Урок математики в 4-м классе по теме "Решение задач на разные виды движения"

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствование навыка решения задач на разные виды движения.

Задачи:

  1. Закрепить умения решать задачи на движение.
  2. Развивать коммуникативные способности, математическую речь, логическое мышление и творческие способности.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

– Сегодня на уроке будем решать задачи на разные виды движения, поэтому нужно быть внимательными. Несколько упражнений на внимание и логическое мышление.

1. Найди закономерность и продолжи ряд

(целая часть увеличивается на 2; числитель на 1, на 2, на 3 и т.д.; знаменатель увеличивается на 12)

2. Найди число

Молодцы работаем дальше.

Дома вы составляли различные задачи на разные виды движения. Сейчас вы их прочитаете, мы их проверим и решим. А в это время (взаимопроверка по группам).

1. Прочитайте задачу на встречное движение, в которой надо найти скорость одного из движущихся объектов v = s:t - v (дети читают свои задачи)

– Что вы можете сказать об условии задачи? (условие составлено верно)

– Найдите ответ задачи.

– Как нашли?

2. Прочитайте задачу на движение в противоположных направлениях, в которой надо найти время t = (s-d0):(v1+v2), t = s:(v1+v2).

3. Прочитайте задачу на движение вдогонку, в которой надо найти первоначальное расстояние между объектами s = (v1-v2)·t

4. Прочитайте задачу на движение с отставанием, в которой надо найти расстояние между объектами через данное время после начала движения. s = (v2-v1)·t + d0

– Те, кто проверял задачи, что вы можете сказать о работах?

(Дают рецензию задачам)

– Условие задачи составлено верно. Чертеж и решение верно. Оформлены аккуратно, красочно. Можно ли использовать на уроках?

– Кто затрудняется еще в составлении и решении задач на движение?

А теперь работаем с учебником с.117 №1

– прочитайте задание

– разбираем первую схему

– какую скорость находим при встречном движении? (v сближения)

– расстояния между объектами уменьшается или увеличивается?

– запишите формулу одновременного движения.

Прочитайте s = vсближ+ tвстр

2. При движении вдогонку какую скорость находим?

– как найти скорость сближения при движении вдогонку?

– расстояние между объектами увеличивается или уменьшается?

– произойдет ли встреча и почему?

– чему равна формула одновременного движения?

– что общего и в чем различие этих движений?

– поднимите руку кто усвоил отлично нахождение vсближ при встречном движении и движении вдогонку?

– Кто затрудняется?

3. – Какую v находим при движении в противоположных направлениях?

– как найти скорость удаления?

– расстояние между объектами увеличивается или уменьшается?

– произойдет ли встреча?

4. А какую скорость находим при движении с отставанием?

– как находим скорость удаления?

– расстояние между объектами увеличивается или уменьшается?

– произойдет ли встреча и почему?

– кто хорошо разобрался в движении в противоположных направлениях и в движении с отставанием, поднимите руку.

– а кто затрудняется в нахождении скоростей?

– а теперь почитаем выводы по учебнику и сравним с нашими (правило с.117)

Решаем задачи по группам.

В первую группу будут входить более сильные ученики (более сложное задание на выбор)

А) Решить задачу двумя способами: (на доске)

Из пунктов А и В в пункт С одновременно в одном направлении выехали два поезда. Скорость пассажирского поезда 90 км/ч. Какова скорость товарного поезда, если он догнал пассажирский через 4 часа после выезда, расстояние от пункта А до пункта В – 120 км/ч?

  1. 120:4=30 км/ч v сближения
  2. 30+90=120 км/ч

90*4=360 км расстояние пассажирского поезда

360+120=480 км расстояние прошел товарный поезд

480:4=120 км/ч v товарного поезда

– Какой из способов рациональней? Почему?

– Кто решил верно?

Б) Решить задачу и составить к ней все обратные. Можно выражением.

Легковая машина идет со скоростью 94 км/ч, а грузовая 50 км/ч, через сколько часов легковая машина догонит грузовую, если сейчас между ними 132 км?

94-50=44 км/ч v сближения

132:44=3 ч

выражение ,обратные задачи

132:(94-50)=3 ч

2. (94-50)*3=132 км

3. 132:3+50=94 км/ч

4. 94-132:3=50 км/ч

– Прокомментировать решение

– Кто решил правильно можно поставить 5 баллов.

2 группа – №5

Старуха Шапокляк забыла в автобусе авоську и заметила это, когда автобус отъехал от нее на расстояние 200 м. Она срочно помчалась за автобусом со скоростью 120 м/мин. Скорость автобуса 840 м/мин. Сможет ли Шапокляк догнать автобус? На каком расстоянии от автобуса он будет через 2 минуты бега?

3 группа – №2

Чук и Гек вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 6 мин. Скорость Чука 50 м/мин, а скорость Гека 40 м/мин. Какое расстояние было между ними вначале? На каком расстоянии друг от друга они находились через 4 мин после выхода?

4 группа – №3

Лисица гонится за косулей. Скорость лисицы 11 м/с, а скорость косули 9 м/с. Сейчас между ними 300 м. На каком расстоянии от косули будет лисица через 40 с? Через сколько времени она догонит косулю?

5 группа – №4

Два зайчишки-трусишки выскочили из куста, испугались друг друга и понеслись в разные стороны. Скорость первого зайчишки 580 м/мин, а скорость второго 520 м/мин. На каком расстоянии друг от друга они будут через 1 ч?

– Кто решил задачу своей группы, решает дополнительно задание другой группы.

Проверка:

– Назовите ответ задачи.

– На какое движение ваша задача?

– Объясните решение

– У кого решена задача правильно? Поставьте 5 баллов

– Кто ошибся?

– Кто решал задачу дополнительно и решил ее правильно? Поставьте 5 баллов

– Кто успел решить 2 задачи и обе правильно?

– Кто 3 задачи? Молодцы!

Проверяем дополнительное задание. Кто его делал?

– Какие задачи составили?

– А теперь блиц-турнир» – с.118 №6

– Составьте выражения по схемам.

(Два человека идут решать за доску)

Проверка: а, б – объясняет 1 ученик; в, г – объясняет 2 ученик.

– Поднимите руку кто не ошибся в составлении выражений по схемам.

– Кто ошибся в одном.

В заключении нашего урока задача на сообразительность:

За минуту автомобиль проехал 2 км. Какое расстояние он проедет за час? Чему равна скорость автомобиля выраженная в километрах в час?

– Кто свою работу на уроке может оценить на «5»? Почему?

– Кто на «4»? Почему?

Я сейчас скажу пословицу, а вы подумайте подходит ли она к нашему уроку и почему?

«Воля и труд дивные всходы дают!»

Д/з: с. 119 №10