План-конспект занятия "Клинопись" из цикла "Детство керамики"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Тема занятия: Клинопись

Вид занятия: комбинированный (занятие-объяснение, занятие-практика)

Цели занятия:

Обучающие:

  • закрепление навыков подготовки глины к работе;
  • закрепление навыков раскатывания ровного пласта из глины;
  • знакомство учащихся с клинописью как одним из первых видов письменности;
  • знакомство учащихся с использованием глины для нужд человека;
  • освоение приёмов декорирования поверхности изделия при помощи штампов.

Развивающие:

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание собранности, аккуратности при подготовке к занятию;
  • воспитание умения планировать свою работу;
  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация «Клинопись».

Инструменты и материалы:

 

Скалка – 15 шт.

Стек-нож – 15 шт.

Стек-спица – 15 шт.

Стек клиновидный – 15 шт.

Шаблон квадратный – 15 шт.

Кусок ткани 20*20 см – 30 шт.

Фартук – 15 шт.

Индивидуальная карта – 15 шт.

Глина 200 г – 15 шт.

Банка для воды – 3 шт.

Образец – 3 шт.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков);
  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Содержание занятия

1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка готовности к занятию: наличие спецодежды на учащихся. Дежурные раздают инструменты и глину.

2. Слово педагога.

1. Сообщение темы и цели урока

(слайд 1)

Тема урока «Клинопись». Сегодня мы узнаем об одном из первых видов письменности в истории человечества и попробуем освоить клинопись на практике.

2. Рассказ педагога

(2 слайд)

Ребята, мы с вами живём на Урале. Здесь гористая местность, богатая полезными ископаемыми, и поросшая смешанными лесами. Поэтому дома на Урале раньше были деревянными.

А теперь представьте, что далеко-далеко на юге, за 2500 км от нас есть равнинная местность, ограниченная реками Тигр и Евфрат. Сейчас на этой территории располагается государство Ирак. И вот там-то 6000 лет назад находилось государство под названием Междуречье – по-гречески Месопотамия. Там жил народ, называвшийся «шумеры». Свою страну они называли Вавилон и занимались в основном сельским хозяйством, благо тёплый климат этому способствовал. Однако кроме тепла для выращивания урожая требуется полив. Дожди же в Междуречье идут не так часто, как нужно. Что сделали шумеры? Воспользовались своими реками. Тигр и Евфрат через разветвлённую сеть каналов орошали поля древних шумеров. Урожаи вследствие этого повысились, что дало возможность торговать излишками с соседними странами.

Оттуда ввозили в Междуречье мрамор, строевой лес, слоновую кость, из которых ремесленники изготовляли изящные изделия, также частично шедшие на продажу в соседние страны.

Государство богатело, хозяйство требовало учёта, что и послужило толчком к возникновению письменности.

(3 слайд)

Сперва клинопись ещё не была письменностью в полном смысле этого слова – скорее, стилизованные рисунки предметов, людей и животных. Выдавленные на глине палочкой, различные по размеру и форме, они давали представление о количестве изображённых предметов (показать первые знаки).

(4 слайд)

Позже путём изменения рисунков и их многозначности стали передавать и абстрактные понятия. Например, нарисованная звезда могла обозначать также «небо» и «бог», нога – «идти» и «стоять», рот – «говорить». При соединении знаков создавались дальнейшие возможности передачи понятий. Например, стоящие рядом значки «человек» и «пахать» читались как «пахарь».

Внешний вид рисунков и знаков постоянно менялся. Нарисованные предметы начали заменять выдавленными на глине комбинациями клиньев. Произвольное размещение знаков на поверхности таблички сменилось расположением их друг под другом, а потом – направлением письма слева направо (так, как пишем мы с вами и по сей день). Знаки стали располагать строками.

Со временем знаки стали использовать ещё и для воспроизведения слогов. Рисунок руки (по-шумерски «шу») стал обозначать просто слог «шу» в любом сочетании; рисунок солнца («уту») – слог «ут», а рисунок неба («ан») – слог «ан». Благодаря этому стало возможно составлять любые слова из соответствующих слогов. При этом знак не утрачивал своего значения как слова.

Климат в стране был тёплый, и это плюс. А вот с ресурсами было неважно. На болотистой равнине росли тростники – лесов не было. Не было месторождений мрамора и руды. А были только реки с их разливами, заросли тростников и глина под ногами. Что ж, приходилось обходиться тем, что есть. Тростник использовали для плетения циновок, мешков, корзин. Из глины строили дома, из глины лепили посуду, из глины делали игрушки для детей, на глине … писали. А что делать – ничего более подходящего для этого не было, вот и приходилось приспосабливаться к внешним условиям.

