Цель: обсуждение проблем коммуникации в современном мире, определение путей их решения.
Форма проведения – сочетание беседы и практической работы учащихся в группах.
Оборудование: телевизор и ДВД-проигрыватель, фильм 1984 года «Формула любви» (реж. Марк Захаров), сериал «Доктор Хауз», сезон 7, серия 9 «Больше, чем жизнь» (реж. Дэвид Шор) (диски с фильмами общедоступны), распечатки материалов из приложений.
Этапы проведения классного часа:
- Вступительное слово учителя.
В предыдущую встречу (см. разработку классного часа для 10-11 классов «Искусство общения», «Открытый урок» 2011-2012) мы уже говорили о том, что людьми заинтересованными сформулированы правила, которые могут помочь сделать общение более эффективным. ( Напомним, что речь шла о советах американца Дейла Карнеги). Мы выяснили, что не так уж редки ситуации, когда возникают проблемы коммуникации. Примеры мы можем в изобилии увидеть и в произведениях художественной литературы, и в художественных фильмах, и в жизни.
- Обратим внимание на экран. Перед нами фрагмент известного фильма реж. Марка Захарова «Формула любви» (1984). Герои эпизода – сельский помещик Алексей Федяшев и его тётушка Федосья Ивановна - ведут диалог за завтраком (найти эпизод в начале фильма, это первые сцены появления Алексея – 16:16 – 18:53, продолжительность 2 мин. 53 сек). Смотрим фрагмент и ищем ответ на вопросы:
- Почему эпизод заканчивается почти ссорой героев?
- О чём и как говорили герои?
Примерный вариант рассуждений: Алексей изъяснялся словами высокой поэзии, говорил о вечности, о смысле жизни. Тётушка все темы обсуждала с бытовой позиции. В итоге оба раздражаются, сердятся друг на друга – на этом, кстати, основан комический эффект.
- Мы уже знаем, что подобных проблем можно избежать. Мы помним о советах Дейла Карнеги (см. Приложение 1), повесить таблички с советами на доску.
- Нельзя не согласиться с тем, что эти правила выполнять довольно легко.
Представим сейчас, что люди настроены на общение. Вступая в общение, люди как бы «условливаются» о том, что они на время общения становятся сотрудниками. Всем своим поведением – взглядом, мимикой, жестом, тоном голоса, интонацией, выбором слов и других средств – партнеры как бы сообщают друг другу: «Сейчас мы станем собеседниками. Постараемся же помогать друг другу. Я хороший, доброжелательный, воспитанный человек. И вы, конечно, тоже. Теперь мы партнеры». Вступив в эту «игру», люди должны следовать неким правилам, чтобы «игра» состоялась.
- Образ дикобразов. Выдающийся немецкий ученый 19 века Артур Шопенгауэр (1788-1860) создал неожиданный, но яркий образ для того, чтобы показать, как ведут себя люди, общаясь друг с другом. Он сравнил людей с дикобразами зимой. Животным холодно, и они стараются теснее прижаться друг к другу, чтобы согреться. Но мешают иглы, и звери вынуждены сохранять между собой определенную дистанцию. Мы тоже в некотором смысле такие дикобразы: с одной стороны, человек жаждет тепла, эмоционального контакта, а с другой – он стремится сохранить свою индивидуальность, не желает «потерять себя» в общении, не хочет чрезмерной близости. Есть люди более «тёплые», эмоционально открытые, а есть более «холодные», сдержанные. Эти свойства личности проявляются в общении. Одни люди стремятся к близости, к контакту, другие – к отдалению друг от друга, сохранению собственного «я». Каждый из нас достигает этого равновесия на определенной точке следующей оси:
- Иногда не слишком «светские», не слишком искушенные собеседники совершают ошибки, которые губительны для настоящего общения. Рассмотрим эти «антипримеры», при которых неумелые собеседники заменяют настоящий разговор, требующий известного мастерства, суррогатами.
Работа в группах (3 группы). Задание (см. Приложение 2):
- Прочитать текст.
- Кратко его пересказать.
- Дать оценку ситуации: что герои делают неправильно?
- Как бы вы назвали подобную модель общения?
- На основании выводов сформулируйте одно из правил поведения собеседников (или чего следует избегать при общении).
