Рельеф суши. Горы

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • Формирование знаний о рельефе суши на примере крупных гор, а также форм рельефа своей местности.

Задачи урока

  • Начать работу по формированию понятия горы: 1) сформировать знания о видах гор по высоте; 2) умение определять вид горной страны по физической карте; 3) умение приводить примеры горных стран с определёнными преобладающими высотами по физической карте,
  • Сформировать знание состава приёма определения географического положения гор, как крупных форм рельефа суши и умение рассказывать о местоположении гор по географической карте.
  • Начать работу по формированию умения заполнения контурных карт и способа обозначения форм рельефа.
  • Продолжить работу по формированию умения составлять определение понятия, классифицировать.
  • Продолжить работу по формированию умения работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ

Планируемые результаты:

Предметные: Распознавание на карте гор. Определение абсолютных высот горных стран. Определение географического положения гор. Обозначение на контурной карте крупнейших гор суши и их вершин.

Метапредметные:

Учебно-организационные (регулятивные) Учебно-логические Учебно-информационные Учебно-коммуникативные
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

Работать в соответствии с предложенным планом;

Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Выделять существенные признаки понятий;

Классифицировать информацию  по заданным признакам.

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Классификация и организация информации;

Создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.;

Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Личностные:

  • Осознание целостности природы
  • Основные понятия, изучаемые на уроке: Рельеф, форма рельефа, горы, низкие горы, средние горы, высокие горы, высочайшие горы.

Оборудование: учебник “География. Землеведение” В.П. Дронов, Л.Е. Савельева 6 класс.- М.: Дрофа 2008., географический атлас для 6 класса, презентация к уроку.

1 ЭТАП. Актуализация знаний
Деятельность учителя Деятельность учащихся
В ходе подводящего диалога, актуализирует знания, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала.

1. Что такое рельеф?

2. Перечислите крупнейшие формы рельефа.

3. Приведите примеры крупных, средних и мелких форм рельефа.

4. Почему рельеф на Земле очень разнообразен?

5. Где образуются горы?

6. Что такое абсолютная высота?

7. С помощью шкалы высот определите, какие высоты преобладают в Африке.

Вспоминают, изученный ранее материал.

- Рельеф – это все неровности поверхности суши и дна морей и океанов.

- Это материки и впадины океанов, а так же горы и равнины.

- Крупные формы – хребты и впадины в хорах, низменности и возвышенности на равнинах. Средние и мелкие представлены оврагами, холмами, кочками, буграми.

- Рельеф разнообразен, потому что на поверхность Земли одновременно воздействуют внутренние и внешние силы.

- На границах литосферных плит.

- Высота точки над уровнем океана (моря) называется абсолютной высотой.

- На большей части Африки преобладают высоты от 500 до 2000 метров.

2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создаёт проблемную ситуации на основе фрагмента из книги конца 19 века.

Задание: Прочитайте фрагмент из “Первоначального курса географии” А.Н. Сергеева, изданного в конце XIX века.

Устройство поверхности суши.

Значительные возвышения на земном шаре называются горами. Горы не мешают Земле иметь вид шара. Сравнительно с величиною земного шара они то же, что неровности на коже апельсина. А небольшие возвышения называются холмами. Те горы, которые поднимаются более чем на две версты над уровнем моря, называются альпами или альпийскими горами.

(1 верста = 500 саженям, 1 сажень = 2.1 м)

Проанализируйте определение гор, данное в тексте, соответствует ли оно современному определению.

По какому признаку классифицированы горы, приведите классификацию гор по данному признаку.

Расскажите, где расположены горы Альпы.

Почему возникли затруднения при выполнении задания?

Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний об основных формах рельефа. Не знают определение понятия “горы”, элементарную классификацию гор, не умеют определять местоположение гор на карте.
3 ЭТАП. Целеполагание
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Помогает учащимся сформулировать основные задачи урока. Осознают цели предстоящей деятельности.

Определяют задачи урока:

Дать определение понятия “горы”.

