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ... на окраин... деревн... . На мороз... жаворонок не зябнет.

2-й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  • тропинка, из деревн..., узкая, детей, привела, к рощ..., еловой;
  • висели, высокой, шишки, на ветк..., ел...;
  • белка, с ветк..., прыгала, на ветк...;
  • недалеко, от, остановились, дети, полянк...;
  • трухлявый, на полянк..., пень, стоял.

3-й уровень.

Задание: По опорным словам составить мини – сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит.

4. Обобщение по теме.

Ребята, мы с вами путешествовали по лесу. Вы – молодцы! Взгляните на доску. На доске конвертики с вопросами, давайте на них ответим.

Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1 до 25. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске и дают ответы из соответствующих конвертиков).

  1. Что называется именем существительным?
  2. Как изменяется имя существительное?
  3. Что значит склонение?
  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонениям?
  5. Как проверить безударное окончание имён существительных?
  6. Как определить падеж существительных в предложении?
  7. Назовите слово – ключ для каждого из склонений.

5. Итоги урока.

А сейчас мы подведем итоги урока, на партах кружки, закрась их и поставь “!” знак, если тебе все понятно “?” если остались вопросы, которые надо вспомнить и повторить.

Выставляем оценки за урок.

6. Домашнее задание.

Презентация.