Задачи урока:
Образовательные:
- изучить особенности деревьев, произрастающих в различных климатических зонах;
- учить распознавать их на рисунках, фотографиях, слайдах;
- формировать умения выделять возникшие у деревьев приспособления к разным условиям существования.
Развивающие:
- способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности;
- расширять кругозор учащихся;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме, карточки с заданием, выставка книг, сообщения о пальмах, фотографии пальм, выращенная финиковая пальма.
Методическая цель: используя технологию критического мышления, способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Каждый этап урока содержит задания, которые предусматривают непосредственное участие учащихся в организации учебного процесса. Использование презентации на уроке помогает активизировать познавательную деятельность, вызывает эмоциональный отклик, экран притягивает внимание детей.
Технология развития критического мышления чётко расставляет акценты: каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем.
Применение данной технологии показывает, что учащиеся активно включаются в урок, получают возможность высказать своё мнение, а затем проанализировать полученную информацию, осмыслить и обобщить.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Проверка знаний.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с классификацией жизненными формами растений. Сейчас проверим, как вы усвоили этот материал.
А) Игра «Заморочки из бочки». Достаем из бочонка вопрос, читаем и даем полный на поставленный ответ.
– Перечислите жизненные формы растений (деревья, кустарники, полукустарники, полукустарнички, травы)
– Какие жизненные формы растений господствуют в лесной зоне? (деревья)
– Какие жизненные формы растений господствуют в степях? (травы)
– Какие жизненные формы растений господствуют в тундре?(низкорослые кустарники и кустарнички)
– Какую высоту имеют полукустарнички? (0,2–0, 3 см)
– Какую высоту имеют полукустарники? (1.5-2 м)
– Какова длина зимующих многолетних побегов у полукустарников? (20-30см)
– Какова длина зимующих многолетних побегов у полукустарничков? (3.5-7см)
Б) Индивидуальное задание (2 чел.)
Найти в тексте биологические ошибки.
«Летние каникулы Оля провела с бабушкой на даче. Бабушкина дача находится в поселке Разумное Белгородской области. Со всех сторон дом окружен полукустарничками, высота которых достигает от 1,5 до 2 метров, поэтому даже в жаркий летний день в доме свежо и прохладно.
Не далеко от дома рос лес, по которому очень любила бродить Оля. Все деревья в лесу были обвиты лианами, которые перебрасывали свои побеги с дерева на дерево.
Бабушка часто водила Олю в парк, кататься на качелях. Дорога к парку проходила через аллею из ротанговых пальм. Проходя между пальмами, Оля чувствовала себя настоящим великаном – какие же маленькие они были!»
В) Фронтальный опрос.
– Чем отличаются жизненные формы и экологические группы растений?
– Чем отличается жизненная форма дерево от жизненной формы – кустарник?
– В чем отличие полукустарников от полукустарничков?
– Что представляют собой растения – подушки? Где они растут?
III. Основная часть.
А) Сообщение темы занятия
Мы продолжаем изучение главы «Жизненные формы растений». Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разнообразием деревьев, которые произрастает в разных уголках нашей планеты. Поговорим о том, почему внешний вид некоторых деревьев имеет очень интересные особенности. Как опытные натуралисты попытаемся объяснить, почему возникли те или иные приспособления у этих деревьев. Ответим на вопрос: какая существует классификация деревьев, растущих в наших лесах.
Открыли тетради и записали тему урока «Разнообразие деревьев» (Слайд 1)
Б) Актуализация субъективного опыта
В тетради нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками. В первой колонке таблицы запишите все, что вы уже знаете по теме нашего урока. Может, читали, смотрели передачи. Достаточно двух-трех предложений.
(ученики вспоминают и записывают. Если у слабоуспевающих учащихся задание вызовет затруднение то, дается подсказка).
Дам вам не большую подсказку в виде некоторых понятий – хвойные, суккуленты, кроны.
В) «Социализация»
А теперь, обменяйтесь своими мнениями в парах, поделитесь друг с другом своими результатами (работа в парах).
Г) «Афиширование»
Давайте обсудим то, что у нас получилось (дети информируют класс 2-3 ученика).
И вот мы с вами заполнили первую колонку, которую давайте подпишем «Знаю». Две оставшиеся колонки мы подпишем «Узнал новое» и «Хочу узнать».
Д) «Осмысление»
Что же получается у нас? Мир деревьев очень многообразен. Высота некоторых гигантов, таких как секвойя, может превышать 100 метров. Одни имеют обыкновенные листья, а другие – листья – хвоинки. Одни деревья сбрасывают на зиму листву, а другие стоят вечно зеленые. Общий вид деревьев зависит в первую очередь от размеров, формы и длительности жизни их листьев.