Материалы для обсуждения в группах (распечатать в достаточном количестве) см. в Приложениях 3, 4, 5.
- Обсуждение результатов работы в группах. Примерные выводы:
Ситуация № 1 (отрывок из романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение»). Леди Кэтрин просто «допрашивает» Элизабет, свою гостью – о семье, о сёстрах. Она всё критикует, задает личные вопросы. Подобную модель общения можно назвать так – «Обсуждение интимных, личных тем», «Вопросы личного характера». Тактика «бомбардировки» партнера личными вопросами, тактика «интервью» используется эмоциональными, несдержанными людьми, которые готовы избегать молчания любой ценой. Они искренне считают, что так и должны вести себя «светские», «воспитанные» люди. Общение превращается в пытку. Нельзя ломать личностные границы, индивидуальный суверенитет друг друга. Для более пассивного партнера это может быть болезненно, а иногда возникает чувство брезгливости. Вывод – «Не следует касаться личных тем».
Ситуация № 2.
Отрывок из рассказа Дробиза «Нашли время». Герой жалуется на всё, что его окружает, ему не нравится абсолютно всё. Подобную модель общение можно назвать так – «Жалобы». Это такие разговоры, когда собеседники «жалуются на жизнь» (денег нет… родители – тираны… дети – чудовища… в школе плохо учат… времени не хватает…) Усиливается чувство катастрофичности бытия.
Диалог Чацкого и Софьи из комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Чацкий осуждает всех московских знакомых, что вызывает неодобрение Софьи. Подобную модель общения можно назвать так – «Осуждение». Отрицательной оценке подвергается всё вокруг: незнакомые люди, попавшиеся на глаза; общие знакомые, окружающие; прошлое, будущее; политические фигуры и т.п. Это тоже избегание молчания, но самым лёгким способом – «нытьём». Вывод – «Хороший собеседник не может не быть оптимистом, хотя бы внешне. Воспитанный человек предпочитает подбодрить другого в самых сложных обстоятельствах, а не «нагонять ужасы».
Жалобы, осуждение, обсуждение личных тем свойственны людям, которые стремятся к близости, к контакту. А как иногда поступают люди, которые стремятся к отстранению?
Ситуация № 3. Монолог Хлестакова из комедии Н.Гоголя «Ревизор» (знаменитая сцена вранья). Избегать молчания можно, часто рассказывая какие-либо истории (о себе, о других, анекдоты), то есть использовать сплошную серию «цитат». Подобную модель общения можно назвать так – «Цепь рассказов». Суперрассказчик оккупирует внимание всей компании, думает, что всех развлекает. Вывод – «Не следует превращать беседу в «театр одного актера».
Итак, вот какие модели общения можно иногда встретить – и не только в художественной литературе, но и в реальной жизни!
В качестве своеобразного итога можно попросить учащихся написать правила ведения беседы во время обсуждения маркером на листах и повесить их на доску. Примерные правила см. в Приложении 6.
- Подведём итоги. Если поступать так, как описано в наших ситуациях, то, как минимум, общение не будет продуктивным. Но всё может закончиться более серьёзно. Смотрим отрывок из 9 серии 7 сезона сериала «Доктор Хауз» (25:48 – 29:54, продолжительность 4 минуты). Обсуждение ситуации. Чем закончился ужин Хауза с Лизой Кадди и её матерью? Герой подмешал снотворное в еду матери своей возлюбленной. А почему? Мать Кадди придерживалась тактики «личных вопросов» и «осуждения»: учащиеся называют, какие правила, по их мнению, нарушили собеседники. Нельзя забывать, что не все люди могут терпеть ошибки собеседников, что не все любят, когда нарушают «правила игры», что кто-то может и отомстить, как знаменитый доктор из популярного сериала.
- Как же поступать, чтобы не нарушать такта, чтобы беседа состоялась? Помните о правилах речевого поведения (см. таблички в Приложении 7)
- «Будь дружелюбен!»
- «Выслушай собеседника!»
- «Не навязывайся!»
Можно повесить таблички на доску и раздать памятки «Принципы сотрудничества собеседников» (см. Приложение 8)
Немного усилий, и общение с вами будет самым запоминающимся!
Спасибо за внимание.