Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с его развитием и возрастающей информационной напряжённостью, что в свою очередь требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему творчества, ибо всегда для их решения требуются люди, обладающие оригинальным мышлением.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
“Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30–40 лет, общество, построенное ими по представлениям, которые мы у них создадим”. Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что школа формирует мировоззрение будущего общества.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Я, как многие педагоги, изучая всё лучшее, что наработано, пытаюсь воспитывать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.
Характеристики национальной и гражданственной принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники престают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя или на литературного героя очень малая часть младших школьников. Зато для большей части выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных боевиков.
В представлении детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают “продовольственно – вещевые” по характеру.
В оценках окружающего лишь в незначительной группе младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего около 3 % детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Здесь учителю необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объём умений, концентрирующий внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить в рисунке сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Так, например, тема сказки раскрывается на серии уроков в 3 классе “Художник и театр”, где учащиеся выступают в роли художника-декоратора и создают макет сказочного эпизода.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
В нравственном воспитании учащихся младших классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них двойственных нравственных чувств. В теме “Строим город” учащиеся развивают не только художественно-пространственное мышление, воображение, формируют представление о пространственной композиции, но и учатся работать в коллективе. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок получает представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В ходе первого урока ребята познают конструктивную деятельность, учатся “строить” дома сами, фантазируют, погружаясь в тему, воображают себя в роли архитекторов. На втором уроке пока учитель компонует домики, нарисованные учащимися, в единую композицию “Город”, они создают рисунок улиц. Выступая в роли ландшафтных дизайнеров, учащиеся украшают созданный ими город деревьями, цветами, создают микрорайоны, дворы. Созданное в результате полотно радует, поражает и удивляет зрителей. Анализируя работу двух уроков, прихожу к выводу, что создаётся и укрепляется классный коллектив, выявляются лидеры, раскрываются новые таланты.
Не случайно также обращение меня, как учителя, к проблеме использования краеведения на уроках изобразительного искусства. Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, к истории своего края мною разрабатываются уроки по декоративному рисованию в 5 классе. Декоративное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству. Использование приёмов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока, позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребёнка, достичь более высоких результатов обучении и развитии интереса к народному искусству.
Частично-поисковые задания, на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила, которые используются на уроке, формируют наблюдательность, анализ и синтез материала.
- Игра “В гостях у народных мастеров”. Народные мастера прислали рисунки своих изделий и узоры к ним. Все таблички и узоры выпали и перепутались. Задание: распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
- “Подбери пару”. На доске – чашки и блюдца по видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов.
Творческие задания.
Здесь дети воспроизводят по памяти все знания, проявляется выдумка, инициатива.
- Карточки с узорами, где допускается ошибка.
- Сочинить свой узор.
Ознакомление учащихся с богатством родного края в соединении с обучением орнаментальному рисунку, помогают воспитывать чувство красоты и любви к народным художественным ремёслам и родной природе.
Для многих педагогов остается нерешенным вопрос о роли религии в духовно-нравственном воспитании человека. Обратимся к мыслям классиков.
К.Д.Ушинский называл религию корнями векового дерева. А.С.Пушкин писал: “Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого, в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра”. Поскольку, как замечал К.Д.Ушинский, “христианство имеет сильное влияние на возвышение уровня народной нравственности”, он предлагал: “Воспитывайте детей не вне Церкви и не рядом с нею, а в самой Церкви и вместе с нею”. Его последователь К.В.Ельницкий советовал: “Воспитывайте юношество в духе евангельского учения. Это учение удовлетворяет высшим сторонам духовной природы человека. К тому же оно открывает человеку истинный путь к его духовному совершенствованию, открывает ему конечную цель его жизни и указывает средства к достижению этой цели”.
Как видим, религия направляет человека к познанию добра, что важно для общества.
В программе Б. М. Неменского в 7 классе рекомендуются “Библейские темы в изобразительном искусстве”. На этих уроках учащиеся знакомятся с вечными темами в искусстве, с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с особенностями византийских мозаик, с великими русскими иконописцами Андреем Рублёвым, Феофаном Греком. В ненавязчивой, ознакомительной форме учащиеся погружаются в мир добра, посредством Библейских тем. Как вариант работы может быть выполнена иллюстрация к Библии или рисунок городского храма по имеющимся изображениям.
Одна из основных составляющих духовной культуры – искусство, отражение в художественной форме представлений человека о мире, об окружающей действительности. Искусство – способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство играет огромную роль и в передаче человеку моральных ценностей.
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы.
При написании работы использованы данные интернет источников (поисковики yandex.ru, google. ru).
Список литературы:
- А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков “Духовно-нравственное воспитание российских школьников”.
- Н. В. Морозова, Л. Б. Пыстина “Воспитание художественным творчеством”.
- Б. М. Неменский “Мудрость красоты”.