Цели и задачи.
Цель: Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению безударных окончаний имён существительных в единственном числе.
Задачи:
- Актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных;
- Организовать деятельность по выбору способа определения безударных окончаний имён существительных в единственном числе.
1. Организационные моменты.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдет, ребята, впрок,
Постарайтесь все понять,
Будем правильно писать.
Сегодня мы с вами закрепим ваши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-3 склонений в единственном числе”.
Посмотрим над чем надо еще поработать по данной теме.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
На доске.
Л Е С О В И К
Нам нужно отгадать ключевое слово.
- 13-я буква алфавита;
- Безударная гласная в словах: змея, лесок;
- Буква, которая стоит между буквами Н и П.
- 3-я буква алфавита.
- Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы З.
- Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами Й, Л.
Мы с вами собрали слово: ЛЕСОВИК.
- Кто такой лесовик?(Ле'ший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.).
- Какие слова спрятались в слове Лесовик? (Лес, сок, вес, кило, воск).
- Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
- Какие слова вы записали? (имена существительные).
- Докажите. (Они отвечают на вопрос “Что?”).
- Попробуйте определить тему урока? (Имена существительные).
3. Закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН.
Наш лесовик сегодня будет вместе с нами весь урок, но ему надо помочь привести лес в порядок. Поможем ему?
Что это? (На картинке).
- Подобрать однокоренные слова к слову лес и разобрать по составу.
Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.
Задание лесовика.
- Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).
В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес на экскурсию вместе с нашим лесовиком.
Первая встреча.
Игра “Во всех падежах”
Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключение зелёного листа” и с помощью кругов – сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “лист”.
Как-то с большого клена
Оторвался лист зеленый (И.п., ед.ч., 2 скл.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа, ветер нёс и нёс, (Р.п., ед.ч., 2 скл.)
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу, (Д.п., ед.ч., 2 скл.)
Лапой – хвать зелёный лист, (В.п., ед.ч., 2 скл.)
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает...
Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п., ед.ч., 2 скл.)
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал... (И.п., ед.ч., 2 скл.)
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном. (П.п., ед.ч., 2 скл.)
Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовем их хором.
Вторая остановка.
А теперь поработаем все вместе на карточках. Членам жюри нужно выбрать безошибочные работы.
тропинк | а |
дяд | я |
дерев | о |
лес | |
ель | |
рысь | |
Третья остановка.
- На какие три группы можно разделить имена существительные? (на 1, 2, 3 склонение).
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).
- Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания.
Вот мы и добрались до сторожки, откроем ее специальными ключами.
- Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ – родник, ключ – шифр, расшифровка).
- Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом? (Слово – шифр).
- Назовите слова – ключи для каждого из склонений.
1 скл. – вода, земля.
2 скл. – окно, конь.
3 скл. – печь, степь.
- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
- Проверим алгоритм проверки безударного окончания у существительных.
Четвертая остановка.
Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных.
- xожу по тропинке – 1 скл., Д.П., по воде;
- добежал до черёмухи – 1 скл., Р.П., до воды;
- появилось на тропе – 2 скл., П.П., на коне;
- написал о лесе – 2 скл., П.П., о коне;
- подошёл к ветке – 1 скл., Д.П., к воде.
Проверим и прокомментируем.
Пятая остановка.
А сейчас работа с перфокартами. (Каждому ученику выдаётся перфокарта с разными существительными. Они должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание).
После выполнения листочки сдадите лесовику, он их оценит и проверит.
Слово | Нач. форма | Род | Склонение | Падеж | Окончание |
в памят... | |||||
на сирен... | |||||
из деревн... | |||||
по дорог... | |||||
на Алта... | |||||
в портфел... | |||||
по тропинк... | |||||
без помощ... |
Седьмая остановка.
“Пятый лишний” (игра)
Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение – просьбу.
- на солнц... о волк...
- около тропинк... о белк...
- к рек... лес
- до рощ... к лис...
- в чащ... о медвед...
- по дорожк... о зайц...
В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные – имена существительные.
Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные – дикие животные.
Получилось предложение “Берегите лес!”
Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?
- Не ломать ветки деревьев.
- Не жечь костры в лесу и не мусорить.
- Не разорять гнёзда птиц.
- Не бросать мусор в водоёмы.
Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь. И охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети”.
Восьмая остановка.
На столах у вас лежат карточки по уровням.
1-й уровень.
Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч.
К околиц... деревн... по тропинк... бежит хохлатый жаворонок. С первым снег... появляется он на деревенской улиц... . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ... на окраин... деревн... . На мороз... жаворонок не зябнет.
2-й уровень.
Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
- тропинка, из деревн..., узкая, детей, привела, к рощ..., еловой;
- висели, высокой, шишки, на ветк..., ел...;
- белка, с ветк..., прыгала, на ветк...;
- недалеко, от, остановились, дети, полянк...;
- трухлявый, на полянк..., пень, стоял.
3-й уровень.
Задание: По опорным словам составить мини – сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:
в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит.
4. Обобщение по теме.
Ребята, мы с вами путешествовали по лесу. Вы – молодцы! Взгляните на доску. На доске конвертики с вопросами, давайте на них ответим.
Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1
до 25. (Дети, по списку стоящие под этими
номерами, выходят к доске и дают ответы из
соответствующих конвертиков).
5. Итоги урока.
А сейчас мы подведем итоги урока, на партах кружки, закрась их и поставь “!” знак, если тебе все понятно “?” если остались вопросы, которые надо вспомнить и повторить.
Выставляем оценки за урок.
6. Домашнее задание.