Урок русского языка по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цель:

  • Образовательная : совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число.
  • Развивающая: развивать орфографическую зоркость, память, мышление.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за свою родину.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– Начнем урок со слов К. Паустовского:

“Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.

И это действительно так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит свой народ, свой язык. Наш с вами язык – это русский язык. Язык, на котором мы говорим, – богат и красив.

Приглашаю вас, ребята, совершить небольшую экскурсию по Стране русского языка.

– Откройте тетради, запишите дату урока.

Шестнадцатое октября.

– Найдите орфограммы в этом предложении.

– Непроизносимая гласная т в слове шестнадцать, словарное слово октябрь.

II. Актуализация ранее изученного.

– Раз мы с вами отправились на экскурсию, нам необходимо приобрести билеты. Закажем их по телефону.

Проведём минут чистописания.

В рабочей строке нарисуйте телефон и провод, который представляет собой короткие наклонные палочки с петелькой вверху.

На ваш звонок по телефону нам прислали билеты. Найдём счастливый билет и начнём собираться в дорогу.

Путешественник берёт с собой багаж.

– Что обозначает это слово?

А в словаре Ожегова даётся такое определение этого слова (3 значения):

  1. Упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу.
  2. Вещи, перевозимые отдельно от пассажира.
  3. Сведения, знания, которыми кто-либо обладает (это переносное значение).

Какой багаж знаний мы возьмем с собой в город?

Имя существительное?

– Что вы знаете об именах существительных?

(Отвечает на вопрос кто? или что? и называют предметы, явления природы; существительные бывают женского, мужского и среднего рода, изменяются по падежам и числам, бывают собственные и нарицательные.)

А какие предметы берут обычно путешественники в дорогу? (Продукты питания, одежду, посуду.)

На доске вывешиваю таблички со словами

ПРОДУКТЫ ПРЕДМЕТЫ ОДЕЖДА

Назовите 3 слова из словаря в каждую группу.

Ребята устно проговаривают существительные, определяют род и число.

Например:

Картофель
огурец
помидор

терелка
стакан
газета

сапоги
пальто

 III. Введение в тему урока.

За правильные ответы на уроке будете получать листики трёх цветов: красные – отлично, жёлтые – хорошо, а зелёные – удовлетворительно, но это цвет надежды, учитесь, запоминайте.

В путешествие по стране Имя существительное мы постараемся пополнить наш багаж знаний новыми сведениями об этой части речи.

Как вы уже говорили, существительные отвечают на вопросы Кто? и Что?

Пишу на доске: Кто? Что?

– Скажите, что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? (Животных, людей, т. е. живые, одушевленные предметы.)

– А на вопрос Что? отвечают существительные , которые обозначают неживые, неодушевлённые предметы.

Вот над какой темой мы будем работать на уроке.

Запишите в тетрадях.

IV. Тема. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

– Так, какие новые знания мы должны получить, чему должны научиться в ходе нашей экскурсии ?

(Должны научиться различать слова, отвечающие на вопросы Кто? или Что? определять одушевлённое или неодушевлённое имя существительное, указывать род и число.)

V. Работа по теме урока.

1. Ребята, скажите, как люди хранят знания о языке? (Записывают словари.)

– Как передают эти знания друг другу? (Мы читаем словари, энциклопедии, справочники.)

– Какие бывают словари? (Орфографические, толковые.)

– У нас то же есть орфографические словари, и сегодня на уроке мы узнаем и запишем в словарь новые слова, научимся их писать, постараемся запомнить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

На доске таблички:

Одушевлённые Неодушевлённые

– Предлагаю вам отгадать загадки, а слова-отгадки записывать в орфографический словарь.

1). Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. (Пассажир.)

– На какой вопрос отвечает слово? Называет одушевлённый или неодушевлённый предмет?

– В какой столбик определить слово?

ПАССАЖИР

2).

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт.
А огромную ракету;
Дети, кто это, скажите?

(Космонавт)

3). Коллективная поездка с целью изучения чего-либо, какого-нибудь достопримечательного места. (Экскурсия.)

– Образуйте однокоренное существительное, которое отвечает на вопрос кто? (Экскурсант.)

– Человек, который совершает экскурсию.

4). Назовите близкое по значению слово: странствие, турне.

(Путешествие.)

– Какое слово по составу: простое или сложное.

Образуйте однокоренное одушевлённое существительное. (Путешественник.)

Продолжаем наше путешествие, а сейчас приготовьтесь хором ответить на последнюю загадку.

5).

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль
Побежит…. (Автомобиль)

– В какой столбик я должна повесить табличку со словом?

Давайте ещё раз прочитаем слова, которыми мы пополним наш словарный запас.

Назовите одушевлённые и неодушевлённые слова (читает с доски).

2. Работа по учебнику.

Для вас главный источник знаний – это учебник. Выполним задание №13.

Прочитайте задание.

I вариант – выбирайте и выписывайте одушевлённые существительные.

II вариант – неодушевленные существительные.

Проверка в парах.

Микроитог: – Что обозначает одушевлённые существительные, неодушевлённые?

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

– Расскажите, что видите?

– Какое время года изображено?

– Какая погода?

– А у нас с вами экскурсия проходит тоже осенью.

– Чтобы вы больше знали об осени, я задала вчера вам задание. Напомните домашнее задание.

– Нужно было подобрать и записать на красивых листочках приметы осени, пословицы, поговорки, стихи. Проверим, как вы выполнили работу.

Учащиеся читают. Размещают свои листочки на доске. Пишем одну в тетрадь.

– Как красиво за окном. Наступила настоящая золотая осень. И у нас в классе красиво. Листья можно собрать в осенний букет с деревьев. А ваши листочки вы положите в свои портфолио, т.е. в копилку ваших знаний и достижений.

– Октябрь землю кроет, где листком, где снежком. Октябрь – месяц ненастья.

Запишите в тетрадь:

Плачет октябрь холодными слезами.

– Найдите грамматическую основу. Действительно ли октябрь плачет?

Октябрь – имя существительное неодушевлённое, но в этом предложении выступает в роли одушевлённого.

Такое художественное средство называется олицетворение.

VI. Закрепление знаний по теме.

– Наша экскурсия подходит к концу. Давайте проверим , вы научились различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Для этого нужно начертить таблицу упр. №14.

Черчу на доске. (4 слова записываем вместе, остальное домой.)

VII. Подведём итоги урока.

– Какую цель ставили мы перед собой в начале урока?

– Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять род и число.

– Кто достиг этой цели?

– Кому было трудно?

Выставление оценок

Дифференцированное задание.

Хорошо осенью в лесу. Золотом одеты деревья. Пахнет грибами.

В осеннем лесу разные голоса поют птицы. Журчат воды ручья, глядят в них весёлые берёзки.

Бродят медведи, прыгают шустрые белочки.

Списать. Над существительными простым карандашом надпишите одушевлённые или неодушевлённые.

Группа А: Найдите сложное предложение.

Группа В: разберите по членам предпоследнее предложение.

Литература

Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Учебник “Русский язык”. С. 71, упр. № 13, 14. М.: Просвещение, 2011 г.