В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески.
Со второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, везет машинку, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д.
В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра – исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В возрасте около двух лет у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом.
Для обогащения социального опыта с детьми раннего возраста проводятся игры на взаимодействие:
«Покати ко мне»
Цель: развивать умение действовать в паре друг с другом, согласованность их, развивать координацию движений.
Материал: мяч.
Ход игры: Ребенок сидит на полу перед взрослым, расставив ноги. Взрослый катит мяч к ребенку, приговаривая: «Мячик поймай и мне отдай!». Ребенок ловит мяч и катит его обратно к взрослому. После того как ребенок сделал это 5 – 6 раз, взрослый внезапно поднимает мяч вверх, отбрасывает подальше от ребенка и кричит: «Ко мне!» Ребенок должен быстро встать и подбежать к взрослому. Взрослый дает еще один мяч, берет себе другой и говорит: «Я поднимаю мяч высоко, ты тоже сделай так!» Ребенок поднимает мяч вверх и вместе с взрослым опускает вниз.
Так повторяется 3-4 раза.
«Я положу мяч на пол, встану и спрячу руки», – говорит взрослый и показывает движения. Ребенок повторят их 3-4 раза. «Я присяду и покачу мяч», – продолжает взрослый, а ребенок подражает этим движениям. «А теперь всем бежать, мяч ловить и бросать», – говорит взрослый, бежит, подбрасывая и ловя мяч. Ребенок бежит за ним, повторяя его движения. Взрослый переключает ребенка на спокойную ходьбу: «Тихо, тихо мы пойдем и наш мячик уберем». Мяч относят на место.
«Игра в лошадки»
Цель: развивать умение действовать в паре друг с другом, согласованность их, обучение ребенка подражать движениям лошадей и звукам, которые они издают. Воспитание чуткого отношения к животным.
Ход игры: Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» «чистят», «поят», «кормят» своих «лошадок», «расчесывают и заплетают гриву», запрягают их.
Все стоят в «конюшне», отгороженном стульчиками месте. Взрослый раздвигает стульчики
– «ворота» – и говорит при этом: «Стук, стук, трата-та-та! Растворились ворота, растворились ворота, выезжают со двора. Но, но, поехали!» «Лошадки» выезжают и едут по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают копытами «Цок-цок-цок» или ржут, как лошадки, «И-го-го!». Кучер подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тпру-у-у».
Можно спеть песенку:
Я люблю свою лошадку!
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развивать умение действовать в паре друг с другом, согласованность их.
Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход игры: двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см. друг с другом. Двое детей сидят напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше полетит (проскользит к противоположному краю стола).
Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Малыши не должны сильно напрягаться.
«Кошка и цыплята»
Цель: формировать умение действовать совместно друг с другом.
Задачи: Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; побуждать к подражанию развивать воображение.
Ход игры: На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по полянке, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) – действуют по своему усмотрению.
Кочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки отрывает
И цыпляток догоняет.
На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.
Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.
«Лови меня»
Цель: формировать умение взаимодействия со взрослыми. Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Взрослый, убегал от ребенка, предлагает поймать его. Ребенок пытается догнать взрослого, а тот убегает. После того как ребенок поймет смысл игры, он убегает от взрослого, а тот становится водящим. Игра повторяется несколько раз, чередуясь с отдыхом.
«Покачаемся»
Цель: формировать умение взаимодействия со взрослыми. Тренировка вестибулярного аппарата.
Ход игры: Взрослый сидит на стуле и покачивает ребенка, сидящего верхом у него на коленях или стоящего на подъеме стопы, поддерживая малыша.
Пляска «Полька».
Цель: развивать умение действовать в паре друг с другом, согласованность их. Знакомство с движениями «польки».
Ход игры: Дети стоят парами, лицом друг к другу, поют и танцуют:
Мы малышки-ребятишки
Очень рады поплясать!
Всех собрали, в пары встали,
Вышли польку танцевать!
Хоть и малы наши ножки,
Но на месте не стоят.
Завертели, закружили
Наших маленьких ребят!
(руки на поясе, выставляют то одну, то другую ножку, кружатся.)
Ручки наши тоже пляшут
Не желают отставать,
Вместе с нами, с малышами,
Стали польку танцевать!
(Стоят напротив друг друга, хлопают в ладоши и делают круговые движения руками.)
«На горку»
Цель: формировать умение взаимодействия со взрослыми. Развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.
