Программа кружковой деятельности "Разговорчивые пальчики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Сохраняя и укрепляя здоровье детей среди небывалого роста болезней “цивилизации” педагоги дошкольных учреждений выполняют дело государственной важности. Гипердинамия, гиподинамия, нарушение общей, ручной моторики, речевой моторики, нарушение ориентировки в пространстве, речевые дефекты – это далеко не полный перечень нарушений у детей дошкольного возраста. Речевые патологии детей носят многообразный характер: это и общее недоразвитие речи, и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. У детей логопедической группы отмечается выраженная моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Вследствие слабого развития моторики руки, многие современные дети не готовы к письму или имеют проблемы речевого развития. Исходя из этого возникла необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей. В.А. Сухомлинский сказал о том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Данные многих исследований говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, а формирование речи способствует развитию мышления. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

Для целенаправленной помощи воспитанникам логопедической группы я создала кружок “Разговорчивые пальчики”.

Цель работы кружка:

  • Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга.
  • Оказание помощи детям логопедической группы по развитию мелкой моторики для дальней подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе.

Задачи:

  • Создание условий для оптимального развития речи дошкольника.
  • Развитие мелкой моторики, речевой моторики, внимания, зрительного восприятия, мышления, памяти, речи.
  • Стимуляция речевой деятельности ребенка.
  • Освоение сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
  • Формирование умения управлять эмоциями.
  • Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей.
  • Воспитание интереса к деятельности, усидчивости, терпения, стремления к достижению позитивного результата.

Принципы работы кружка:

  • Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).
  • Доступность (Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
  • Активность (участие воспитателей логопедической группы и родителей).
  • Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).
  • Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.
  • Комплексность и интегративность (решение коррекционных задач в рамках целостного педагогического процесса).
  • Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня готовности к школьному обучению.
  • Четкое произношение звуков речи.
  • Развитие речевой моторики ребенка.
  • Укрепление мышечного тонуса кисти ребенка и развитие четкой координации руки ребенка.
  • Снижение утомляемости и повышение работоспособности детей.
  • Кружок “Разговорчивы пальчики” проводится для детей старшей группы. Работа ведется во второй половине дня: одно занятие в две недели. Длительность: 20 минут.

Материалы и оборудование:

  • Шарики из Су-джок-терапии.
  • Прищепки разных цветов.
  • Пальчиковый бассейн.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры-шнуровки.
  • Пальчиковый театр.
  • Зеркально-песочные картины.
  • Пластмассовые и деревянные фигурки.
  • Цветные карандаши.
  • Природный материал (ореховые скорлупки, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т.д.).

Тематическое планирование кружковой деятельности.

Тематика

Дата проведения Длительность проведения (мин.)
1 “Пальчики, давайте знакомиться”. 12.09.2012 20
2 Пальчиковая гимнастика по теме овощи и фрукты. 26.09.2012 15
3 Су-Джок-терапия – Сказка “Приключения ежика”. 10.10.2012 25
4 Су-Джок-терапия – “Шарики катаются – спортом занимаются. 24.10.2012 20
5 Игра “Волшебные прищепки”. 7.11.2012 20
6 Игра-занятие “Веселые гномики с нами шагают – веселые гномики с нами играют” (работа с прищепками). 21.11.2012 20
7 Пальчиковый бассейн. 5.12.2012 15
8 Криотерапия. “Замок Снежной Королевы”. 19.12.2012 20
9 Криотерапия. “Морозные узоры”. 23.01.2013 20
10 Игры-шнуровки (волшебный башмачок). 6.02.2013 20
11 Создание картины из природного материала. “Я картину создаю– ее папе подарю”. 20.02.2013 25
12 Создание картины из природного материала. “Я картину создаю – ее маме подарю”. 6.03.2013 25
13 Пальчиковый театр. Сказка “Новая репка”. 20.03.2013 25
14 Зеркально-песочный этюд “Мы ракету создадим– с нею в космос полетим”. 3.04.2013 15
15 Зеркально-песочная композиция. 17.04.2013 15
16 Дидактическая игра “Волшебная полянка” 15.05.2013 20
17 Итоговое занятие. Фотовыставка работ 29.05.2013 20

Программно-методическое обеспечение:

  • Журнал “Логопед” за 2011, 2012 г.г.
  • Журнал “Растем вместе” за 2011, 2012 г.г.
  • Журнал “Дошкольная педагогика” за 2009, 2010 г.г.