Составить классификацию гор.

Научиться определять высоту горных стран.

Научиться определять географическое положение гор.

Научиться обозначать на контурной карте горы суши.

4 ЭТАП. Планирование.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Совместно с учащимися, в ходе подводящего диалога, определяют последовательность действий для решения учебных задач урока, источники информации. Отвечают, что главным источником информации будет текст и рисунки учебника, карты атласа.

Намечают план деятельности по решению возникшей проблемы:

1. Дать определение понятия “горы”.

2. Познакомиться с частями горной страны.

3. Изучить виды гор по высоте.

4. Состав действий определения географического положения гор.

5. Способы обозначения гор суши на контурной карте.

5 ЭТАП. "Открытие" нового знании.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создаёт зрительный образ гор при помощи фотографий (Слайд 2)

Организовывает работу над определением понятия “горы” (в зависимости от уровня подготовки класса). (Слайд 3)

  • 1 вариант. На основе логической схемы “Определение понятия” организует работу учащихся по формулированию понятия “горы”, помогает окончательно отредактировать формулировку.
  • 2 вариант. Анализ структуры определения “горы”, данного в учебнике.

Организует работу по знакомству с частями горной страны. (Слайд 4). Объясняет учащимся, что в географической литературе встречается термины “горная страна”, “горная система”. Их можно использовать как синонимы термину “горы”.

Рассматривают фотографии.

 

 

1 вариант. На основе логической схемы “Определение понятия”, самостоятельно формулируют, что такое горы и существенные признаки этой формы рельефа.

2 вариант. Читают определение в тексте учебника, анализируют его структуру (выделяют ключевое слово и существенные признаки) и записывают в тетрадь.

Задание. 1. Назовите части горной страны и сформулируйте их определения.

Работа по составлению определений понятий начинает учитель с объяснения термина – горный хребет и склоны.

Горный хребет – это вытянутое поднятие, ограниченное склонами (т.е. наклонные части поверхности).

Дополнительная информация: Высочайшие вершины мира. (Слайд 5).

Приведите примеры изменяющихся (варьирующих) признаков горных стран.

Перечисляют части горной страны. Опираясь на схему, составляют определения: гребень хребта, вершина, долина, перевал.
Задание: Предложите основания для классификации гор. (Слайд 6).

Дополнительная информация: Классификация гор по возрасту, по виду вершин, по происхождению. (Слайд 11,12,13).

Называют, что одним из признаков являются различия по высоте.

Предлагают основания для классификации гор: по высоте, по возрасту, по виду вершин, по происхождению.

Задание.

1. Используя рисунок, составьте классификацию гор по высоте. (Слайд 7).

На основе географических задач организует работу по применению нового теоретического знания о различиях гор по высоте. (Слайд 8). При этом ещё раз проверяет понимание учащимися термина “преобладающие высоты”

По рисунку составляют классификацию гор по высоте:

Низкие горы – 500-1000м.

Средневысотные горы – 1000-2000 м.

Высокие горы – 2000 – 5000 м.

Высочайшие – более 5000м.

Применяют новые знания о различиях гор по высоте для решения задач.

Задание.

По физической карте мира определите вид гор по высоте: 1) Гималаи; 2) Альпы; 3) Большой Водораздельный хребет. (Слайд 9).

По физической карте России определите преобладающие высоты Уральских гор.

Ответ на этот вопрос будет показателем переноса знаний и умений в новую ситуацию.

По физической и политической картам приведите примеры самых высокогорных стран мира. (Слайд 10).

Для лучшего усвоения учащимися местоположения гор, учитель организует работу по обучению правилам показа горных стран на карте, а так же со способом обозначения гор на контурной карте.

(Слайд 14).

Самостоятельно
  • определяют вид гор по высоте;
  • определяют и формулируют различия в преобладающих высотах Северного, Среднего и Южного Урала;
  • приводят примеры высокогорных стран мира.