(5 слайд)

Вообще каждый народ начинает писать на том, что в избытке есть под рукой: в Древней Руси писали на бересте; кочевые племена писали на пергаменте (специально выделанной коже); древние египтяне с их великим Нилом писали иероглифами на папирусных свитках (из тростника); жители Скандинавии резали свои руны на дереве.

(6 слайд)

Клинописи, то есть чтению и письму, обучали в школе. В те времена школы существовали только в крупных городах (Ур, Ниневия, Кальху, Хорсабад, Ашшур, Мари, Борсиппа, Вавилон, Лагаш, Сиппар) при храмах или при царском дворце.

Педагог: Попробуйте найти эти города на карте. Есть желающие?

Клинопись со многими значками, имевшими к тому же многообразные значения, требовала терпения и настойчивости, памяти, её приходилось изучать долго и прилежно. Письменные знаки наносили тростниковой палочкой на влажную квадратную глиняную табличку. Поэтому школу тогда называли «дом табличек», а её директора – «отец дома табличек». Женщин-руководителей школ в то время не было.

(7 слайд)

Сегодня мы с вами узнали новые слова. Сейчас вы можете посмотреть, как они пишутся. В конце занятия мы вспомним их снова.

(8 слайд)

Сегодня мы с вами попробуем изготовить настоящую клинописную табличку из глины. Возможно это благодаря тому, что учёные расшифровали значения клинописных рисунков. Глядя на символы в таблицах, вы попробуете написать что-нибудь клинописью с помощью специального стека. Кроме того, мы сделаем табличку с надписью, также выполненной в технике вдавливания, но уже русскими буквами. Это пословица – у каждого на карточке своя. Благодаря дыркам для подвешивания эти таблички можно будет использовать как своеобразное украшение вашего интерьера.

Прежде чем приступить к практической части нашего занятия, давайте вспомним правила работы с глиной.

3. Закрепление полученных ранее знаний по работе с глиной

Педагог: Как мы начинаем работать с глиной?

Учащийся: Разминаем в руках несколько минут, чтобы глина стала однородной.

Педагог: Какой толщины пластину нужно раскатать?

Учащийся: 5-7 мм.

Педагог: Какие инструменты для этого нужны?

Учащийся: Скалка, ткань.

Педагог: Как вырезать ровный квадрат из раскатанного пласта?

Учащийся: При помощи шаблона.

Педагог: Для чего на ваших столах банки с водой?

Учащийся: Заглаживать трещинки в глине.

А теперь приступим к выполнению практической работы.

4. Закрепление знаний, умений и навыков на практике.

Последовательность работы:

  • размять глину;
  • раскатать пластину толщиной 5-7 мм;
  • вырезать квадрат по шаблону;
  • написать клиновидным стеком клинописные знаки;
  • проткнуть стеком-спицей отверстия для подвешивания.

Аналогично делаем табличку с пословицей.

5. Итог занятия

Подведение итогов: как работала группа, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся. Дежурные собирают инструменты, вытирают столы.

Список литературы

  1. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1. Месопотамия. М., Наука, 1983.
  2. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., Наука, 1979.
  3. Коровкин Ф.П. «История Древнего Мира». М., Просвещение, 1982.
  4. Лепинг А.Ю. Образовательная программа дополнительного образования детей «Керамика народов мира». М., Центр развития творчества детей и юношества «Планета».
  5. Липин Л.А. Аккадский язык. М., Наука, 1964.
  6. Липин Л.А. Аккадский (вавилоно-ассирийский) язык. Издательство Ленинградского университета. 1957.
  7. Морозов Н.А. Миражи исторических пустынь между Тигром и Ефратом. Клинописи. М., Крафт+, 2002.
  8. Мочалов Г.А. Учебная программа курса «Художественная керамика» 10–11 классы. ЦО №293 СВАО г. Москвы.
  9. Рубинштейн Р.И. Глиняный конверт. М., МК-Периодика, 2002.
  10. Уколова В.И. История Древнего мира: книга для чтения. М., Росмэн, 2004.
  11. Федотов Г.Ю. Послушная глина. Основы художественного ремесла. Москва, «АСТ – Пресс», 1997.

Приложения: