Аннотация работы.
Тема: “Избирательное право и избирательный процесс” достаточно сложная для восприятия, но необходима в курсе изучения обществознания в области правоведения. В контрольно-измерительные материалы ЕГЭ входят задания по представляемой теме. В целях более детального изучения темы, разработана форма нестандартного урока, где проявляется самостоятельность поиска необходимой информации учащимися. Изучение этой темы особенно актуально в период формирования гражданского общества современной России.
Тема урока:
“Мы выбираем! Нас выбирают!”
в рамках реализации школьного проекта “Школа молодого избирателя”
Форма – урок-дискуссия.
Время – 45 минут.
Цель урока: формирование у учащихся представления о политико-правовом статусе гражданина, о принципах избирательного права и избирательного процесса с целью воспитания активной жизненной позиции и повышения правовой культуры.
Задачи:
- Образовательные: обозначение в сознании учащихся актуальности проблемы избирательной активности населения; повышение электоральной культуры; обучение грамотно работать с разными источниками информации; развитие критического мышления, логического и аналитического;
- Воспитательные: формирование гражданственности личности; привлечение активности учащихся к решению данной проблемы; воспитание толерантности – терпимости к чужому мнению и выбору; воспитание ответственности за выполнение коллективной работы.
- Развивающие: развитие умений и навыков самостоятельно и приобретать новые знания, проектировать свои действия; развитие навыков публичного выступления; применять знания и умения в нестандартной обстановке.
Оборудование: мультимедийная установка, электронные презентации, плакаты, тексты Конституции РФ.
Подготовительная работа:
- Изучить темы по параграфам 33, 34 учебника Ф. Никитина “Основы государства и права”.
- Составить группы по видам деятельности в соответствии со схемой урока.
- Подготовить электронные презентации, плакаты, газеты, агитлистовки, лозунги, необходимые для оформления и проведения урока.
- Подготовить дополнительную информацию, используя ресурсы Интернет, по теме: “Избирательное право” (статистика, наглядность, интересный материал и т.п.).
- Подборка цитат, высказываний известных политиков, государственных деятелей.
- Составление тестов, схем, таблиц.
Основные нормативные документы:
– Конституция РФ;
– Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
Основные понятия: Федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, эмансипация, активное избирательное право, пассивное избирательное право, всеобщее и прямое, тайное голосование, референдум, демократия, альтернативные выборы, консенсус.
Критерии деятельности групп в процессе проведения урока-дискуссии:
– Аргументация своего мнения.
– Знания материала по теме.
– Использование терминов и понятий по теме.
– Красноречие.
– Умение отстаивать свои взгляды.
– Креативность.
– Наглядность.
Ход урока
1 часть
– 3 минуты.Слово учителя о целях, задачах урока. Краткое изложение хода урока – выборы в условные “законодательные органы власти”, представление групп. Критерии деятельности групп в ходе урок заполняются в таблице – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
2. Основная часть
Деятельность групп по схеме.
2.1. Выступление теоретиков – 3 минуты.
Они представляют информацию об избирательной системе, историческом развитии избирательной системы в России, принципах и т.д.
Форма выступления может быть: электронная презентация, плакаты, цитаты и др. оформление.
2.2. “Законники” – 3 минуты.
Группа представляют основную законодательную базу по избирательному праву, перечисляют законы и статьи Конституции РФ.
Форма выступления может быть: электронная презентация, плакаты, цитаты и др. оформление.
2.3. Инициаторы 1-го кандидата – 3 минуты.
Группа представляют своего кандидата, характеризуют его и его Программу и т.д.
Форма представления может быть: электронная презентация, плакаты, цитаты и др. оформление.
2.4. Выступление 1-го КАНДИДАТА может быть в форме телерекламы, публичного устного выступления, тезисное изложение своей позиции и т.п. – 2 минуты.
2.5. Инициаторы 2-го КАНДИДАТА – 3 минуты.
Группа представляют своего кандидата, характеризуют его и его Программу и т.д., проявляя при этом оппозиционерские взгляды и позиции.
Форма представления может быть: электронная презентация, плакаты, цитаты и др. оформление.
2.6. Выступление 2-го КАНДИДАТА. – 2 минуты.
2.7. Вопросы представителей СМИ – 3 минуты.
Сотрудники СМИ должны иметь название представляемых СМИ, подходящую форму одежды, визитные карточки (бейджики) и т.д.
Задаваемые вопросы КАНДИДАТАМ должны быть составлены грамотно, конкретно, масштабно.
1-ая и 2-ая группы тактично, грамотно помогают своим кандидатам отвечать на вопросы представителям СМИ.
2.8. Прения ИЗБИРАТЕЛЕЙ – 3 минуты.
Избиратели задают вопросы кандидатам, высказывают свои мнения, суждения, оценки, делают выводы, обобщают. Эксперты учитывают мнения избирателей и приступают к подсчету баллов согласно критериев карты оценки деятельности групп – 2 минуты.
Пока идет подсчет голосов ученица читает стихотворение – 2 минуты.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу…
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себяКаждый выбирает для себя:
Щит и латы – посох и заплаты…
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже. Как умею.
Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает для себя
(Ю. Левитанский)
3 Часть – 15 минут.
Закрепление пройденного материала по следующим заданиям:
1. Заполнить карточки с вопросами для каждой группы:
Своё мнение обоснуйте. |
|
Теоретики | |
“Законники” | |
Инициаторы 1-го КАНДИДАТА | |
Инициаторы 2-го КАНДИДАТА | |
Избиратели | |
СМИ |
2. Выполнение тестовых заданий – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
3. Заключительное слово учителя – выставление оценок.