Цель урока: ознакомить с видами нуклеиновых кислот, их строением и функциями, правилом комплементарности, репликацией ДНК, историей изучения, нуклеиновых кислот.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;
- раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.
Развивающие:
- развивать общеучебные умения (понимать и запоминать услышанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
- развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)
- развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и модуля, выполнения заданий.
- воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Тип урока: Урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и ЦОР, при ведущей роли учителя.
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска, ноутбук, выход в интернет, экран, учебник Общая биология: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / (Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов и др.) под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2005.
План урока.
I. Организационный момент (1 мин.).
II. Тестовая проверка знаний о строении и функциях белков с последующей самопроверкой ответов. (10 мин.)
III. Изучение новой темы (25 мин).
- Мотивация к уроку (2 минуты).
- Нуклеиновые кислоты ДНК состав, строение молекул, принцип комплементарности, самоудвоение ДНК, история изучения (объяснение учителя в ходе демонстрации информационного модуля ОМС), (12 мин).
- Нуклеиновые кислоты РНК состав, строение молекулы, виды РНК и их функции (объяснение учителя в ходе демонстрации информационного модуля ОМС), (6 мин).
- Промежуточное закрепление материала (работа с интерактивными карточками), (5мин).
IV. Повторение и закрепление материала. (7 мин.)
- Сравнение ДНК и РНК. (самостоятельная работа учащихся по учебнику).
V. Домашнее задание и подведение итогов (1-2 мин.)
Материалы и оборудование:
- мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);
- презентация;
- ссылки на ЭОР с сайтов - ФЦИОР www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, организация начала урока, проверка отсутствующих. | Приветствие учителя, настрой на урок, подготовка рабочих мест к уроку. | 1 мин. | |
2 | Проверка домашнего задания, с последующей самопроверкой | 1. Слайды 1-3. Объяснение правил выполнения, ознакомление с критериями оценки. Сбор выполненных работ по истечении времени. 2. Слайд 4 Ознакомление с правильными ответами и их пояснение. |
Выполнение разноуровневых тестов, копирование ответов в рабочей тетради. Самопроверка ответов по ключу со слайда 6 |
10 мин. | |
3 | Изучение новой темы: 1 Мотивация к изучению темы |
Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока. Вопросы для мотивации: Мы с вами уже знаем о строении и функциях углеводов, липидов и белков. Объясните почему при половом размножении организмов, детеныши похожи на своих родителей. (ответы учащихся). Учащиеся приходят к выводу, что имеющихся знаний недостаточно для ответа на поставленный вопрос. Наводящие вопросы: 1) Какое свойство живой материи затрагивает данный вопрос? ( наследственность);2) Какой уровень живой материи мы сейчас изучаем? (молекулярный); 3) Может ли изучении молекулярного уровня дать нам ответ?(наверное может); 4) В каких молекулах у организмов зашифрована наследственная информация? (ДНК, РНК). 5) Для чего человеку нужны знания о ДНК и РНК? (ответы уч-ся). Вывод: «Человека во все времена интересовали вопросы наследственности. Чтобы, иметь полное представление по этому вопросу ему необходимы знания о молекулах, в которых зашифрована наследственная информация». | Записывают в тетради тему урока. Слушают учителя, участвуют в определении целей и задач урока, отвечают на вопросы. |
25 мин. 1-2 мин. |
|
2. Нуклеиновые кислоты, состав, структура, функции молекул, история изучения. |
ЭОР с сайта ФЦИОР www.fcior.edu.ru №1. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 1 из 2 (углубленное изучение) №2.Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 2 из 2 (углубленное изучение). №3.Нуклеиновые кислоты. РНК .Часть 1 из 2 (углубленное изучение). ЭОР с сайта - ЕК ЦОР school-collection.edu.ru № 4. Носители наследственной информации №5. Мономер ДНК № 6. Азотистое основание ДНК комплементарное тимину – № 7. Азотистое основание ДНК комплементарное цитозину - №8 .Азотистые основания в нуклеотидах ДНК №9. Азотистые основания в нуклеотидах РНК №10. Авторы модели ДНК - №11. Комплементарные пары азотистых оснований. |
1.Показ модуля ОМС Нуклеиновые кислоты ДНК часть 1 и 2. 2.Показ модуля ОМС Нуклеиновые кислоты РНК часть 1 из 2. Показывает и объясняет состав, структуру и функции молекул ДНК и РНК, принцип комплементарности, процесс репликации, историю изучения, мотивируя учеников к тому, что внимание и запоминание рассказа учителя поможет им при выполнении самостоятельного задания. После показа модуля задает вопросы по его содержанию. Проводит промежуточное закрепление изученного материала, используя ЦОРы. |
По ходу объяснения делают записи в тетрадях. После просмотра модуля отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания в тестовой форме, работают индивидуально, оценивают уровень усвоения нового материала. |
18 мин. 5 мин. |
|
4 | Закрепление | Слайд 8 Объясняет правила заполнения таблицы. По ходу выполнения оказывает индивидуальную помощь и проверяет тесты по ключу. |
“Сравнительная характеристика ДНК и РНК”. Работают в парах. | 7 мин. | |
5 | Домашнее задание и подведение итогов (1-2 минуты) |
Объявляет домашнее задание и оценки за проверочный тест и за участие на уроке. Подводит итоги урока. (Д/з параграф №5, на сайте ФЦИОР прорешать модули ОМС Контроль Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. (углубленное изучение). | Записывают домашнее задание, подают дневники для выставления отметок. | 1-2 мин. |