"Удивительный мир комнатных растений". Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи в образовательных областях

“Познание”:

  • уточнить представления детей о уже знакомых им комнатных растениях;
  • познакомить с новым растением – фиалкой;
  • учить различать и называть листья, стебли, цветы; знать, что корни в земле;
  • расширять представления о растениях: они живые, им нужны хорошие условия – вода, свет, питательные вещества, тепло.

“Социализация”:

  • формировать чувства сопричастности живой природе;
  • развивать интерес, активность дошкольников, удовлетворять детскую любознательность;

“Труд”:

  • формировать умение ухаживать за комнатными растениями – поливать, рыхлить землю, опрыскивать, убирать сухие листочки.

“Коммуникация”:

  • расширять и активизировать словарный запас.

“Здоровье”:

  • воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту комнатных растений, желание сохранить их.

Словарная работа: поддон, розетка, удобрение, оранжерея, барон, “сенполия”, “узумбарские”.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций комнатных растений, наблюдения за комнатными растениями в группе, работа по моделям-схемам “Из каких частей состоит растение”, “Что необходимо растениям для роста”, “Как заботиться о комнатных растениях”, дидактические игры “Угадай и покажи”, “Какого растения не стало”.

Материал. Кукла домовёнок Кузя, цветок из цветной бумаги, комнатные растения (сансевьера, фикус, традисканция, аспидистра, герань, фиалки), лейка, знаки-схемы “Что необходимо растению для роста”, лупа, ведро, персонаж Доктор Айболит, чемоданчик, удобрение.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, услышала, что в шкафу кто-то плачет. Посмотрела, а там домовёнок Кузя. Он плакал потому что цветочек, который он посадил, завял. И ему его было жалко.

<Приложение 4. Рисунок 1>

Ребята, а вам жалко цветочек?

(Дети отвечают )

- Давайте подарим цветочку ласковые слова, может это поможет.

(Красивый, нежный, ласковый, яркий, милый...)

- Молодцы, ребята! Но наш цветочек всё равно грустит.

- А давайте мы отправимся в путешествие! В удивительный мир комнатных растений и Кузю с цветочком возьмём с собой.

- Хотите отправиться в путешествие?

(Ответы детей)

- А вот и экологическая тропинка. <Приложение 4. Рисунок 2>

(Дети идут по тропинке, отгадывают загадки, узнают и называют знакомые растения)

Журавлиный нос
Нам духи принёс. (Герань)

Чей – то хвост пошёл в рост,
Не в лесу и не на речке,
А на окошечке у печке.
(Щучий хвост, или Сансевьера)

Ванюшка – Ванёк,
Рубашка – огонёк.
Рубашка – кумач,
Носи не плачь!
(Бальзамин)

Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей.
(Кактус)

На окошке, у травы,
Ноги выше головы.
(Традисканция)

- А это что такое?

(под конусом цветок)

- Ребята, как вы думаете, можно это так оставить и пройти мимо? (Ответы детей)

- Что может случиться с растением, если мы его оставим под конусом? (Ответы детей)

- Почему растение погибнет? (Ответы детей)

А чтобы все знали и не забывали об этом, мы поместим на цветочные горшочки знаки – схемы:

“Что необходимо растениям для роста” (Приложение 1) <Приложение 4. Рисунок 3>

Воспитатель. Правильно, ребята! Растения, как и люди не могут обходиться без тепла, воды, света и воздуха. Они не смогут расти и цвести. Поэтому и твоему, Кузя, цветочку в шкафу было неуютно, он и завял.

Как и людям, растениям обязательно необходимы забота, нежность и любовь.

Расскажите и покажите, ребята, Кузе, из каких частей состоят растения (Приложение 2)

- Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами? (Ответы детей)

Воспитатель. Я приглашаю вас в круг.

<Приложение 4. Рисунок 4>

Психогимнастика “Я растение”

Закройте глазки и присядьте.

Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное.

Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль.
Растение начинает расти.
(Дети медленно поднимаются)
Листики поднимаются к свету.
(Руки поднимают вверх).
Растение чувствует себя хорошо.
(Упражнения выполняются под музыку в медленном темпе).

- Откройте глаза. Вам понравилось быть цветами? (Дети отвечают)

- Ребята, я вижу красивую фиалковую поляну, пойдемте к ней!

Воспитатель читает стихотворение

Цветочек – цветок,
Короткий стебелёк.
Нежные цветочки,
Пушистые листочки,
А на них волоски,
Чтоб не сох он от тоски.

- Комнатные фиалки правильно называть сенполиями. Откуда взялось такое необычное название?

