ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ВИД УРОКА: традиционный.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы;
- познакомить учащихся с субрегионами и странами Зарубежной Европы;
- продолжить формирование умения работать с географическими и контурными картами;
- закрепить названия географических объектов.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник по географии, атлас по географии, компьютер, проектор.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя; работа с картами атласа по выявлению особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала.
ПЛАН УРОКА:
№ п/п | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин. |
1 | Организационный | Беседа | 2-3 |
2 | Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала | Устный опрос, обобщение ранее изученного материала Активизация умственной деятельности учащихся |
5 |
3 | Усвоение новых знаний | Рассказ и объяснение учителя, беседа, метод упражнений | 45-55 |
4 | Закрепление новых знаний | Беседа, работа с учебником | 10-12 |
5 | Подведение итогов урока и информация о домашнем задании | Беседа | 3 |
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учителя приветствуют учащихся.
II. Повторение ранее изученного материала
Учитель географии. Работа по цепочке.
Дать определение понятиям: страна, столица, население, форма правления, географическое положение, суверенное государство.
III. Изучение новой темы
2-3 слайда – фотографии городов Европы (ребята угадывают, каким странам принадлежат города).
Вопросы классу:
Какова площадь Европы? – 5,4 млн кв. км.
Какова численность Европы? – 520 млн человек.
Сколько суверенных государств в Европе? – 40 суверенных государств (включая микрогосударства). Слайд 4
Учитель: Этот регион – один из очагов мировой цивилизации, родина великих географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике.
Как вы думаете, о каком регионе идет речь? (Европа). Слайд 5
Учитель географии:
Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км. Слайд 6
Самая «длинная» страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.
Вопросы классу:
Какие особенности ЭГП Европы? (приморское положение и соседское положение)
Учитель: ЭГП стран зарубежной Европы определяются двумя главными чертами:
1. Соседским положением (или непосредственно граничат друг с другом или их границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей).
2. Приморским положением (жизнь этих стран тесно связана с морем).
Приведите примеры таких стран.
Делаем вывод: Экономико-географическое положение благоприятствует торговым связям со всеми странами мира, использованию богатств морей.
Ребята записывают в тетрадь. Слайд 7
Учитель: Несмотря на то, что зарубежная Европа – один из самых не больших по размерам территории регион мира, он внутренне весьма неоднороден. В связи с этим в пределах зарубежной Европы по географическому принципу выделяют четыре отдельные части или субрегиона – Северную Европу, Западную Европу, Южную Европу, Восточную Европу. Слайд 8
Словарная работа:
Регион – (лат. regio – «страна», «область») – определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов.
Субрегион – это крупные части регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности.
Работа с атласом. « Зарубежная Европа»
Страны Северной Европы
Учитель географии: Посмотрите на карту в атласе. На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название … (?) (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия).
Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертаниями полуостров напоминает тигра).
Посмотрите в карту, какие еще страны расположены на севере Европы?
Таким образом, к субрегиону «Северная Европа» относятся страны Скандинавского полуострова, Дания, Ирландия и страны Балтии. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.
Страны Западной Европы
Учитель: Страны Западной Европы ещё называют странами Средней Европы. Как вы думаете почему:? Давайте посмотрим на карту и назовем страны относящиеся к субрегиону Западная Европа. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.
Страны Южной Европы
Учитель: давайте посмотрим на карту и найдем Средиземное море. Все Средиземноморские государства относятся к субрегиону «Южная Европа». Давайте назовем эти страны. (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.
Страны Восточной Европы.
Учитель: Давайте посмотрим на карту и определим государства, относящиеся к субрегиону «Восточная Европа» (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.
Рассмотрим карту . Слайд 9
Изменения на политической карте Европы в XX веке
Вопросы классу:
Какие изменения на политической карте вы заметили?
Какие страны существовали?
А какие страны стерты на политической карте по какой причине?
Задание: Слайд 10.
Используя материал на форзаце учебника, составьте схему.
Всего государств в Европе … (?)
Республики
Примеры (количество)
Монархия
Примеры (количество )
Например:
Работа с атласом.
Учитель: особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки или микрогосударства Европы.
Найти на атласе: микрогосударства Европы. Слайд 11
(учащиеся находят и называют микрогосударства по очереди)
После этой части следует показ слайдов 13-18
Учитель: Природные предпосылки для промышленных сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.
(учащиеся читают текст ) Слайд 19
Практическая работа: Слайд 20
Определите, какие страны наиболее богаты
(с.180-181):
- каменным углем;
- нефтью и газом;
- рудами цветных металлов;
- калийной солью;
- серой.
Вопросы классу:
Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?
Дайте характеристику агроклиматическим ресурсам зарубежной Европы.
(использовать: учебник, с.181)
Какие страны обладают наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства?
Проверь себя (раздаются карточки, на карточках – тест).
-
Какая страна не принадлежит к региону «Северная Европа»?
1) Дания,
2) Исландия,
3) Швеция,
4) Великобритания. -
Какое государство исчезло с карты Европы в 1990-х годах?
1) Венгрия,
2) ГДР,
3) Австрия,
4) Болгария. -
Установите соответствие между страной и месторождением полезного ископаемого.
1. ФРГ а) Лотаргинский 2. Франция б) Рур 3. Швеция в) Кируна г) Верхнесилезский
Домашнее задание:
Рекреационные ресурсы в зарубежной Европе.
Выпишите:
- районы с благоприятными природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные).
- историко-культурные объекты (города-музеи);
- страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе.
Спасибо за урок.