Цель: научить учащихся способам матования одинокого короля с помощью таких фигур как ладья; развивать умение ставить мат в несколько ходов с помощью ладий, воспитывать умение достигать поставленной цели.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска, карточки с вопросами, индивидуальные шахматные доски, рабочая тетрадь для 2 класса (авт. Сухин).
Ход занятия
1. Психологический настрой учащихся
Дети встают в кружочек, приветствуют друг друга и поочередно дарят друг другу на этом занятии словесный подарок (улыбку, хорошее настроение, лучик солнца, удачную игру и т.д.)
2. Игра «Разминка»
– Как вы думаете, с какой целью мы проводим « Разминку»?
– Как будем работать? (выходить по очереди, внимательно слушать друг друга)
– Как будем оценивать своих одноклассников?
Дети поочередно вытягивают карточку с несложным вопросом, отвечают, остальные оценивают.
Вопросы:
- Что такое мат?
- Что такое шах?
- Какая фигура бесценна на шахматном поле?
- Покажи центр поля.
- Покажи самую короткую диагональ
- Назови начальную позицию белой ладьи.
- Сколько полей в горизонтали?
- Покажи вертикаль с.
- Кая фигура самая сильная, почему?
- Поставь в начальную позицию чёрных слонов.
- Сколько баллов примерно стоит конь?
- Продолжи правило: Ферзь любит……………..
- Какой цвет фигур ходит всегда первыми?
- Покажи горизонталь 3.
- Что сильнее ферзь или слон?
– Достигли цели « Разминки»?
3. Кроссворд (на доске)
– Тема нашего занятия посвящена одной фигуре, а вот какой вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
1. Фигура, которая умеет превращаться в любую, если пройдет все поле противника.
2. Он умеет перепрыгивать через любые фигуры.
3. Какая фигура любит свой цвет?
4. сколько полей в диагонали?
5. В начальной позиции эта фигура стоит на вертикали с,f.
6. Говорят, она упряма, если ходит только прямо.
Ключевое слово – КОРОЛЬ.
– Что вы уже знаете про короля?
– Про королей в шахматах есть правило, соберите его из слов
НЕ ДВА ПОЛЕ КОРОЛЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА
– Что значит объявить шах?
– Что значит поставить мат?
4. Новая тема
– Сегодня на занятии мы будем учиться ставить мат одинокому королю с помощью ладей.(тему напечатать на доске– МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ)
– Поставьте цель нашего занятия. (научиться ставить мат королю с помощью ладей)
Давайте попробуем составить план нашего занятия (этапы надо расставить по порядку)
Повторяю о короле и ладье.
Учусь ставить мат.
Работаю в парах.
Оцениваю себя.
– Итак, план составлен. Начинаем работу.
Работа на демонстрационной доске.
– Давайте рассмотрим позиции короля. Где у него больше возможности для хода? E5 h8 e1 . Получается, что в центре поля (e5) у короля большая подвижность.(напечатать на доску)
– А на каком поле у него мало шансов уйти от шаха? H8. То есть в углу шахматного поля у короля малая подвижность (напечатать на доске).
МИКРОИТОГ:– Значит, сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ.
– Сегодня мы будем учиться ставить мат с помощью двух ладей.
– Давайте, вспомним как ходит ладья. Вы видите, что одним ходом она сможет заблокировать сразу диагональ или горизонталь.
Например: Учитель разыгрывает на демонстрационной доске примеры с. 19
– Ребята, а теперь вы разыграйте так же, как я на своих досках. Вам придется работать в парах. Давайте повторим правила работы в парах.
(Слушаем друг друга внимательно, не пребиваем, когда закончим работу, даем сигнал)
Сначала 1в – белые, 2в – черные и наоборот.
5. Самостоятельная работа:
– А теперь без моей помощи! Начальная позиция у меня на доске. Работаем.
6. Рефлексия
Закончи предложения:
– Я вспомнил….
– Я научился….
– Мне понравилось….