Цели:
- Обобщить и углубить знания обучающихся по данной теме;
- Научить использовать различные методы решения: метод разложения на множители – группировки, метод замены переменной – подстановки для подведения рациональных уравнений сложного вида к более простому;
- Познакомить с различными видами рациональных уравнений: симметрических, частного случая возвратных уравнений и с методом их решения;
- Побуждать ребят к взаимоконтролю, самоконтролю и самоанализу при выполнении заданий;
- Оказывать взаимовыручку, поддержку со стороны одноклассников – ассистентов.
- Добиваться получения новых знаний через самостоятельное выполнение заданий с последующей взаимопроверкой.
Оборудование: доска раздвижная, листы – задания для устного счета, компьютер, экран.
Время: 90 минут – 2 урока.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (5 минут).
На доске (на обратной стороне) заранее на перемене учащимися записаны решения. Ученики меняются тетрадями друг с другом по парте и после проверки ставят оценки “5” – нет ошибок; “4” – 1 -2 ошибки; “3” – 3-4 ошибки, а более – “ 2”.
2. Устный тест – повторение:
На парте лежат карточки с решениями и ответы к ним, выбрать правильный ответ и объяснить почему?
задания / ответы | 1 | 2 | 3 | 4 |
(х-3) (х+7)=0 | 3; 7 | 3; -7 | -3;7 | -3;-7 |
х2– 6х + 5 = 0 | 5;1 | 2;3 | -5;-1 | -2; -3 |
х2– 25 = 0 | 0;5 | 1;25 | -5;5 | Нет решения |
х2 + 4х + 7 = 0 | 3,5; 2 | Нет решения | 2+; 2- | 1; 2,5 |
3(1-х)+2 = 5 – 3х | Нет решения | 3;1 | Множество корней | 0;5 |
Правильные ответы: 1 задание – 2; 2 зад. – 3; 3 зад. – 3; 4 зад. – 2; 5 зад. – 3.
Новая тема.
Учитель: Под рациональным уравнением принято понимать уравнение, которое может быть записано в виде: аnxn + an-1xn-1 + … a2x2+ a1x + a0 =0, где an, an-1, …a0 – заданные числа, а х – неизвестное. Простейшие рациональные уравнения мы решаем с помощью четырех основных методов.
(Метод перехода от равенства, связывающего функции, к равенству, связывающему аргументы; метод замены переменной; метод разложения на множители – группировки; функционально – графический метод).
Мы научились решать рациональные уравнения второй степени, а третьей, четвертой?
А каким методом вы решите уравнение вида a) х3 – 8 + х – 2 = 0?
Подсказка: желательно подвести к произведению многочленов.
Да, верно, используем метод разложения на множители – группировки. Группируем слагаемые, применим формулы сокращенного умножения и получим произведение нескольких множителей – многочленов в левой части уравнения, а в правой – нуль.
(Вызывается ученик сильный в математике, а если нет, то показывает учитель ход решения).
б) А при таком уравнении х3 – 3х + 2 = 0 можно использовать метод группировки?
Решение.
Перепишем уравнение, записав , получим , а теперь сгруппируем (х3 – х) – (2х -2) = 0. Дальнейшее решение самостоятельно, а один ученик выходит к доске, решает на другой стороне, затем учащиеся сверяют.
Ответ: х1 = х3 = 1; х2 = -2.
Учитель: Вспомним, при решении биквадратных уравнений какой метод мы использовали? Самый распространенный из всех методов – да, метод замены переменной – метод подстановки. Искусство производить замену переменных заключается в том, чтобы увидеть, какая замена будет более рациональна и быстрее приведет к успеху. На сегодняшнем уроке мы это и рассмотрим.
Разберем решение данного уравнения:
Решение.
Освободимся от знаменателя, t2 + 4t + 3 = 0, где t ? 0.
Отсюда t1 = – 3; t2 = -1.
Дорешать самостоятельно, дальнейшее решение проецируется на экран.
По формуле решаем второе уравнение =
= = = = =
Ответ: х1 = -5, х2 = 1, х3 = , х4 = .
Учитель: Рассмотрим уравнение вида
г) (х2 + 10х )2 + (х2 + 5)2 = 157.
Метод замены переменной легко увидеть, если воспользоваться формулой квадрата суммы для второй скобки. (х2 + 10х )2 + (х2 +10х + 25) = 157; (Далее решает ученик у доски, а остальные – самостоятельно).
Решение.
Пусть тогда получим
х2 + 10х = 11 или х2 + 10х = -12. Решая эти уравнения, получим
Ответ: {-11; 1; -5 }. +
Учитель: Рассмотрим уравнение вида
Решение.
Найдем равенство сумм пар чисел -7 + 2 = -1 – 4,
Перемножим между собой первую и третью, вторую и четвертую скобки, получим (х2 – 5х – 14) ((х2 – 5х + 4) – 40.
Введем замену: х2 – 5х – 14 = t, где t – любое число, получим t(t + 18) = 40, t2 + 18t – 40 = 0.
(Работает учитель, показывая ход решения или ученик с помощью учителя).
Решим данное уравнение по т. Виета
где t1 = – 20, t2 = 2.
Решим систему уравнений
Ответ: х1 = 2, х2 = 3, х3 = х4 =
Решить самостоятельно
Проверка решения данного уравнения с помощью проекции решения на экране.
