Цели урока:
- Формирование знаний о рельефе суши на примере крупных гор, а также форм рельефа своей местности.
Задачи урока
- Начать работу по формированию понятия горы: 1) сформировать знания о видах гор по высоте; 2) умение определять вид горной страны по физической карте; 3) умение приводить примеры горных стран с определёнными преобладающими высотами по физической карте,
- Сформировать знание состава приёма определения географического положения гор, как крупных форм рельефа суши и умение рассказывать о местоположении гор по географической карте.
- Начать работу по формированию умения заполнения контурных карт и способа обозначения форм рельефа.
- Продолжить работу по формированию умения составлять определение понятия, классифицировать.
- Продолжить работу по формированию умения работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ
Планируемые результаты:
Предметные: Распознавание на карте гор. Определение абсолютных высот горных стран. Определение географического положения гор. Обозначение на контурной карте крупнейших гор суши и их вершин.
Метапредметные:
Учебно-организационные (регулятивные) | Учебно-логические | Учебно-информационные | Учебно-коммуникативные |
Работать в соответствии с поставленной
учебной задачей; Работать в соответствии с предложенным планом; Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. |
Выделять существенные признаки
понятий; Классифицировать информацию по заданным признакам. |
Ставить учебную задачу под
руководством учителя; Планировать свою деятельность под руководством учителя; Выслушивать и объективно оценивать другого; |
Классификация и организация
информации; Создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.; Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. |
Личностные:
- Осознание целостности природы
- Основные понятия, изучаемые на уроке: Рельеф, форма рельефа, горы, низкие горы, средние горы, высокие горы, высочайшие горы.
Оборудование: учебник “География. Землеведение” В.П. Дронов, Л.Е. Савельева 6 класс.- М.: Дрофа 2008., географический атлас для 6 класса, презентация к уроку.
1 ЭТАП. Актуализация знаний | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
В ходе подводящего диалога,
актуализирует знания, позволяющие осуществить
переход к изучению нового материала. 1. Что такое рельеф? 2. Перечислите крупнейшие формы рельефа. 3. Приведите примеры крупных, средних и мелких форм рельефа. 4. Почему рельеф на Земле очень разнообразен? 5. Где образуются горы? 6. Что такое абсолютная высота? 7. С помощью шкалы высот определите, какие высоты преобладают в Африке. |
Вспоминают, изученный ранее
материал. - Рельеф – это все неровности поверхности суши и дна морей и океанов. - Это материки и впадины океанов, а так же горы и равнины. - Крупные формы – хребты и впадины в хорах, низменности и возвышенности на равнинах. Средние и мелкие представлены оврагами, холмами, кочками, буграми. - Рельеф разнообразен, потому что на поверхность Земли одновременно воздействуют внутренние и внешние силы. - На границах литосферных плит. - Высота точки над уровнем океана (моря) называется абсолютной высотой. - На большей части Африки преобладают высоты от 500 до 2000 метров. |
|
2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Создаёт проблемную ситуации на основе
фрагмента из книги конца 19 века. Задание: Прочитайте фрагмент из “Первоначального курса географии” А.Н. Сергеева, изданного в конце XIX века. Устройство поверхности суши. Значительные возвышения на земном шаре называются горами. Горы не мешают Земле иметь вид шара. Сравнительно с величиною земного шара они то же, что неровности на коже апельсина. А небольшие возвышения называются холмами. Те горы, которые поднимаются более чем на две версты над уровнем моря, называются альпами или альпийскими горами. (1 верста = 500 саженям, 1 сажень = 2.1 м) Проанализируйте определение гор, данное в тексте, соответствует ли оно современному определению. По какому признаку классифицированы горы, приведите классификацию гор по данному признаку. Расскажите, где расположены горы Альпы. Почему возникли затруднения при выполнении задания? |
Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний об основных формах рельефа. Не знают определение понятия “горы”, элементарную классификацию гор, не умеют определять местоположение гор на карте. | |
3 ЭТАП. Целеполагание | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Помогает учащимся сформулировать основные задачи урока. | Осознают цели предстоящей
деятельности. Определяют задачи урока: Дать определение понятия “горы”. Составить классификацию гор. Научиться определять высоту горных стран. Научиться определять географическое положение гор. Научиться обозначать на контурной карте горы суши. |
|
4 ЭТАП. Планирование. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Совместно с учащимися, в ходе подводящего диалога, определяют последовательность действий для решения учебных задач урока, источники информации. | Отвечают, что главным источником
информации будет текст и рисунки учебника, карты
атласа. Намечают план деятельности по решению возникшей проблемы: 1. Дать определение понятия “горы”. 2. Познакомиться с частями горной страны. 3. Изучить виды гор по высоте. 4. Состав действий определения географического положения гор. 5. Способы обозначения гор суши на контурной карте. |
|
5 ЭТАП. "Открытие" нового знании. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Создаёт зрительный образ гор при помощи
фотографий (Слайд 2) Организовывает работу
над определением понятия “горы” (в зависимости
от уровня подготовки класса). (Слайд 3) Организует работу по знакомству с частями горной страны. (Слайд 4). Объясняет учащимся, что в географической литературе встречается термины “горная страна”, “горная система”. Их можно использовать как синонимы термину “горы”. |
Рассматривают фотографии.