Ученики знакомятся со способом обозначения гор на контурной карте. Обозначают на контурной карте горы Гималаи, Анды, Урал и проверяют правильность их нанесения.

Дополнительная информация: Местоположение Гималаев, Анд, Урала. (Слайд 15).

Обучение определению географического положения гор начинается с выполнения задания №1 на установление по карте пространственных ассоциаций между различными объектами.

Задание 1.

По физической карте мира, определите, где находятся Анды. Уточните географическое положение Анд, воспользовавшись политической картой мира.

Задание № 2 несёт функции тренировочного, можно его дать как домашнее задание.

Задание 2.

Пользуясь физической и политической картами мира, определите. Где находится Большой водораздельный хребет.

Задание № 3 продолжает работу над формированием навыка сопоставления карт разного содержания.

Задание 3.

На территории каких государств находятся Скандинавские горы, Гималаи?

Эти задания последовательно подводят учащихся к осознанию содержания приёма определения географического положения гор.

Выполняю предложенные задания.

Задание 1. Учащиеся устно по очереди называют установленные соотношения:

Анды протягиваются с севера на юг вдоль западного побережья Ю. Америки.

Они протянулись вдоль Тихоокеанского побережья Ю. Америки.

Анды расположены западнее Амазонской низменности и Бразильского плоскогорья.

Задание 2. Учащиеся устно по очереди называют установленные соотношения:

Большой Водораздельный хребет протягиваются с севера на юг вдоль восточного побережья Австралии.

Они протянулись вдоль Тихоокеанского побережья Австралии.

Большой Водораздельный хребет расположен восточнее Большой пустыни Виктории.

Задание 3. Скандинавские горы расположены на территории Норвегии и Швеции. Гималаи

Расположены на территории государств: Индии, Китая, Непала.

Учащиеся владеют приёмом определения географического положения вулкана, поэтому учитель организует работу по переносу приёма в новую учебную ситуацию в ходе беседы:

1. Как определить ГП вулкана.

2. Подумайте, как определить ГП гор.

3. Но ведь вулкан – это отдельная гора, а горы - это объект, занимающий большую площадь, вытянут в каком-то направлении по линии главного хребта. Можно ли определить его координаты?

Совместно с учащимися устанавливают, что надо найти, вдоль (или близко) каких параллелей (меридианов) они находятся, в каком направлении протягиваются.

1. Учащиеся вспоминают и проговаривают приём определения ГП вулкана:

1) положение на материке;

2) географические координаты.

2. Ответы учащихся:

1) Надо определить, на каком материке и в какой его части расположены горы.

2) Определить их координаты.

3. Нет нельзя. Совместно с учителем устанавливают, что надо найти, вдоль (или близко) каких параллелей (меридианов) они находятся, в каком направлении протягиваются.

Затем положение гор относительно других объектов.

Задание.

Расскажите о географическом положении: 1) Уральских гор.

Совместно с учащимися определяют ГП Уральских гор, при этом предлагает рассказывать о действиях, составляющих приём.

Определяют ГП Уральских гор, при этом проговаривают приём определения ГП гор.
6 ЭТАП. Рефлексия (итог урока).
Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8 ЭТАП. Домашнее задание.
Параграф 20, с.68-70.
  • Расскажите о географическом положении Уральских гор.
  • Нанести на контурную карту горы Земли:
  • Евразия: Кавказ, Альпы, Скандинавские;
  • Австралия: Большой Водораздельный хребет;
  • Северная Америка: Кордильеры.
 

Литература

  1. Дронов В. П. География. Землеведение / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. - М.: Дрофа, 2008.
  2. Крылова О.И. Физическая география: Начальный курс: Учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2003.
  3. Крылова О.И. //Материалы курса “Как научить школьников выражать географические идеи (развитие речи на уроках географии)”: лекции 1-4. — М. : Педагогический университет “Первое сентября”, 2005. — 60.
  4. Крылова О.В. Уроки географии в 6 классе: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2002.-160 с.
  5. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл.- М.: Просвещение, 1991.- 176 с.