Решение.
+1 + 4 = + 2+ 3. Данное условие равенства выполняется, поэтому раскроем скобки, группируя первый множитель с последним и второй с третьим.
Тогда данное уравнение примет вид: (х2 + 5х + 4) (х2 + 5х +6) = 24.
Полагая х2 + 5х = t, получим квадратное уравнение (t +4)(t +6) = 24,
решая его t2+ 10t =0, t(t + 10) =0, найдем корни t1 =0, t2= -10.
Затем решаем уравнения
Учитель: Уравнения вида а0хn + a1xn-1 + … + akxk + … + a1x + a0 = 0, где коэффициенты членов, равно от стоящих от концов, равны между собой, называют симметрическими уравнениями.
Симметрические уравнения обладают следующими свойствами:
1. Симметрическое уравнение нечетной степени имеет корень х = -1, в чем можно убедиться непосредственной подстановкой;
2. Уравнение четной степени 2n решаются с помощью подстановки
V = x + сводится к уравнению степени n.
Решим уравнение.
Решение.
Данное уравнение симметрическое, так как коэффициенты равно отстоящих от концов, равны между собой. Степень уравнения нечетная равная 5, поэтому корень данного уравнения х = – 1.
Пусть Разделим левую часть уравнения на х + 1 и получим симметрическое уравнение четвертой степени:
Разделим обе части уравнения на х2: 2х2 + 3х – 16 + 3• + 2• 1/х2 = 0, и сгруппируем члены уравнения: 2(х2 + 1/х2) + 3 (1 + ) – 16 = 0.
Используем метод замены переменной при t = x + , возведем в квадрат обе части уравнения, получим t2 = (x + )2 = x2 + 2• x • + 1/x2, тогда x2 + 1/x2 = t2 – 2, и после преобразований получим квадратное уравнение 2 t2 + 3t – 20 = 0. Находим корни t = = = t1 = , t2 = -4. Таким образом , исходное уравнение четвертой степени равносильно совокупности уравнений x + и x + = -4.
Решив данные уравнения, получим еще четыре корня исходного уравнения.
Ответ: х1 = -1, х2 = -2+, х3 = -2 – , х4 = 2, х5 = .
Учитель: Прошу вас, ребята, решить самостоятельно с последующей проверкой симметрическое уравнение четвертой степени. А почему оно симметрическое?
з) 2х4 + 3х3 – 16 х2 + 3х + 2 = 0.
Решение.
Разделим обе части уравнения на х2, получим 2х2 + 3х – 16 + + 2/х2 =0.
Сгруппируем (2х2+ 2/х2) + (3х+ ) – 16 = 0, 2(х2+12/х2) + 3(х+ ) – 16 =0.
Введем метод замены переменной, обозначим х+ = t, возведем в квадрат обе части равенства, получим t2 = (x + )2 = x2 + 2• x • + 1/x2, тогда x2 + 1/x2 = t2 – 2, и после преобразований получим квадратное уравнение вида 2(t2 – 2) + 3t – 16 =0. Решая уравнение по общему виду 2t2 -4 + 3t -16 = 0, 2t2 + 3t – 20 = 0, получим корни t1 = , t2 = -4. Можно не решать, а сразу же записать ответы предыдущего уравнения.
Ответ: х1 = , х2 = -2+, х3 = -2 – , х4 = 2.
Учитель: Мы рассмотрели симметрические уравнения, являющиеся частным случаем возвратных уравнений. Следовательно, и ход их решения будет похожим, но более подробно мы познакомимся с возвратными уравнениями и рассмотрим более подробно ход решения на следующем занятии. А сейчас,
я вам предложу домашнее задание на два варианта для самостоятельного решения. Дополнительно даны ответы ко всем уравнениям. Не сможете справиться, рассмотрим на уроке. а кто-то хочет больше решить, с довольствием приветствую вас.
Домашнее задание:
Вариант 1. Вариант 2. а) (х2 – 6х)2 -2(х – 3)2 = 81;
б) х3 + х + 2 = 0;
в) 6х4 – 35 х3 + 62 х2 – 35х + 6 = 0;
г) (х –1)(х+2)(х-3)(х+4) = 144;
д) (х2 + х + 1)(х2 + х + 2) = 12;а) (х2 – 8х)2 + 3(х – 4)2 = 76;
б) х3 + 3х2 + 2х = 0.
в) 5х4 – 12х3 + 14х2 – 12х + 5 = 0.
г) (х-1)(х-2)(х-3)(х-4) = 15.
д) (3х +2)4 – 13(3х + 2)2 + 36 = 0.
Выберите ответы, выполняя домашнее задание.
А | В. 1. | С { -2; -1; 0}. | Д { -2; 1}. | Б{0; 1}. |
Учитель: Подведем итог нашей темы. Уравнения третьей и четвертой степени решались в общем случае методом замены переменной, в который заключается в том, что для решения уравнения вида f(x) =0 вводят переменную t = g(x) и выражают f(x)через t, получая новое уравнение w(t) = 0. Решая затем уравнение w(t)= 0, находят его корни {t1, t2, … tn}. После чего получают совокупность n – уравнений g(x) = t1, g(x) = t2, … g(x) = tn, из которых находят корни исходного уравнения.