Цель: формирование образного представления об атмосфере – воздушной оболочке Земли; познакомить с составом воздуха, с некоторыми свойствами воздуха.
Задачи:
- показать важность воздуха для всего живого;
- развивать умение исследовать свойства веществ экспериментальным способом
- развитие речи, познавательного интереса, расширение кругозора учащихся;
- формирование потребности узнавать неповторимый мир природы;
- экологическое воспитание учащихся.
Оборудование:
- учебник, лист бумаги, пенал
- доска
- карточки с опорными словами
- очки от солнца
- газета
План урока:
- Организационный момент
- Постановка учебной задачи.
- Изучение новой темы
- Физкультминутка
- Проведение опытов
- Подведение итогов
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
– На предыдущих уроках вы знакомились с живой и неживой природой, изучали её связь.
– Кто мне ответить, что относится к живой природе? (Растения, грибы, животные.)
– Какие признаки живой природы вы знаете? (Живые существа рождаются, растут, развиваются, размножаются, расселяются, умирают.)
– А теперь отгадайте загадки:
Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Карточка с отгадкой вывешивается на доску.
- В небе подсолнух: весь год цветёт, а семян не дает. (солнце)
– Карточка с отгадкой вывешивается на доску.
– Что можно сказать об этих 3-х словах? (Они все относятся к неживой природе).
– Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, без чего человек не может прожить? (И без воздуха, и без воды, и без солнца, но дети должны прийти к выводу, что на первом месте стоит воздух, т.к. мы им дышим).
– Попробуйте задержать дыхание и не дышать, сколько времени вы сможете так продержаться? (Несколько секунд)
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О воздухе)
– Верно, но изучить сам воздух вам довольно ещё тяжело, мы с вами узнаем о нем при помощи изучения его свойств, т.е. тех признаков, по которым вы можете его описать.
– Итак, наша с вами сегодняшняя задача: это познакомиться со свойствами воздуха.
III. Изучение новой темы
– Послушайте небольшое сообщение о воздухе.
Атмосфера – газовая оболочка, окружающая Землю. Для нас, людей и других существ на земле, атмосфера воспринимается как воздух, среда, на границе которой мы живём, без которой земная жизнь просто невозможна. ...Атмосфера оживляет землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – всё живёт в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живём на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые...
– Это слова французского астронома19 века, К. Фламмариона.
– ВОЗДУХ, смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли: азот -78%, кислород – 21%, углекислый газ – 1 %. (учитель вывешивает диаграмму на доску/или через проектор и раздает каждой команде по листочку с мини-диаграммой).
– Посмотрите на картинку и скажите, из каких компонентов состоит воздух? (азот, кислород, углекислый газ)
– Содержание, какого компонента в воздухе больше всего? Сколько %? (азота-78%, кислорода -21%, углекислого газа-1%).
IV. Физкультминутка.
V. Проведение опытов.
– С составом воздуха мы разобрались и более подробно с этим вы познакомитесь в старших классах, а сейчас вам придется потрудиться и представить себя в роли ученых, которые находятся в лаборатории и занимаются изучением воздуха, т.е. его свойств. Как и положено, у каждого из вас есть ученая книга – это ваш учебник, листы для записи выводов и специальные приборы, которые будут оставлять след на бумаге и записывать ваши умные мысли – это ручки и карандаши.
– Откройте учебник на стр. 45, прочитайте тему нашего заседания, она выделена черным цветом.
(Свойства воздуха).
– Так как вы все очень умные ученые и у нас настоящее заседание прошу вашего внимания для прослушивания задания.
(Учитель достает сверток и читает)
– Задание всем присутствующим:
1. провести опыты и наблюдения;
2. сделать выводы;
3. выполнить соответствующие записи.
– Давайте приступим к работе, дорогие коллеги. Прошу вас прочитать предложение, выделенное голубым цветом.
(Воздух окружает тебя со всех сторон).
– Вы согласны с этим?
– Давайте проведем опыт, переверните страницу своей книги и прочитайте, какой совет в ней написан.
