Цели
- Формирование ключевых компетенций.
- Сформировать у учащихся умение выделять признаки растений семейства Бобовые; продолжить формирование навыков определять принадлежность растений к определённому семейству
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; продолжить формирование умения выявлять пробелы в своих знаниях и устранять их.
Основное содержание темы, термины и понятия: изучение признаков бобовых растений и практическое применение растений в природе и жизни человека, объяснение биологической роли бобовых как симбионта азотфиксирующих бактерий.
Понятия: симбиоз, тип плода, формула цветка, азотфиксирующие бактерии, сельскохозяйственные культуры
Тип урока^ Комбинированный, совершенствование ЗУН
Планируемый результат:
- Личностные умения
- осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
- понимать причины успешности учебной деятельности, выявлять пробелы в своих знаниях и устранять их.
- Метапредметные умения
- Познавательная деятельность
- Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных признаков.
- Информационно-коммуникативная деятельность
- Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прочитанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Умение перефразировать мысль (объяснять “иными словами”), формулировать собственное мнение и позицию.
Рефлексивная деятельность^ Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния.
Межпредметные связи^ Сельскохозяйственный труд.
Оборудование: рабочие карты, гербарий, определительные карточки, влажный препарат.
I этап. Оргмомент.
II этап. Проверка усвоения знаний по теме “Класс Двудольные Семейство Паслёновые””
Цели деятельности
- Выявить пробелы в знаниях по теме “Класс Двудольные Семейство Паслёновые” и устранить их.
- Повторить с учащимися основные понятия и термины, помочь им наглядно представить отличительные признаки семейств. (Ребята получают рабочие карты и в процессе работы имеют перед собой варианты заданий. Приложение 2.).
Задания для проверки знаний
- Индивидуальная работа по карточкам [2] (Приложение 1.)
- Учебные задания для фронтальной проверки знаний: (Приложение 2.)
Задание 1.
Выписать основные признаки, которые отличают растения семейства Паслёновые и крестоцветные
Таблица:
Признаки сравнения | крестоцветные | паслёновые |
III. Изучение нового материала.
Общая характеристика Семейства Бобовые:
Цель: - научить школьников выделять признаки отличия растений разных семейств.
Вопросы классу:
Задания 2, 3, 4. (Приложение 2. )
- Чем различаются растения различных семейств?
- По каким признакам вы определите, что это растения семейства Бобовые?
Работа с учебником в парах.
Прочитайте параграф 50 [3] и выпишите характерные признаки Бобовых:
1.
2.
3.
Используя гербарий и определительные карточки познакомьтесь с некоторыми растениями, относящимися к семейству Бобовые.
Важнейшие сельскохозяйственные культуры
Цель – научиться понимать и объяснять, как и для чего люди выращивают сельскохозяйственные растения
Вопросы классу: (ответы находят в учебнике [3])
Задание 5. (Приложение 2.)
- Кто и как использует растения? (животные в пищу, человек – в пищу, для красоты, для переработки)
- Найдите в тексте параграфа названия растений семейства Бобовые и отметьте, кто и как их использует.
- Какие растения называются сельскохозяйственными?
- Какие бобовые выращивает человек и для чего?
Растения семейства Бобовые содержат азот, даже обогащают им почву, так как на их корнях есть клубеньки, в которых живут азотфиксирующие бактерии (пример симбиоза). Они способны усваивать из атмосферы азот, поэтому бобовые растения богаты белком.
(Демонстрация влажного препарата).
IV. Подведение итогов урока. Закрепление изученного.
Цели деятельности: Научить школьников подводить итоги, выделять главные мысли урока
Задание 6. (Приложение 2. )
1) В парах прорабатывают задание вставить пропущенные слова.
Цветки у мотыльковых .... Околоцветник ... , чашечка из ... чашелистиков, правильная или неправильная. Лепестков..., они образуют .... Тычинок .... Пестик .... Плоды — ... , одно--или многосеменные, раскрываются двумя створками или разламываются на односемянные членики. На корнях мотыльковых имеются .... Они образуются под влиянием поселяющихся в корнях .... Эти ... поглощают из воздуха свободный азот и преобразуют его в такие соединения, которые могут легко усваиваться высшими растениями.
2) Учащиеся формулируют выводы к уроку.
Бобовые – большая группа растений, которые широко используются в пищу человеку и на корм животным.
Бобовые – имеют ассиметричный цветок, похожий на мотылька (поэтому ранее семейство называлось Мотыльковые).
Название плода – боб дало название всему семейству.
V. Домашнее задание (Приложение 2.)
- По учебнику В.В. Пасечника, параграф 50 уметь рассказать о бобовых, применении важнейших культур и составить творческие задания:
- Кроссворд на одну букву Б.
- Ребус
- Загадку – объяснялку (это такой (такое) ... )
- В рабочей тетради №173
V этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности: Научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать свое эмоциональное состояние
Самоанализ (Приложение 2. Задания 8.)
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1. На уроке я понял, что все бобовые ...
2. Определяя к какому семейству отнести растение следует помнить, что ...
Самооценка (Приложение 3.)
II. Задание на самооценку. (Приложение 2.)
Выберите горошины, отражающие Ваше состояние на уроке:
- Горошина Интересно,
- Горошина Познавательно,
- Горошина Скучно,
- Горошина Не интересно
(горошины разных цветов лежат на столе, и дети выбирают цвет по своему настроению)
Литература.
1. Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы / Т.А.Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999. – 432с.
2. Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А.Дидактические материалы по биологии: арстения, бактерии, грибы, лишайники: Кн. для учителя. М.: Просвещение: Учеб лит., 1997. – 96 с. 3. Пасечник В.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.