Природа и ее сезонные изменения. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: формирование у обучающихся представление о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

  • обучающие – дать обучающимся представления о сезонных изменениях в природе; акцентировать внимание на признаках разного времени года;
  • развивающие – развивать наблюдательность, любознательность обучающихся.
  • воспитательные – воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: урок формирования и совершенствования новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в паре, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, 3 компьютера для обучающихся, проектор, экран, интернет.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Организационный момент.
– Добрый день, мои юные друзья!
– Для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.
Подготовка класса к работе.
II. Целеполагание и мотивация – Откройте разворот учебника на стр. 24–25
– Прочитайте тему урока.
– Назовите цель нашего урока.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
III. Актуализация опорных знаний – Что объединяет рисунки на развороте учебника на стр. 24-25?
– Чем они отличаются?
– По каким признакам вы узнали времена года на каждом рисунке?
Слайд 2.
Сколько времен года вы знаете?
Назовите времена года.
Слайд 3.
– На каком рисунке учебника на стр. 24–25 изображено лето?
На них изображена одна и та же местность.
Рисунки показывают одну и ту же местность в разное время года.
  Слайд 4.
– Назовите летние месяцы.
– Почему их так называют?
– Лето – самое тёплое время года. Дни длинные, и допоздна не темнеет. Всё прекрасно растёт. Распускаются цветы, зреют плоды.

Июнь. Июль. Август.
  Слайд 5–7.
– Чтение текста из хрестоматии (стр. 14)
– Почему ель не сбрасывает листья на зиму?
– Все ли деревья, сбросив листву, остаются на зиму голыми?
– Назовите осенние месяцы.
– Почему их так называют?





Пожелтевшая листва, листопад, уборка урожая, улетают птицы…
  Физминутка.
В лесной глуши на ёлке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру,
За уши лапками хватались
И вправо, влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки.
И тянулись, словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками кружили,
Друг за другом вслед ходили.
  – О каком времени года идет речь в стихотворении?
Зимы покров однообразный
Везде сменил наряд цветной,
Окован сад броней алмазной
Рукой волшебницы седой.
Отгадайте загадки.
Какой это мастер.
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?



О зиме.




Мороз.













Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
– Найдите картинку в учебнике на стр. 24–25, на которой изображена зима.
– Расскажи соседу
по каким признакам узнали на рисунке зиму?
Слайд 8–9.
Назовите зимние месяцы.
Какие явления природы можно наблюдать зимой.

Слайд 10–11.
На каком рисунке учебника на стр. 24–25 изображена весна? Докажите.

Разговор с весной.
Ну, весна, как дела?
У меня уборка.
Для чего тебе метла?
Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи?
Мусор смыть с дорожек!
Для чего тебе лучи?
Для уборки тоже.
Все помою, просушу -
Вас на праздник приглашу!

– Вспомним название весенних месяцев.
– Обратите внимание на высоту солнца в разное время года. Когда оно высоко в небе? – А когда низко?
– Чем выше солнце, тем его лучи лучше согревают землю. – Чем ниже солнце, тем меньше тепла, потому что его лучи как бы скользят по поверхности земли, плохо ее согревают, и становится холоднее.
– Смотрите и слушайте: Как изображали времена года художники и музыканты в своих произведениях?
Слайд 12.


Сосулька.






Деревья голые, река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке.
Гололедица, снегопад, метель.

Грачи на пашне, деревья и кустарники только одеваются листвой, на поляне сидит маленький зайчонок, семья грачей строит гнездо.
IV. Закрепление изученного материала. Работа в группах на компьютерах.
С компьютерами работают три группы детей. Они выполняют разные задания:
Слайд 13.
1 группа: раскрашивает летнюю картинку.
Слайд 14.
2 группа: сообща выделяют по картинке осенние приметы и находят на картинке «лишние» приметы осени.
Слайд 15.
3 группа: собирают картину «Зимы».
Слайд 16.
4 группа:
Признаки весны.
Проверка работы в группах.
 
V. Рефлексия.
Оценивание своей работы.

Слайд 17.
Домашнее задание. Нарисовать любимое время года.
Слайд 18.
Самооценка учебной деятельности.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Делают выводы.
Что усвоили (что получилось , что не получилось и почему).
Покажите сигнальный цвет зеленый цвет, желтый, красный.
(У каждого обучающегося есть в наличие по три сигнальных круга разного цвета).

Презентация.