Цель: совершенствование навыка решения задач на разные виды движения.
Задачи:
- Закрепить умения решать задачи на движение.
- Развивать коммуникативные способности, математическую речь, логическое мышление и творческие способности.
- Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
– Сегодня на уроке будем решать задачи на разные виды движения, поэтому нужно быть внимательными. Несколько упражнений на внимание и логическое мышление.
1. Найди закономерность и продолжи ряд
(целая часть увеличивается на 2; числитель на 1, на 2, на 3 и т.д.; знаменатель увеличивается на 12)
2. Найди число
Молодцы работаем дальше.
Дома вы составляли различные задачи на разные виды движения. Сейчас вы их прочитаете, мы их проверим и решим. А в это время (взаимопроверка по группам).
1. Прочитайте задачу на встречное движение, в которой надо найти скорость одного из движущихся объектов v = s:t - v (дети читают свои задачи)
– Что вы можете сказать об условии задачи? (условие составлено верно)
– Найдите ответ задачи.
– Как нашли?
2. Прочитайте задачу на движение в противоположных направлениях, в которой надо найти время t = (s-d0):(v1+v2), t = s:(v1+v2).
3. Прочитайте задачу на движение вдогонку, в которой надо найти первоначальное расстояние между объектами s = (v1-v2)·t
4. Прочитайте задачу на движение с отставанием, в которой надо найти расстояние между объектами через данное время после начала движения. s = (v2-v1)·t + d0
– Те, кто проверял задачи, что вы можете сказать о работах?
(Дают рецензию задачам)
– Условие задачи составлено верно. Чертеж и решение верно. Оформлены аккуратно, красочно. Можно ли использовать на уроках?
– Кто затрудняется еще в составлении и решении задач на движение?
А теперь работаем с учебником с.117 №1
– прочитайте задание
– разбираем первую схему
– какую скорость находим при встречном движении? (v сближения)
– расстояния между объектами уменьшается или увеличивается?
– запишите формулу одновременного движения.
Прочитайте s = vсближ+ tвстр
2. При движении вдогонку какую скорость находим?
– как найти скорость сближения при движении вдогонку?
– расстояние между объектами увеличивается или уменьшается?
– произойдет ли встреча и почему?
– чему равна формула одновременного движения?
– что общего и в чем различие этих движений?
– поднимите руку кто усвоил отлично нахождение vсближ при встречном движении и движении вдогонку?
– Кто затрудняется?
3. – Какую v находим при движении в противоположных направлениях?
– как найти скорость удаления?
– расстояние между объектами увеличивается или уменьшается?
– произойдет ли встреча?
4. А какую скорость находим при движении с отставанием?
– как находим скорость удаления?
– расстояние между объектами увеличивается или уменьшается?
– произойдет ли встреча и почему?
– кто хорошо разобрался в движении в противоположных направлениях и в движении с отставанием, поднимите руку.
– а кто затрудняется в нахождении скоростей?
– а теперь почитаем выводы по учебнику и сравним с нашими (правило с.117)
Решаем задачи по группам.
В первую группу будут входить более сильные ученики (более сложное задание на выбор)
А) Решить задачу двумя способами: (на доске)
Из пунктов А и В в пункт С одновременно в одном направлении выехали два поезда. Скорость пассажирского поезда 90 км/ч. Какова скорость товарного поезда, если он догнал пассажирский через 4 часа после выезда, расстояние от пункта А до пункта В – 120 км/ч?
- 120:4=30 км/ч v сближения
- 30+90=120 км/ч
90*4=360 км расстояние пассажирского поезда
360+120=480 км расстояние прошел товарный поезд
480:4=120 км/ч v товарного поезда
– Какой из способов рациональней? Почему?
– Кто решил верно?
Б) Решить задачу и составить к ней все обратные. Можно выражением.
Легковая машина идет со скоростью 94 км/ч, а грузовая 50 км/ч, через сколько часов легковая машина догонит грузовую, если сейчас между ними 132 км?
94-50=44 км/ч v сближения
132:44=3 ч
выражение ,обратные задачи
132:(94-50)=3 ч
2. (94-50)*3=132 км
3. 132:3+50=94 км/ч
4. 94-132:3=50 км/ч
– Прокомментировать решение
– Кто решил правильно можно поставить 5 баллов.
2 группа – №5
Старуха Шапокляк забыла в автобусе авоську и заметила это, когда автобус отъехал от нее на расстояние 200 м. Она срочно помчалась за автобусом со скоростью 120 м/мин. Скорость автобуса 840 м/мин. Сможет ли Шапокляк догнать автобус? На каком расстоянии от автобуса он будет через 2 минуты бега?
3 группа – №2
Чук и Гек вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 6 мин. Скорость Чука 50 м/мин, а скорость Гека 40 м/мин. Какое расстояние было между ними вначале? На каком расстоянии друг от друга они находились через 4 мин после выхода?
4 группа – №3
Лисица гонится за косулей. Скорость лисицы 11 м/с, а скорость косули 9 м/с. Сейчас между ними 300 м. На каком расстоянии от косули будет лисица через 40 с? Через сколько времени она догонит косулю?
5 группа – №4
Два зайчишки-трусишки выскочили из куста, испугались друг друга и понеслись в разные стороны. Скорость первого зайчишки 580 м/мин, а скорость второго 520 м/мин. На каком расстоянии друг от друга они будут через 1 ч?
– Кто решил задачу своей группы, решает дополнительно задание другой группы.
Проверка:
– Назовите ответ задачи.
– На какое движение ваша задача?
– Объясните решение
– У кого решена задача правильно? Поставьте 5 баллов
– Кто ошибся?
– Кто решал задачу дополнительно и решил ее правильно? Поставьте 5 баллов
– Кто успел решить 2 задачи и обе правильно?
– Кто 3 задачи? Молодцы!
Проверяем дополнительное задание. Кто его делал?
– Какие задачи составили?
– А теперь блиц-турнир» – с.118 №6
– Составьте выражения по схемам.
(Два человека идут решать за доску)
Проверка: а, б – объясняет 1 ученик; в, г – объясняет 2 ученик.
– Поднимите руку кто не ошибся в составлении выражений по схемам.
– Кто ошибся в одном.
В заключении нашего урока задача на сообразительность:
За минуту автомобиль проехал 2 км. Какое расстояние он проедет за час? Чему равна скорость автомобиля выраженная в километрах в час?
– Кто свою работу на уроке может оценить на «5»? Почему?
– Кто на «4»? Почему?
Я сейчас скажу пословицу, а вы подумайте подходит ли она к нашему уроку и почему?
«Воля и труд дивные всходы дают!»
Д/з: с. 119 №10