Техника матования одинокого короля

Разделы: Начальная школа


Цель: научить учащихся способам матования одинокого короля с помощью таких фигур как ладья; развивать умение ставить мат в несколько ходов с помощью ладий, воспитывать умение достигать поставленной цели.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска, карточки с вопросами, индивидуальные шахматные доски, рабочая тетрадь для 2 класса (авт. Сухин).

Ход занятия

1. Психологический настрой учащихся

Дети встают в кружочек, приветствуют друг друга и поочередно дарят друг другу на этом занятии словесный подарок (улыбку, хорошее настроение, лучик солнца, удачную игру и т.д.)

2. Игра «Разминка»

– Как вы думаете, с какой целью мы проводим « Разминку»?

– Как будем работать? (выходить по очереди, внимательно слушать друг друга)

– Как будем оценивать своих одноклассников?

Дети поочередно вытягивают карточку с несложным вопросом, отвечают, остальные оценивают.

Вопросы:

  1. Что такое мат?
  2. Что такое шах?
  3. Какая фигура бесценна на шахматном поле?
  4. Покажи центр поля.
  5. Покажи самую короткую диагональ
  6. Назови начальную позицию белой ладьи.
  7. Сколько полей в горизонтали?
  8. Покажи вертикаль с.
  9. Кая фигура самая сильная, почему?
  10. Поставь в начальную позицию чёрных слонов.
  11. Сколько баллов примерно стоит конь?
  12. Продолжи правило: Ферзь любит……………..
  13. Какой цвет фигур ходит всегда первыми?
  14. Покажи горизонталь 3.
  15. Что сильнее ферзь или слон?

– Достигли цели « Разминки»?

3. Кроссворд (на доске)

– Тема нашего занятия посвящена одной фигуре, а вот какой вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

1. Фигура, которая умеет превращаться в любую, если пройдет все поле противника.
2. Он умеет перепрыгивать через любые фигуры.
3. Какая фигура любит свой цвет?
4. сколько полей в диагонали?
5. В начальной позиции эта фигура стоит на вертикали с,f.
6. Говорят, она упряма, если ходит только прямо.

Ключевое слово – КОРОЛЬ.

– Что вы уже знаете про короля?

– Про королей в шахматах есть правило, соберите его из слов

НЕ ДВА ПОЛЕ КОРОЛЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА

– Что значит объявить шах?

– Что значит поставить мат?

4. Новая тема

– Сегодня на занятии мы будем учиться ставить мат одинокому королю с помощью ладей.(тему напечатать на доске– МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ)

– Поставьте цель нашего занятия. (научиться ставить мат королю с помощью ладей)

Давайте попробуем составить план нашего занятия (этапы надо расставить по порядку)

Повторяю о короле и ладье.
Учусь ставить мат.
Работаю в парах.
Оцениваю себя.

– Итак, план составлен. Начинаем работу.

Работа на демонстрационной доске.

– Давайте рассмотрим позиции короля. Где у него больше возможности для хода? E5 h8 e1 . Получается, что в центре поля (e5) у короля большая подвижность.(напечатать на доску)

– А на каком поле у него мало шансов уйти от шаха? H8. То есть в углу шахматного поля у короля малая подвижность (напечатать на доске).

МИКРОИТОГ:– Значит, сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ.

– Сегодня мы будем учиться ставить мат с помощью двух ладей.

– Давайте, вспомним как ходит ладья. Вы видите, что одним ходом она сможет заблокировать сразу диагональ или горизонталь.

Например: Учитель разыгрывает на демонстрационной доске примеры с. 19

– Ребята, а теперь вы разыграйте так же, как я на своих досках. Вам придется работать в парах. Давайте повторим правила работы в парах.

(Слушаем друг друга внимательно, не пребиваем, когда закончим работу, даем сигнал)

Сначала 1в – белые, 2в – черные и наоборот.

5. Самостоятельная работа:

– А теперь без моей помощи! Начальная позиция у меня на доске. Работаем.

6. Рефлексия

Закончи предложения:

– Я вспомнил….
– Я научился….
– Мне понравилось….