1 вариант. На основе логической схемы “Определение понятия”, самостоятельно формулируют, что такое горы и существенные признаки этой формы рельефа. 2 вариант. Читают определение в тексте учебника, анализируют его структуру (выделяют ключевое слово и существенные признаки) и записывают в тетрадь. |
|
Задание. 1. Назовите части горной
страны и сформулируйте их определения. Работа по составлению определений понятий начинает учитель с объяснения термина – горный хребет и склоны. Горный хребет – это вытянутое поднятие, ограниченное склонами (т.е. наклонные части поверхности). Дополнительная информация: Высочайшие вершины мира. (Слайд 5). Приведите примеры изменяющихся (варьирующих) признаков горных стран. |
Перечисляют части горной страны. Опираясь на схему, составляют определения: гребень хребта, вершина, долина, перевал. | |
Задание: Предложите основания для
классификации гор. (Слайд 6). Дополнительная информация: Классификация гор по возрасту, по виду вершин, по происхождению. (Слайд 11,12,13). |
Называют, что одним из признаков
являются различия по высоте. Предлагают основания для классификации гор: по высоте, по возрасту, по виду вершин, по происхождению. |
|
Задание. 1. Используя рисунок, составьте классификацию гор по высоте. (Слайд 7). На основе географических задач организует работу по применению нового теоретического знания о различиях гор по высоте. (Слайд 8). При этом ещё раз проверяет понимание учащимися термина “преобладающие высоты” |
По рисунку составляют
классификацию гор по высоте: Низкие горы – 500-1000м. Средневысотные горы – 1000-2000 м. Высокие горы – 2000 – 5000 м. Высочайшие – более 5000м. Применяют новые знания о различиях гор по высоте для решения задач. |
|
Задание. По физической карте мира определите вид гор по высоте: 1) Гималаи; 2) Альпы; 3) Большой Водораздельный хребет. (Слайд 9). По физической карте России определите преобладающие высоты Уральских гор. Ответ на этот вопрос будет показателем переноса знаний и умений в новую ситуацию. По физической и политической картам приведите примеры самых высокогорных стран мира. (Слайд 10). Для лучшего усвоения учащимися местоположения гор, учитель организует работу по обучению правилам показа горных стран на карте, а так же со способом обозначения гор на контурной карте. (Слайд 14). |
Самостоятельно
Ученики знакомятся со способом обозначения гор на контурной карте. Обозначают на контурной карте горы Гималаи, Анды, Урал и проверяют правильность их нанесения. |
|
Дополнительная информация:
Местоположение Гималаев, Анд, Урала. (Слайд 15). Обучение определению географического положения гор начинается с выполнения задания №1 на установление по карте пространственных ассоциаций между различными объектами. Задание 1. По физической карте мира, определите, где находятся Анды. Уточните географическое положение Анд, воспользовавшись политической картой мира. Задание № 2 несёт функции тренировочного, можно его дать как домашнее задание. Задание 2. Пользуясь физической и политической картами мира, определите. Где находится Большой водораздельный хребет. Задание № 3 продолжает работу над формированием навыка сопоставления карт разного содержания. Задание 3. На территории каких государств находятся Скандинавские горы, Гималаи? Эти задания последовательно подводят учащихся к осознанию содержания приёма определения географического положения гор. |
Выполняю предложенные задания. Задание 1. Учащиеся устно по очереди называют установленные соотношения: Анды протягиваются с севера на юг вдоль западного побережья Ю. Америки. Они протянулись вдоль Тихоокеанского побережья Ю. Америки. Анды расположены западнее Амазонской низменности и Бразильского плоскогорья. Задание 2. Учащиеся устно по очереди называют установленные соотношения: Большой Водораздельный хребет протягиваются с севера на юг вдоль восточного побережья Австралии. Они протянулись вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Большой Водораздельный хребет расположен восточнее Большой пустыни Виктории. Задание 3. Скандинавские горы расположены на территории Норвегии и Швеции. Гималаи Расположены на территории государств: Индии, Китая, Непала. |
|
Учащиеся владеют приёмом определения
географического положения вулкана, поэтому
учитель организует работу по переносу приёма в
новую учебную ситуацию в ходе беседы: 1. Как определить ГП вулкана. 2. Подумайте, как определить ГП гор. 3. Но ведь вулкан – это отдельная гора, а горы - это объект, занимающий большую площадь, вытянут в каком-то направлении по линии главного хребта. Можно ли определить его координаты? Совместно с учащимися устанавливают, что надо найти, вдоль (или близко) каких параллелей (меридианов) они находятся, в каком направлении протягиваются. |
1. Учащиеся вспоминают и
проговаривают приём определения ГП вулкана: 1) положение на материке; 2) географические координаты. 2. Ответы учащихся: 1) Надо определить, на каком материке и в какой его части расположены горы. 2) Определить их координаты. 3. Нет нельзя. Совместно с учителем устанавливают, что надо найти, вдоль (или близко) каких параллелей (меридианов) они находятся, в каком направлении протягиваются. Затем положение гор относительно других объектов. |
|
Задание. Расскажите о географическом положении: 1) Уральских гор. Совместно с учащимися определяют ГП Уральских гор, при этом предлагает рассказывать о действиях, составляющих приём. |
Определяют ГП Уральских гор, при этом проговаривают приём определения ГП гор. | |
6 ЭТАП. Рефлексия (итог урока). | ||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом |
Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. |
|
8 ЭТАП. Домашнее задание. | ||
Параграф 20, с.68-70.
|
Литература
- Дронов В. П. География. Землеведение / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. - М.: Дрофа, 2008.
- Крылова О.И. Физическая география: Начальный курс: Учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2003.
- Крылова О.И. //Материалы курса “Как научить школьников выражать географические идеи (развитие речи на уроках географии)”: лекции 1-4. — М. : Педагогический университет “Первое сентября”, 2005. — 60.
- Крылова О.В. Уроки географии в 6 классе: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2002.-160 с.
- Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл.- М.: Просвещение, 1991.- 176 с.