Ход игры: Взрослый сидит или стоит,а ребенка ставит пред собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребенка по ноге взрослого. Когда ребенок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок!
«Передай мяч»
Цель: формировать умение действовать совместно друг с другом.
Ход игры: дети встают в круг и по сигналу взрослого передают мяч соседу, называя его по имени. Когда дети овладеют движением, можно регулировать темп словами:
«Миша, быстро предай мяч Вове» и т.д.
«Поезд»
Цель: формировать умение действовать совместно друг с другом.
Ход игры (первый вариант): взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый – паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».
Ход игры (второй вариант): роль паровоза выполняет ребенок. Детям предлагают выйти на остановку, где они играют, собирают цветы...
Игра может проводиться под пение песенки:
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Бежит паровоз
Далеко-далеко.
Ребят он повез
Далеко-далеко.
Но вот остановка,
Кто хочет слезать?
Вставайте, ребята,
Пойдемте гулять!
После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.
«Пузырь»
Цель: формировать умение действовать совместно друг с другом.
Ход игры: играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надают «пузырь»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один).
При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3-4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся»
Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!».
Все дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
Игра «Самолет летит по небу»
Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.
Ход: дети стоят в кругу.
Педагог говорит:
Самолет летит по небу.
В самолете я лечу.
Дети изображают руками крылья самолета, гудят.
Педагог говорит:
На машине я поеду.
Если только захочу.
Дети изображают, как они едут в машине, держатся за руль, рычат, подражая звуку мотора.
Педагог выполняет движения вместе с детьми.
«Снежок»
Цель: формировать умение действовать совместно друг с другом.
Ход игры: дети стоят кружком, держась за ручки:
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем!
(Топают ножками.)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем!
(хлопают в ладошки.)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
(Прыгают на месте.)
«Ниточка накручивается»
Цель: формировать умение действовать
совместно друг с другом.
Материал: катушка с нитками.
Ход игры: детям показывают катушку с нитками и объясняют, как на них наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит. Все берутся за руки: тот, кто стоит первым, будет исполнять роль «катушки». Он стоит в середине комнаты и крепко держит за руки второго малыша, а тот – третьего и т. д. Получилась «ниточка».
Взрослый, взяв за руку последнего малыша, ведет всех по кругу до тех пор, пока вся «нитка» не намотается на «катушку». Малыши двигаются приставным шагом и приговаривают: «Ниточка, ниточка, накручивается!»
Потом «ниточка» разматывается, дети идут назад, не опуская рук, повторяя считалку:
«Ниточка, иголочка,
Ти-ти, улети.
Обратно ко мне прилети!»
«Чижик»
Цель: формировать умение действовать совместно друг с другом.
Ход игры: Дети стоит в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит «чижик» (один из детей). Дети вместе со взрослыми поют и играют:
Мы откроем все окошки,
Приготовим зерна, крошки.
Ты к нам, чижик, прилетай,
С нами, чижик, поиграй!
(Дети поднимают сцепленные руки – «окошки»).
Чижик к деткам прилетел,
Чижик песенку запел:
Клю-клю-клю, клю-клю-клю
Очень крошечки люблю!
(«Чижик» прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые «чижик» «клюет» – постукивает пальчиком по полу).
Чижик с детками все пляшет,
Чижик крылышками машет.
Веселятся детки с ним,
С птичкой чижиком своим.
(Чижик пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям).
Попрощаюсь с вами, детки,
Не хочу жить в вашей клетке.
Я в свой садик улучу,
Я на ветке жить хочу!
(«Чижик» «вылетает» из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детками. Они в ответ также машут ручками.)
Игра «Мой хороший попугай»
Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.
Ход игры: дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками. Педагог бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (перебросить) ее другому ребенку.
Игра «Зеркало»
Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка, знакомство ребенка с его телом, обучение ребенка ориентации в пространстве.
Ход: Первый этап (индивидуальный)
Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображении, появляющемся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а педагог повторяет его движения, далее педагог и ребенок меняются ролями.
Второй этап (групповой)
Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (маленькие дети – в одну линию, напротив педагога) и становятся «маленькими зеркалами». Педагог сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».
Игра «Паучки и комары»
Цель: Развитие координации движений, навыков взаимодействия, сплочение группы.
Ход: Все дети «комарики» – ходят, бегают по ковру. Двое детей берутся за руки – это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «паутину» как можно больше «комаров». Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.