(сложи газету в несколько раз и взмахни ею около своего лица)
– Возьмите газету, сложите её и взмахните. Почувствовали легкий ветерок? Это заколебался воздух. Посмотрите на картинку, как Миша доказал, что вокруг него воздух. Как ещё можно доказать? Обсудите в группах.
(Миша запустил воздушного змея, дунул на одуванчик)
– Какое первое свойство воздуха вы выяснили?
(1 свойство воздух содержится во всем, что нас окружает)
– Положите перед собой листки и заполните первый пункт.
(дети заполняют таблицу, учитель на доске вывешивает информацию).
– У вас в учебнике нарисована цветная полоска. Пожалуйста, закройте цветную полоску ладошкой, не отрывая от рисунка, назовите мне цвета. Сможете это сделать?
– Почему?
– Уберите руку, теперь можно назвать? Назовите.
– Вам это ничего не напоминает? Кто догадался, в каком порядке расположены цвета?
– Обсудите и скажите, какой же вывод можно сделать о прозрачности воздуха, после второго опыта? Если закрыли ладошкой и не видим, а когда убрали, то между вами и рисунком только воздух. Сквозь него вы четко видите цвета, в которые раскрашена ладошка.
(2 свойство воздух прозрачен, учитель вывешивает информацию на доску)
– Совершенно верно, я вижу вас, а вы видите меня – это говорит о том, что воздух прозрачен. Заполните следующую строчку на вашем листе.
(дети выполняют задание).
– У каждой группы на столе лежат очки от солнца. Пожалуйста, пусть кто-нибудь их оденет и посмотрит на лист бумаги. Какого цвета стала бумага?
– А почему это вы увидели такой цвет, остальные ваши коллеги видят белый, а вы другой цвет. От чего это зависит?
– Верно, снимите очки и вы увидите тоже, что и все остальные. Какой вывод можно сделать о том, какого цвета воздух?
(3 свойство воздух бесцветен)
– Что нам помогло это определить?
Упражнения для мышц спины и шеи (физкультминутка)
– Ответьте мне вот на такой вопрос, почему в учебнике нет рисунка воздуха?
– Прочитайте очень важную информацию на стр.47 в красной рамке.
(Если в помещении пахнет газом, дымом или гарью, то это означает, что воздух загрязнен.
Немедленно обратись к взрослым. Они выяснят причину загрязнения воздуха.
Хорошо, если ты сможешь позвонить по телефону, в службу МЧС.)
– Прочитайте вывод в голубой рамке. Запишите его.
(4 свойство чистый воздух не имеет запаха)
– Назовите мне места, в которых воздух загрязнен? А где он будет чистый?
– Обратите внимание на окна в своем классе. Там вставлены двойные рамы?
Как вы думаете для чего? Прочитайте в учебнике.
(чтобы было теплее, стр.48).
– Дополнительные вопросы:
– Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают?
– На самом деле, что же греет землю, снег ли? (Между снежинками – воздух, он не пропускает холод)
– Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?
– А что происходит с мехом животных к зиме? (Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними)
– Что ещё добавим в наши исследования? Запишите.
(5 свойство воздух плохо проводит тепло, учитель вывешивает информацию на доску)
Дополнительное задание:
– Прочитайте самостоятельно на стр. 49 текст. И ответьте на вопрос. Почему в жаркие дни вам советуют надеть на голову панамку?
(6 свойство – воздух хорошо пропускает солнечные лучи)
– И последний наш с вами опыт: у каждой команды есть на парте механические часы. Положите их перед собой и послушайте их тиканье. Слышите, как они тикают? Постепенно удаляйте часы от себя, пока не перестанете слышать их ход. Положите голову на стол, слышите? Вы отчетливо можете услышать, как работают часы. О чем это говорит? (о том, что воздух хуже передаёт звук, чем дерево)
– Вы провели ряд опытов, сделали выводы и теперь давайте всё это обобщим. Какие свойства воздуха вы теперь знаете?
VІ. Подведение итогов.
Учитель задает вопросы по просмотренному материалу на закрепление, просит учащихся команд задать вопросы друг другу.