Особенности индивидуализации в преподавании математики в вечерней школе

Разделы: Математика


Индивидуализация - это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей. К особенностям обучающихся относятся: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы (на фоне общей мотивации). В начале учебного года провожу стартовые работы (диагностика уровня обучаемости), промежуточные работы - в декабре (диагностика уровня усвоения учебного материала), в конце года – итоговые работы (диагностика уровня фактической обученности). Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить динамику изменений в знаниях, умениях и навыках, что позволяет своевременно корректировать учебный процесс. По результатам диагностики обучающиеся класса делятся на группы по успеваемости: 1-я группа - высоко-успевающие ученики; 2-я группа - это среднеуспевающие ученики; 3-я группа - это слабоуспевающие ученики.

Анализ результатов диагностики показал, что наибольший процент обучаемых - это слабоуспевающие, педагогически запущенные дети.

Такое деление обучающихся позволяет учителю организовать работу по формированию приемов учебной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей. Деление на группы условно, и в процессе обучения школьники перемещаются из группы в группу.

Эффективность учебной работы обучающихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. С помощью анкеты “Умеете ли Вы учиться?” провожу диагностику индивидуальных достижений учеников: учебно-организационных умений, учебно-коммуникативных умений, учебно-информационных.

Индивидуализация представляет собой учет возрастных особенностей обучающихся. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память, проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Совместно с психологом школы выявили, что у подростков преобладает художественный тип мышления.

Необходимо придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям.

Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей учащихся в учебной работе. В нашей школе обучаются подростки различных категорий, прежде всего из неблагополучных семей, которых характеризует эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и в повышенную конфликтность, что затрудняет их отношения с окружающими. С учетом этих особенностей осуществляю индивидуальный подход к ученикам в обучении: более сильные нуждаются в индивидуальных консультациях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность. Поэтому учет индивидуальных особенностей веду с определенной целью: стимулировать развитие обучающихся.

Анализ деятельности обучающихся на уроках и диагностика показали, что положительная динамика устойчивой мотивации к предмету формируется через: индивидуализированное обучение; использование личностно-ориентированной, информационно-коммуникативной, модульной технологии на уроке и внеурочной деятельности; использование электронных наглядных пособий сайтов Интернет для активизации деятельности обучающихся; игровые технологии; применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности.

Для обучающихся 9-12 классов создала и применяю индивидуальные карты, которые можно использовать на уроке или дома.

Карты Цель применения Особенности индивидуализации
1. Тематические карты на диске Актуализация знаний учеников с использованием интерактивных тестов на блоге учителя и сайтов интернет. Даются задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учеников с учетом пробелов в знаниях.
2. Карты подготовки к ЕГЭ для заочной и экстернатной форм обучения на диске

(приложение 1)

Адаптировать учеников к материалам ЕГЭ. Использовать тренажеры на блоге учителя и тестирование на сайтах интернет. Усвоение учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации.
3. Карты изучения нового материала на диске Эффективный метод погружения в тему.

Выявление проблемы, создание творческой развивающей среды.

Формируют индивидуальный стиль учебной и познавательной деятельности обучающихся.
4. Карты ГИА – 9 на диске Адаптировать учеников к материалам ГИА в новой форме

Совершенствовать знания, умения и навыки по теме.

Повторение учебного материала в индивидуальном режиме.
5. Карты подготовки к зачету на диске Систематизировать и обобщить необходимые знания, используя тренажеры блога учителя и сайты интернет. Формирует индивидуальный стиль учебной деятельности обучающихся. Коррекция ошибок благодаря наличию обратной связи.

Создает индивидуальный банк данных ЗУН по теме.

6. Карты для самостоятельных работ на диске Овладение учениками алгоритмом работы в разноуровневом режиме. Учет индивидуальных

способностей учеников. Практическая консультация учителя.