Индивидуализация - это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей. К особенностям обучающихся относятся: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы (на фоне общей мотивации). В начале учебного года провожу стартовые работы (диагностика уровня обучаемости), промежуточные работы - в декабре (диагностика уровня усвоения учебного материала), в конце года – итоговые работы (диагностика уровня фактической обученности). Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить динамику изменений в знаниях, умениях и навыках, что позволяет своевременно корректировать учебный процесс. По результатам диагностики обучающиеся класса делятся на группы по успеваемости: 1-я группа - высоко-успевающие ученики; 2-я группа - это среднеуспевающие ученики; 3-я группа - это слабоуспевающие ученики.
Анализ результатов диагностики показал, что наибольший процент обучаемых - это слабоуспевающие, педагогически запущенные дети.
Такое деление обучающихся позволяет учителю организовать работу по формированию приемов учебной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей. Деление на группы условно, и в процессе обучения школьники перемещаются из группы в группу.
Эффективность учебной работы обучающихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. С помощью анкеты “Умеете ли Вы учиться?” провожу диагностику индивидуальных достижений учеников: учебно-организационных умений, учебно-коммуникативных умений, учебно-информационных.
Индивидуализация представляет собой учет возрастных особенностей обучающихся. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память, проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Совместно с психологом школы выявили, что у подростков преобладает художественный тип мышления.
Необходимо придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям.
Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей учащихся в учебной работе. В нашей школе обучаются подростки различных категорий, прежде всего из неблагополучных семей, которых характеризует эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и в повышенную конфликтность, что затрудняет их отношения с окружающими. С учетом этих особенностей осуществляю индивидуальный подход к ученикам в обучении: более сильные нуждаются в индивидуальных консультациях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность. Поэтому учет индивидуальных особенностей веду с определенной целью: стимулировать развитие обучающихся.
Анализ деятельности обучающихся на уроках и диагностика показали, что положительная динамика устойчивой мотивации к предмету формируется через: индивидуализированное обучение; использование личностно-ориентированной, информационно-коммуникативной, модульной технологии на уроке и внеурочной деятельности; использование электронных наглядных пособий сайтов Интернет для активизации деятельности обучающихся; игровые технологии; применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности.
Для обучающихся 9-12 классов создала и применяю индивидуальные карты, которые можно использовать на уроке или дома.
№ | Карты | Цель применения | Особенности индивидуализации |
1. | Тематические карты на диске | Актуализация знаний учеников с использованием интерактивных тестов на блоге учителя и сайтов интернет. | Даются задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учеников с учетом пробелов в знаниях. |
2. | Карты подготовки к ЕГЭ для заочной и экстернатной форм обучения на диске | Адаптировать учеников к материалам ЕГЭ. Использовать тренажеры на блоге учителя и тестирование на сайтах интернет. | Усвоение учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации. |
3. | Карты изучения нового материала на диске | Эффективный метод погружения в тему. Выявление проблемы, создание творческой развивающей среды. |
Формируют индивидуальный стиль учебной и познавательной деятельности обучающихся. |
4. | Карты ГИА – 9 на диске | Адаптировать учеников к материалам ГИА
в новой форме Совершенствовать знания, умения и навыки по теме. |
Повторение учебного материала в индивидуальном режиме. |
5. | Карты подготовки к зачету на диске | Систематизировать и обобщить необходимые знания, используя тренажеры блога учителя и сайты интернет. | Формирует индивидуальный стиль учебной
деятельности обучающихся. Коррекция ошибок
благодаря наличию обратной связи. Создает индивидуальный банк данных ЗУН по теме. |
6. | Карты для самостоятельных работ на диске | Овладение учениками алгоритмом работы в разноуровневом режиме. | Учет индивидуальных способностей учеников. Практическая консультация учителя. |