Избирательное право и избирательный процесс

Разделы: История и обществознание


Аннотация работы.

Тема: “Избирательное право и избирательный процесс” достаточно сложная для восприятия, но необходима в курсе изучения обществознания в области правоведения. В контрольно-измерительные материалы ЕГЭ входят задания по представляемой теме. В целях более детального изучения темы, разработана форма нестандартного урока, где проявляется самостоятельность поиска необходимой информации учащимися. Изучение этой темы особенно актуально в период формирования гражданского общества современной России.

Тема урока:

“Мы выбираем! Нас выбирают!”

в рамках реализации школьного проекта “Школа молодого избирателя”

Формаурок-дискуссия.

Время – 45 минут.

Цель урока: формирование у учащихся представления о политико-правовом статусе гражданина, о принципах избирательного права и избирательного процесса с целью воспитания активной жизненной позиции и повышения правовой культуры.

Задачи:

  • Образовательные: обозначение в сознании учащихся актуальности проблемы избирательной активности населения; повышение электоральной культуры; обучение грамотно работать с разными источниками информации; развитие критического мышления, логического и аналитического;
  • Воспитательные: формирование гражданственности личности; привлечение активности учащихся к решению данной проблемы; воспитание толерантности – терпимости к чужому мнению и выбору; воспитание ответственности за выполнение коллективной работы.
  • Развивающие: развитие умений и навыков самостоятельно и приобретать новые знания, проектировать свои действия; развитие навыков публичного выступления; применять знания и умения в нестандартной обстановке.

Оборудование: мультимедийная установка, электронные презентации, плакаты, тексты Конституции РФ.

Подготовительная работа:

  1. Изучить темы по параграфам 33, 34 учебника Ф. Никитина “Основы государства и права”.
  2. Составить группы по видам деятельности в соответствии со схемой урока.
  3. Подготовить электронные презентации, плакаты, газеты, агитлистовки, лозунги, необходимые для оформления и проведения урока.
  4. Подготовить дополнительную информацию, используя ресурсы Интернет, по теме: “Избирательное право” (статистика, наглядность, интересный материал и т.п.).
  5. Подборка цитат, высказываний известных политиков, государственных деятелей.
  6. Составление тестов, схем, таблиц.

Основные нормативные документы:

– Конституция РФ;

– Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”

Основные понятия: Федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, эмансипация, активное избирательное право, пассивное избирательное право, всеобщее и прямое, тайное голосование, референдум, демократия, альтернативные выборы, консенсус.

Критерии деятельности групп в процессе проведения урока-дискуссии:

– Аргументация своего мнения.

– Знания материала по теме.

– Использование терминов и понятий по теме.

– Красноречие.

– Умение отстаивать свои взгляды.

– Креативность.

– Наглядность.

Ход урока

1 часть3 минуты.

Слово учителя о целях, задачах урока. Краткое изложение хода урока – выборы в условные “законодательные органы власти”, представление групп. Критерии деятельности групп в ходе урок заполняются в таблице – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

2. Основная часть

Деятельность групп по схеме.

2.1. Выступление теоретиков – 3 минуты.

Они представляют информацию об избирательной системе, историческом развитии избирательной системы в России, принципах и т.д.

Форма выступления может быть: электронная презентация, плакаты, цитаты и др. оформление.

2.2. “Законники” – 3 минуты.

Группа представляют основную законодательную базу по избирательному праву, перечисляют законы и статьи Конституции РФ.

Форма выступления может быть: электронная презентация, плакаты, цитаты и др. оформление.

2.3. Инициаторы 1-го кандидата – 3 минуты.

Группа представляют своего кандидата, характеризуют его и его Программу и т.д.

Форма представления может быть: электронная презентация, плакаты, цитаты и др. оформление.

2.4. Выступление 1-го КАНДИДАТА может быть в форме телерекламы, публичного устного выступления, тезисное изложение своей позиции и т.п. – 2 минуты.

2.5. Инициаторы 2-го КАНДИДАТА – 3 минуты.

Группа представляют своего кандидата, характеризуют его и его Программу и т.д., проявляя при этом оппозиционерские взгляды и позиции.

Форма представления может быть: электронная презентация, плакаты, цитаты и др. оформление.

2.6. Выступление 2-го КАНДИДАТА. – 2 минуты.

2.7. Вопросы представителей СМИ – 3 минуты.

Сотрудники СМИ должны иметь название представляемых СМИ, подходящую форму одежды, визитные карточки (бейджики) и т.д.

Задаваемые вопросы КАНДИДАТАМ должны быть составлены грамотно, конкретно, масштабно.

1-ая и 2-ая группы тактично, грамотно помогают своим кандидатам отвечать на вопросы представителям СМИ.

2.8. Прения ИЗБИРАТЕЛЕЙ – 3 минуты.

Избиратели задают вопросы кандидатам, высказывают свои мнения, суждения, оценки, делают выводы, обобщают. Эксперты учитывают мнения избирателей и приступают к подсчету баллов согласно критериев карты оценки деятельности групп – 2 минуты.

Пока идет подсчет голосов ученица читает стихотворение – 2 минуты.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу…
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя:
Щит и латы – посох и заплаты…
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже. Как умею.
Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает для себя

(Ю. Левитанский)

3 Часть – 15 минут.

Закрепление пройденного материала по следующим заданиям:

1. Заполнить карточки с вопросами для каждой группы:

 
  1. Выделите 2 основных черты характера, необходимые для осуществления депутатской деятельности.
  2. Выделите 2 основных черты делового человека, необходимые для осуществления депутатской деятельности.

Своё мнение обоснуйте.

Теоретики  
“Законники”  
Инициаторы 1-го КАНДИДАТА  
Инициаторы 2-го КАНДИДАТА  
Избиратели  
СМИ  

2. Выполнение тестовых заданий – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

3. Заключительное слово учителя – выставление оценок.

Презентация к уроку

Презентации учащихся