<Приложение 4. Рисунок 5>

- Когда-то, очень давно, в Африку пришли европейцы. Им очень понравилась природа этого континента: стремительные горные потоки, необычные растения. Одно из горных мест, где поселились пришельцы, называлось “ Узумбар”. Главным начальником в этом районе стал барон Сен Поль. В свободное время Сен Поль бродил по окрестностям и наслаждался красотой природы. Однажды среди камней он увидел нежные фиалетовые цветы. Барон долго любовался ими, а потом решил, что эту красоту должны увидеть и другие люди. Он собрал семена растений и отправил их на свою родину, в Европу. Со временем фиалки поселились во многих домах. Их название “узумбарские” произошло от названия местности, в которой они росли, а “сенполия”- в честь барона, который её нашёл. <Приложение 4. Рисунок 6>

- Рассмотрите фиалки, все ли они одинаковые? (Ответы детей)

- Потрогайте листья, обведите их пальчиком по краю. На что похожи края листьев? (Ответы детей).

- Какие листики у фиалок – гладкие или пушистые? (Ответы детей).

- Возьмите лупу и рассмотрите волоски на листьях.

- Волоски сенполий помогают сохранять влагу в листочках.

- Говорят, что листья фиалок собраны в розетку. Где она находится? (Дети показывают, если затрудняются, помогает воспитатель)

- А вот одну часть у этих растений отыскать сложно. Как вы думаете, как она называется? (Стебель).

- Какая часть фиалок самая яркая?

- Все ли цветочки одинаковые? (Есть яркие и бледные, разные по окраске, с различным количеством лепестков, махровые)

- На что похожи лепестки? (На крылья бабочек).

- Ребята посмотрите на фиалку и определите, какой стороной она была повернута к свету. (Дети определяют это по расположению листьев.)

- Значит что нужно растению? (Растению нужен свет.)

- Как вы думаете, можно определить хочет растение пить или нет, если не видеть и не трогать землю? (Ответы детей)

- Правильно можно! У только что политого растения, горшок на ощупь холодный. Потрогайте цветочный горшок, что вы чувствуете? (Цветочный горшок холодный)

- Сейчас мы покажем Кузе, как правильно поливать фиалки. Наливать воду нужно в поддон, у них стелющаяся розетка, тонкие корни, которые в небольшом горшке плохо проветриваются и от избытка влаги могут загнить. Оказывается фиалкам нельзя устраивать “баню”, так как оставшиеся на листиках капли отражают солнечные лучи и “сжигают” листья.

- Посмотрите, есть ли на фиалковой поляне растения с листьями, на которых побывала капелька воды?

- Что нужно сделать, чтобы фиалкам было легко дышать? (Нужно взрыхлить землю.)

- Каждый год в оранжереях по всему миру выращивают огромное количество сенполий. Их можно купить в магазине. Но гораздо интереснее вырастить самим. Для этого понадобятся маленькие теплички, которые можно сделать из прозрачной коробки из-под мороженого или газированной воды. В коробку насыпают речной песок. Его поливают, но так, чтобы вода не оставалась на поверхности. У листика аккуратно обрезается черешок, затем листок кладут лицевой стороной вниз на песок, прижимают скрепками и осторожно надрезают центральную жилку. Коробка закрывается, но неплотно.

- Как вы думаете, почему? (Растениям нужно дышать). По мере высыхания песок нужно увлажнять. Результаты наблюдений будем записывать в дневник наблюдений.

Раздаётся стук в дверь. Входит Доктор Айболит, с чемоданчиком в руке.

- Доктор Айболит. Я слышал, что у вас случилась беда, погибает растение. <Приложение 4. Рисунок 7>

Не переживайте, сейчас мы его вылечим! У меня есть витамины специально для растений – удобрение называется. Польем цветочек и через 5 минут он будет здоров! И вам ребята витамины, только специальные, для детей, чтобы вы тоже никогда не болели! Ну а мне пора, до свидания ребята!

Как же нужно ухаживать за растениями, ребята? Давайте научим домовёнка Кузю. Модель-схема “Как ухаживать за комнатными растениями” (Приложение 3)

Воспитатель. А сейчас, ребята, встаньте в круг. Закройте глаза, сейчас произойдёт чудо! Раз, два, три – посмотри! (Дети открывают глаза, цветок оживает)

<Приложение 4. Рисунок 8>

- Ну, вот ребята Доктор Айболит, да и вы своими знаниями спасли цветок от гибели! Кузя тоже теперь знает, как нужно сажать цветы и ухаживать за ними.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте будем всегда помнить, что рядом с нами живут, растут, радуют нас и нуждаются в любви и заботе эти прекрасные растения!