Цель урока:
- формирования знаний - организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой
- формирование компьютерной грамотности и информационной культуры обучающихся;
- приобретение теоретических знаний в области алгоритмики
Задачи урока:
Образовательная:
- активизировать познавательную активность;
- объяснить обучающимся назначение алгоритма и его определение, свойства алгоритма, формы представления алгоритма;
- научить обучающихся приводить примеры алгоритмов разных сфер.
- организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.
Развивающая:
- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры;
- развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательная: показать связь данной темы с практикой;
Тип урока: урок формирования новых знаний , урок с использованием ИКТ
Форма урока: урок с применением мультимедиа
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
- Компьютер с мультимедийным проектором, экран;
- Мультимедийное приложение к уроку.
Ход урока
1. Тема урока.
Пока учитель заполняет журнал, учащиеся разгадывают ребус, который выведен на экран.
Сегодня мы выясним с вами, что общее может быть между различными событиями происходящими вокруг нас.
Рассмотрим для примера ряд задач (устно):
- Сварить кашу;
- Измерить длину;
- Открыть дверь ключом;
- Разжечь костёр
В каждом из нами рассмотренных задач нужно выполнить определённую последовательность действий, которые приведут нас к поставленной цели. Значит, чтобы решить задачу, сначала надо её алгоритмизировать.
Тема урока: “Алгоритм. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Форма представления алгоритмов”
2. Объяснение нового материала.
Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.
Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:
- целеустремленность и сосредоточенность;
- объективность и точность;
- логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
- умение четко и лаконично выражать свои мысли;
- правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;
- быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.
Слово "алгоритм" пришло с Востока, в результате перевода с арабского на европейские языки имени ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила математических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления.
Таким образом, понятие алгоритм возникло много раньше появления ЭВМ. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни.
Алгоритм- описание последовательности (план), исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи. Алгоритмы реализованные на компьютере решают сложные задачи:
- в медицине;
- в производстве;
- в сфере безопасности
Приведём пример алгоритма известного всем: моем руки перед едой
Свойства алгоритмов:
1. Дискретность – (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. (разжигание костра – пункты не поменять)
2. Детерминированность – (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. (варим кашу – соль по вкусу)
3. Массовость – это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи (измерение длины)
4. Результативность – во всех ситуациях должен быть получен результат (поход в магазин)
5. Конечность – определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения (открыть дверь ключом)
Формы представления алгоритмов:
- Словесная (устная);
- Графическая: рисунки, схемы, блок – схемы;
- Программа;
- Табличное
Домашнее задание.
- Выучить определение алгоритма;
- К каждому свойству алгоритма привести пример (иллюстрацию)
Список используемой литературы.
- Н.В. Макарова “Информатика и ИКТ”Учебник8-9класс. СПб.:Питер,2008г
- Информатика.8 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой. /Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД “Корафей”,- 2009