Цель:
- Образовательная : совершенствовать умение различать одушевлённые
и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число.
- Развивающая
: развивать орфографическую зоркость, память, мышление.- Воспитательная
: воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за свою родину.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
– Начнем урок со слов К. Паустовского:
“Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.
И это действительно так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит свой народ, свой язык. Наш с вами язык – это русский язык. Язык, на котором мы говорим, – богат и красив.
Приглашаю вас, ребята, совершить небольшую экскурсию по Стране русского языка.
– Откройте тетради, запишите дату урока.
Шестнадцатое октября. – Найдите орфограммы в этом предложении. |
– Непроизносимая гласная т в слове шестнадцать, словарное слово октябрь. |
II. Актуализация ранее изученного.
– Раз мы с вами отправились на экскурсию, нам необходимо приобрести билеты. Закажем их по телефону.
Проведём минут чистописания.
В рабочей строке нарисуйте телефон и провод, который представляет собой короткие наклонные палочки с петелькой вверху.
На ваш звонок по телефону нам прислали билеты. Найдём счастливый билет и начнём собираться в дорогу.
Путешественник берёт с собой багаж.
– Что обозначает это слово?
А в словаре Ожегова даётся такое определение этого слова (3 значения):
- Упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу.
- Вещи, перевозимые отдельно от пассажира.
- Сведения, знания, которыми кто-либо обладает (это переносное значение).
Какой багаж знаний мы возьмем с собой в город?
Имя существительное?
– Что вы знаете об именах существительных?
(Отвечает на вопрос кто? или что? и называют предметы, явления природы; существительные бывают женского, мужского и среднего рода, изменяются по падежам и числам, бывают собственные и нарицательные.)
А какие предметы берут обычно путешественники в дорогу? (Продукты питания, одежду, посуду.)
На доске вывешиваю таблички со словами
ПРОДУКТЫ ПРЕДМЕТЫ ОДЕЖДА
Назовите 3 слова из словаря в каждую группу.
Ребята устно проговаривают существительные, определяют род и число.
Например:
Картофель
огурец
помидор
терелка
стакан
газета
сапоги
пальто
III. Введение в тему урока.
За правильные ответы на уроке будете получать листики трёх цветов: красные – отлично, жёлтые – хорошо, а зелёные – удовлетворительно, но это цвет надежды, учитесь, запоминайте.
В путешествие по стране Имя существительное мы постараемся пополнить наш багаж знаний новыми сведениями об этой части речи.
Как вы уже говорили, существительные отвечают на вопросы Кто? и Что?
Пишу на доске: Кто? Что?
– Скажите, что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? (Животных, людей, т. е. живые, одушевленные предметы.)
– А на вопрос Что? отвечают существительные , которые обозначают неживые, неодушевлённые предметы.
Вот над какой темой мы будем работать на уроке.
Запишите в тетрадях.
IV. Тема. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
– Так, какие новые знания мы должны получить, чему должны научиться в ходе нашей экскурсии ?
(Должны научиться различать слова, отвечающие на вопросы Кто? или Что? определять одушевлённое или неодушевлённое имя существительное, указывать род и число.)
V. Работа по теме урока.
1. Ребята, скажите, как люди хранят знания о языке? (Записывают словари.)
– Как передают эти знания друг другу? (Мы читаем словари, энциклопедии, справочники.)
– Какие бывают словари? (Орфографические, толковые.)
– У нас то же есть орфографические словари, и сегодня на уроке мы узнаем и запишем в словарь новые слова, научимся их писать, постараемся запомнить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
На доске таблички:
Одушевлённые Неодушевлённые
– Предлагаю вам отгадать загадки, а слова-отгадки записывать в орфографический словарь.
1). Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. (Пассажир.)
– На какой вопрос отвечает слово? Называет одушевлённый или неодушевлённый предмет?
– В какой столбик определить слово?
ПАССАЖИР
2).
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт.
А огромную ракету;
Дети, кто это, скажите?
(Космонавт)
3). Коллективная поездка с целью изучения чего-либо, какого-нибудь достопримечательного места. (Экскурсия.)
– Образуйте однокоренное существительное, которое отвечает на вопрос кто? (Экскурсант.)
– Человек, который совершает экскурсию.
4). Назовите близкое по значению слово: странствие, турне.
(Путешествие.)
– Какое слово по составу: простое или сложное.
Образуйте однокоренное одушевлённое существительное. (Путешественник.)
Продолжаем наше путешествие, а сейчас приготовьтесь хором ответить на последнюю загадку.
5).
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль
Побежит…. (Автомобиль)
– В какой столбик я должна повесить табличку со словом?
Давайте ещё раз прочитаем слова, которыми мы пополним наш словарный запас.
Назовите одушевлённые и неодушевлённые слова (читает с доски).
2. Работа по учебнику.
Для вас главный источник знаний – это учебник. Выполним задание №13.
Прочитайте задание.
I вариант – выбирайте и выписывайте одушевлённые существительные.
II вариант – неодушевленные существительные.
Проверка в парах.
Микроитог: – Что обозначает одушевлённые существительные, неодушевлённые?
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
– Расскажите, что видите?
– Какое время года изображено?
– Какая погода?
– А у нас с вами экскурсия проходит тоже осенью.
– Чтобы вы больше знали об осени, я задала вчера вам задание. Напомните домашнее задание.
– Нужно было подобрать и записать на красивых листочках приметы осени, пословицы, поговорки, стихи. Проверим, как вы выполнили работу.
Учащиеся читают. Размещают свои листочки на доске. Пишем одну в тетрадь.
– Как красиво за окном. Наступила настоящая золотая осень. И у нас в классе красиво. Листья можно собрать в осенний букет с деревьев. А ваши листочки вы положите в свои портфолио, т.е. в копилку ваших знаний и достижений.
– Октябрь землю кроет, где листком, где снежком. Октябрь – месяц ненастья.
Запишите в тетрадь:
Плачет октябрь холодными слезами.
– Найдите грамматическую основу. Действительно ли октябрь плачет?
Октябрь – имя существительное неодушевлённое, но в этом предложении выступает в роли одушевлённого.
Такое художественное средство называется олицетворение.
VI. Закрепление знаний по теме.
– Наша экскурсия подходит к концу. Давайте проверим , вы научились различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Для этого нужно начертить таблицу упр. №14.
Черчу на доске. (4 слова записываем вместе, остальное домой.)
VII. Подведём итоги урока.
– Какую цель ставили мы перед собой в начале урока?
– Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять род и число.
– Кто достиг этой цели?
– Кому было трудно?
Выставление оценок
Дифференцированное задание.
Хорошо осенью в лесу. Золотом одеты деревья. Пахнет грибами.
В осеннем лесу разные голоса поют птицы. Журчат воды ручья, глядят в них весёлые берёзки.
Бродят медведи, прыгают шустрые белочки.
Списать. Над существительными простым карандашом надпишите одушевлённые или неодушевлённые.
Группа А: Найдите сложное предложение.
Группа В: разберите по членам предпоследнее предложение.
Литература
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Учебник “Русский язык”. С. 71, упр. № 13, 14. М.: Просвещение, 2011 г.