Цель урока: вывести условия пересечения и параллельности графиков двух линейных функции
Задачи:
- обучающие: знакомство обучающихся с понятием углового коэффициента, условиями пересечения и параллельности графиков линейных функций, нахождением точек пересечения графиков функций аналитическим и графическим способами;
- развивающие: развитие внимания, логического мышления, познавательного интереса к предмету;
- воспитательные: воспитание чувства ответственности, математической культуры, творческих способностей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Виды работ: фронтальная, лабораторная, самостоятельная.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, дидактический материал.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
2. Актуализация опорных знаний. (5 мин) (слайды 2-6)
1. Сформулируйте определение линейной функции.
2. Что является графиком линейной функции?
3. Назовите коэффициенты k и b даных функций:
у=5х-2;
у= -3, 5 х+8;
у=4-3х.
4. Какие формулы задают линейную функцию?
1) у=6х;
2) у=;
3) у=6(х+7);
3) у= 6/x.
5. Линейная функция задана формулой у = - 4х +8,8. Найдите ее значение при х=3,6.
6. Выберите все точки, которые можно использовать для построения графика функции у=5х+5. D(-1; 0), А(0; 5), В(5; 0), С(1; 10).
7. Линейная функция задана графиком, изображенным на рисунке. При каком значении аргумента значение функции равно 6?
8. Какое из уравнений задает линейную функцию, график которой изображен на рисунке?
1) у=х+5
2) х=5
3) у=5
4) у=5х
4. Изучение нового материала: (7 мин)
I. Исследовательская работа. (карточки см. приложение 1)
1. Постройте в одной системе координат графики функций у=2х-2 , у=2х+3, у=2х.
2. Как располагаются графики функций?
3. Чему равен коэффициент к в каждой функции?
4. Сделайте вывод.
5. Постройте в одной системе координат графики функций у=2х-2 и у=-3х+2.
6. Как располагаются графики функций?
7. Чему равны коэффициенты к?
8. Сделайте вывод.
9. Постройте в одной системе координат графики функций у=3х-4 и у= -4+3х.
10. Как располагаются графики функций?
11. Чему равны коэффициенты к и в?
12.Сделайте вывод.
Проверим правильность наших заключений:
II. Анимационный ролик: Взаимное расположение графиков линейных функций (слайд 8)
1. Угловой коэффициент
2. Условия:
1) совпадения графиков
2) параллельности графиков
3) пересечения графиков.
5. Первичное закрепление (3 мин) (слайды 9-12)
1. Выберите функцию, имеющую такой же угловой коэффициент как и функция у=13х+3
у= 13х+5
у= 3х+13
у= 3+15х
у= 3-13х
2. Графики линейных функций, заданных формулами у=2х+8 и у=2+8х, ...
определить нельзя
параллельны
пересекаются
совпадают
3. Выберите функции, графики которых параллельны графику функции
у=0,7х+0,3
у = 1,7х + 0,3
у = 0,7х
у = 0,3х + 0,7
у = 0,7х + 2,3
4. При каких значениях k и b график линейной функции у=kx+b пересекается с графиком функции у=12х +18?
k=12 b=20
k=12 b=18
k=14 b=18
k=18 b=12
6. Физкультминутка (1 мин)
III. Лабораторная работа: Графический способ нахождения координат общей точки линейных функций. (5 мин) (карточки см. приложение 2)
Найдите координаты общей точки линейных функций у = 3-2х и у = 3х-5.
Указания к работе.
- Постройте графики данных функций в одной системе координат.
- Найдите точку пересечения графиков.
- Запишите координаты точки пересечения.
- Сделайте вывод: как найти координаты общей точки линейных функций. (слайд 13)
7. Нахождение координат точки пересечения графиков линейных функций (анимация) (слайд 14)
8. Закрепление. (5 мин)
Вычислите координаты точки пересечения графиков функций у=9х+2 и у=14х+12
9. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой (рефлексия) (10 мин) (карточки и бланки ответов см. приложение 3).
Самопроверка (слайд 15)
10. Итоги урока (1 мин) (слайд 16)
- Что называют угловым коэффициентом?
- При каком условии прямые пересекаются?
- При каком условии прямые параллельны?
- При каком условии прямые совпадают?
- Как найти точку пересечения графиков линейных функций?
10. Домашнее задание: П.16 №№ 373, 311, 296(б). (1 мин) (слайд 17)