Скажите, сможете ли вы ответить мне на такие вопросы:
– В чем отличие суккулентно -стеблевых от сезонно суккулентных деревьев?
– У каких деревьев листья не развиты?
– Какие деревья называются розеточными?
– У каких деревьев пирамидальные кроны?
Получается, что многие вопросы остались без ответов. И сейчас мы с вами постараемся найти эти ответы.
Е) «Чтение с пометкой»
Каждый из вас получил такую распечатку текста, познакомьтесь с его содержанием и карандашом сделайте пометки (Приложение 1)
Кто закончит чтение, тот продолжит работу с таблицей.
Задание: во вторую колонку записываете 2-3 предложениями о том, что нового вы узнали. В третью колонку запишите то, о чем хотите узнать по данной теме.
(Учащиеся читают и делают пометки, заполняют таблицу).
– Давайте обсудим, какие записи появились у вас во 2 колонке.
(обсуждение и показ слайдов)
Вопросы к слайдам:
Слайд 2 – Почему березу, ольху, осину относят к мелколиственным деревьям? (небольшие размеры листовых пластинок и сквозистые кроны)
– Назовите широколиственные деревья, по какому признаку их объединили в эту группу? Слайд 3 -4 (крупные листья, с широкими пластинками и густыми тенистыми кронами)
Слайд 5 Перед вами изображение хвойных деревьев. Назовите, какое из них является светолюбивым? (сосна обыкновенная)
Слайд 6 Посмотрите на этот слайд. Что вы можете сказать об этом дереве? (лиственница сбрасывает на зиму хвою)
Слайд 7 Озвучите данный слайд.
– Прочтите то, что вы записали в последнюю колонку.
(Учащиеся читают свои записи)
Ж) Обзор литературы
Как вы думаете, из каких источников вы можете это узнать?
(ответы)
Вот такую книгу вы можете взять в сельской библиотеке из серии « Я познаю мир» «Растения». В ней вы найдете интересующие вас сведения.
А прочитав сведения из этой энциклопедии, вы сможете ответить на вопрос «Чем же сосна замечательная отличается от сосны обыкновенной».
Если вы хотите найти ответы на записанные вами вопросы, двери школьной и сельской библиотеки всегда открыты.
З) Рассказ учителя
А сейчас мыс вами продолжим разговор о деревьях. А именно, поговорим о деревьях, которые растут в пустынях.
Слайды 8-9 Рассказ о суккулентных стеблевых деревьях (столбовидные кактусы).
В пустынях растут деревья совершенно необычного для нас внешнего вида. В жарких тропических пустынях, где нет холодной зимы, а дожди выпадают крайне редко, обитают суккулентные стеблевые деревья высотой в 10-12 м (с 3—4-этажный дом). У этих деревьев нет листьев, фотосинтез происходит в зеленых сочных стеблях. Суккулентные деревья могут накапливать в своих стволах по 2—3 т влаги; расходуют ее очень экономно. Они могут обходиться без дождей и полива 20 и даже 30 лет. В Америке суккулентные деревья представлены кактусами, обычно столбовидной формы, в Африке — древовидными молочаями с обильно ветвящейся кроной.
Рассказ учителя о саксаулах – черном и белом Слайд 10
В пустынях Средней Азии растут сезонно-суккулентные деревья. Здесь очень жаркое, сухое лето и довольно холодная зима. Дожди идут весной. К сезонно-суккулентным деревьям Средней Азии относятся два вида саксаула — белый и черный. Белый саксаул растет в песчаных пустынях, черный — в глинистых. Саксаулы — это невысокие деревья до 3—6 м высотой. У старых деревьев стволы обычно расщеплены на 2—3 части, каждая из которых образует собственную крону. Листья у саксаулов не развиты. Фотосинтез осуществляют стебли. Отрастающие весной побеги саксаулов делятся на две части — верхнюю и нижнюю. Верхняя часть суккулентная — сочная, зеленая, сравнительно тонкая. Нижняя часть — более толстая, жесткая, сероватая. С наступлением летней засухи верхняя часть побегов опадает и остается только нижняя. Таким образом, у саксаулов происходит не листопад, а веткопад, и наблюдается он не осенью, как у наших деревьев, а летом во время засухи. Благодаря веткопаду уменьшается испарение воды кроной, и дерево меньше страдает от недостатка влаги.
