Пояснительная записка
Сохраняя и укрепляя здоровье детей среди небывалого роста болезней “цивилизации” педагоги дошкольных учреждений выполняют дело государственной важности. Гипердинамия, гиподинамия, нарушение общей, ручной моторики, речевой моторики, нарушение ориентировки в пространстве, речевые дефекты – это далеко не полный перечень нарушений у детей дошкольного возраста. Речевые патологии детей носят многообразный характер: это и общее недоразвитие речи, и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. У детей логопедической группы отмечается выраженная моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Вследствие слабого развития моторики руки, многие современные дети не готовы к письму или имеют проблемы речевого развития. Исходя из этого возникла необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей. В.А. Сухомлинский сказал о том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Данные многих исследований говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, а формирование речи способствует развитию мышления. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
Для целенаправленной помощи воспитанникам логопедической группы я создала кружок “Разговорчивые пальчики”.
Цель работы кружка:
- Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга.
- Оказание помощи детям логопедической группы по развитию мелкой моторики для дальней подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе.
Задачи:
- Создание условий для оптимального развития речи дошкольника.
- Развитие мелкой моторики, речевой моторики, внимания, зрительного восприятия, мышления, памяти, речи.
- Стимуляция речевой деятельности ребенка.
- Освоение сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
- Формирование умения управлять эмоциями.
- Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей.
- Воспитание интереса к деятельности, усидчивости, терпения, стремления к достижению позитивного результата.
Принципы работы кружка:
- Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).
- Доступность (Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
- Активность (участие воспитателей логопедической группы и родителей).
- Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).
- Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.
- Комплексность и интегративность (решение коррекционных задач в рамках целостного педагогического процесса).
- Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня готовности к школьному обучению.
- Четкое произношение звуков речи.
- Развитие речевой моторики ребенка.
- Укрепление мышечного тонуса кисти ребенка и развитие четкой координации руки ребенка.
- Снижение утомляемости и повышение работоспособности детей.
- Кружок “Разговорчивы пальчики” проводится для детей старшей группы. Работа ведется во второй половине дня: одно занятие в две недели. Длительность: 20 минут.
Материалы и оборудование:
- Шарики из Су-джок-терапии.
- Прищепки разных цветов.
- Пальчиковый бассейн.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры-шнуровки.
- Пальчиковый театр.
- Зеркально-песочные картины.
- Пластмассовые и деревянные фигурки.
- Цветные карандаши.
- Природный материал (ореховые скорлупки, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т.д.).
Тематическое планирование кружковой деятельности.
№ |
Тематика |
Дата проведения | Длительность проведения (мин.) |
1 | “Пальчики, давайте знакомиться”. | 12.09.2012 | 20 |
2 | Пальчиковая гимнастика по теме овощи и фрукты. | 26.09.2012 | 15 |
3 | Су-Джок-терапия – Сказка “Приключения ежика”. | 10.10.2012 | 25 |
4 | Су-Джок-терапия – “Шарики катаются – спортом занимаются. | 24.10.2012 | 20 |
5 | Игра “Волшебные прищепки”. | 7.11.2012 | 20 |
6 | Игра-занятие “Веселые гномики с нами шагают – веселые гномики с нами играют” (работа с прищепками). | 21.11.2012 | 20 |
7 | Пальчиковый бассейн. | 5.12.2012 | 15 |
8 | Криотерапия. “Замок Снежной Королевы”. | 19.12.2012 | 20 |
9 | Криотерапия. “Морозные узоры”. | 23.01.2013 | 20 |
10 | Игры-шнуровки (волшебный башмачок). | 6.02.2013 | 20 |
11 | Создание картины из природного материала. “Я картину создаю– ее папе подарю”. | 20.02.2013 | 25 |
12 | Создание картины из природного материала. “Я картину создаю – ее маме подарю”. | 6.03.2013 | 25 |
13 | Пальчиковый театр. Сказка “Новая репка”. | 20.03.2013 | 25 |
14 | Зеркально-песочный этюд “Мы ракету создадим– с нею в космос полетим”. | 3.04.2013 | 15 |
15 | Зеркально-песочная композиция. | 17.04.2013 | 15 |
16 | Дидактическая игра “Волшебная полянка” | 15.05.2013 | 20 |
17 | Итоговое занятие. Фотовыставка работ | 29.05.2013 | 20 |
Программно-методическое обеспечение:
- Журнал “Логопед” за 2011, 2012 г.г.
- Журнал “Растем вместе” за 2011, 2012 г.г.
- Журнал “Дошкольная педагогика” за 2009, 2010 г.г.