Весной крона несет множество молодых сочных зеленых побегов. Летом, осенью и зимой после веткопада в кроне остаются только жесткие суховатые ветки. В это время года крона саксаулов окрашена в сероватые цвета. Эти сезонные изменения в кроне и послужили поводом назвать такие деревья сезонно-суккулентными.
И) галерея «Деревья тропических лесов»
1 Ролевая игра Слайд 11
А сейчас ребята, я предлагаю вам немножко пофантазировать и представить, что мы с вами на экскурсии, в музее.
Я представляю вам нашего экскурсовода – Дорошенко Анастасию Александровну.
(В роли экскурсовода ученица класса)
Сообщение ученицы о пальмах (Приложение 2)
(Дополнительный материал для оформления выставки Приложение 3)
2. Дополнение учителя
В тропических лесах Азии можно встретить баньян или бенгальский фикус. Это растение начинает свою жизнь, поселившись в развилке ветвей какого – нибудь дерева. Первое время фикус растет медленно. Со временем он образует воздушные придаточные корни, часть которых спускается вниз по стволу дерева-опоры, а часть — свободно висит в воздухе. В конце концов, корни достигают почвы и разветвляются. С этого момента фикус получает обильное питание и начинает быстро расти. Его побеги затеняют крону дерева-опоры, вместе с корнями оплетают ствол и препятствуют его утолщению. Со временем дерево – опора погибает, а фикус образует длинные горизонтальные ветви с придаточными корнями, висящими в воздухе. Часть их достигает почвы и превращается в "стволы". Один взрослый экземпляр такого фикуса может иметь больше сотни таких стволов, и походить на целую рощу деревьев. Слайды 12-13
И) Работа с текстом учебника
Следующие несколько минут урока мы посвятим деревьям, растущим в саваннах.
Саванны – это участки тропической растительности с редко стоящими деревьями и травянистым покровом с преобладанием злаков. В саваннах нет холодной зимы, там всегда тепло, чередуются два времени года – сезон дождей и сезон засухи. Найдите статью «Деревья саванн».
– Прочитайте и назовите, какие деревья растут в саваннах? (баобаб и бутылочные деревья)
– Пользуясь параграфом, зачитайте, что обозначает цифра 20? 4-10 м? 10-20 см?
– Бутылочные деревья – почему они так называются? (стволы похожи на бутылки, очень толстые, но резко утончаются при переходе в крону)
Существует такая легенда, что первыми европейцами, которые увидели бутылочные деревья, были английские моряки, потерпевшие кораблекрушение у берегов Австралии. Моряки попытались срубить деревья и разжечь костер, но им так и не удалось этого сделать.
– Как вы думаете, почему? (В толстой части стволов запасено очень много влаги, когда моряки попытались срубить деревья, из – под топора брызнула вода, а стволы оказались очень сырыми и не загорались). Слайды 14-15
IV. Закрепление изученного.
а) В начале урока я задала вопросы, ответы на которые вы не знали. Я думаю, что сейчас вы сможете на них ответить.
– В чем отличие суккулентно стеблевых от сезонно суккулентных деревьев?
– У какого дерева не развиты листья ?
– Какие деревья называются розеточными?
1. Назовите изображенное на слайде дерево. В чем проявляется его особенность? Слайд 16
2. Выберите номера правильных ответов. Слайд 17-18
б) «Рефлексия» ( все учащиеся образовывают круг, звучит музыка)
Представьте, что перед нами голубой шар – наша планета Земля. Она медленно вращается. На ней пока нет людей и нет тех объектов (заводов, фабрик, городов), которые построили люди. Есть только природа: леса, моря, реки, самые разные животные. Выберите себе образ любого дерева.
(учитель задает вопросы по кругу)
– Кто ты, какой образ ты себе выбрал?
– В чем твоя сила и польза? (фотосинтез, дом для животных, корм для них)
– Что тебе мешает? ( мало влаги, мои листья жуют гусеницы)
– Если на земле появятся люди, построят дома, города, фабрики, заводы, что изменится в твоей жизни? Тебе будет лучше или хуже? Выживешь ли ты?
– О чем бы ты хотела попросить человека?
От нас всех в целом и от каждого в отдельности зависит, сможем ли мы любоваться могуществом баньяна или цветением пальм, буйством красок тропических лесов и красотой меловой сосны. Мне хочется сказать вам ребята, будьте добрыми и человечными.
V. Итог урока.
Выставление оценок.
Д/З Статья «Разнообразие деревьев».
А также, постараться найти ответы на те вопросы, которые вы записали в третьей колонке, при заполнении таблицы.