Урок алгебры и начал анализа по теме "Логарифм и его свойства". 11-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

Обучающая: выработка умений и навыков в вычислении логарифмов, в применении их свойств, расширение представлений о применении логарифма.

Развивающая: развитие внимания, находчивости, сообразительности, самостоятельности в получении знаний.

Воспитывающая: формирование навыков взаимопомощи и взаимоконтроля, навыков умственного труда, интереса к математике.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Форма организации урока: беседа и практикум.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, карточки для игры «Логарифмический дартс», для самостоятельной тестовой работы, для проведения рефлексии, оценочный лист.

Учебник: Алгебра и начала анализа: Учеб.для 11 кл. естеств.-мат. направления общеобразоват.шк. / А.Абылкасымова, В.Корчевский, А.Абдиев, З.Жумагулова. – Алматы:Мектеп, 2011.

Ход урока

  Ход урока Примечания Примерное время
I. Организационный этап.
1.

Скажите тему урока после того, как разгадаете ребус.

Рисунок 1 (Приложение 5)
(Логарифм)

После отгадывания запись даты, классной работы и темы урока в тетрадях
Слайд 1.
1 мин
2. Учитель сообщает основные задачи урока, план его проведения.    
3. Эпиграф к уроку:
Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей.
Слайд 2.  
II. Мотивация.
1. Проверка домашнего задания (Приложение 1).
A D A B B C A B B
(обратить внимание на 4-ый пример – выполнение подстановкой, и 9-ый пример – записать формулу производной логарифмической функции)
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
Критерий самопроверки:
7 – 9 верных ответов – «5»,
5 – 6 верных ответов – «4»,
3 – 4 верных ответа – «3».
Слайд 3, 4, 5.
Самопроверка по ответам на доске.
Выставить оценку в оценочный лист (Приложение 2).
1 мин
2. Устная работа.
<Рисунок 4>
<Рисунок 5>
<Рисунок 6>
<Рисунок 7>
Слайд 6, 7, 8, 9.
Фронтальная устная работа.
После каждого примера учащиеся проговаривают используемое свойство.
7 мин
Учитель спрашивает, можно ли объединить два последних свойства в одно?
<Рисунок 5>
Слайд10.
Запись свойства в тетрадь
 
Учитель: Хорошо. А как вы решите следующее задание?
<Рисунок 9>
<Рисунок 10>
Слайд 11, 12.  
Учитель предлагает вычислить и доказать, используя формулу перехода к новому основанию:
<Рисунок 6>
Слайд 13.
Работа в тетрадях и у доски.
 
Подведение итогов по свойствам.
Найдите соответствие:

Рисунок 7
Слайд 14.  
III. Актуализация ведущих знаний в стандартной ситуации.
1. Для отработки вычислительных навыков выполняется игра «Логарифмический дартс» на 6 вариантов. (7, 8 варианты – запасные)

Рисунок 8
Слайд 15.
Выполняют на листочках с заданиями (Приложение 3).
6 мин
Осуществление взаимопроверки.
<Рисунок 9>
Слайд 16.
Выставить оценку в оценочный лист по критериям.
 
IV. Самостоятельное применение знаний.
1. Индивидуальная работа тестового характера.

Рисунок 10
Слайд 17.
Выполняют на листках с заданиями (Приложение 4), используя нижнюю часть листа для черновика.
10 мин
Самопроверка по «желтым» ответам.
Критерии самопроверки (записаны на доске):
6 – 7 верных ответов – «5»,
4 – 5 верных ответа – «4»,
3 верных ответа – «3».
Слайд 17.
Выставление оценки в оценочный лист по критериям.
Подсчет итоговой оценки в оценочном листе.
 
V. Актуализация ведущих знаний в измененной ситуации.
1. Задание на сравнение чисел, в результате выполнения которого следует сформулировать еще одно свойство.
<Рисунок 11>
Слайд 18. 2 мин
, если a > 1, b > 1 или 0 < a <1, 0 < b <1.
, если a > 1, 0 < b <1 или 0 < a <1, b > 1.
Слайд 18.
Запись в тетрадях в общем виде.
 
2. Софизм на применение выведенного свойства.

Рисунок 12
Слайд 19.
Устная работа.
3 мин
3. Головоломка.
Предлагается задача: любое данное число записать с помощью трех двоек и математических символов.
Подсказка 1:

Подсказка 2:

Общее решение:

N раз
Слайд 20.
Использовать подсказки 1, 2.
Затем записать в общем виде.
5 мин
4. Вычислите:
 (ответ: – 3)
 (ответ: 1)
 (ответ: 1)
Слайд 21.
Работа по рядам.
По одному человеку от каждого ряда выполняют у доски.
5 мин
VI. Контроль и самоконтроль. Коррекция.
1. Задание «Найдите ошибку».
<Рисунок 13>
Слайд 22.
Устная фронтальная работа
3 мин
2. Учитель говорит о применении логарифмов.
<Рисунок 14>
<Рисунок 20>
<Рисунок 21>
<Рисунок 22>
Слайд 23, 24, 25, 26.
Обратить внимание на то, что применение логарифмов в других областях учащиеся могут найти сами.
1 мин
VII. Этап информации о домашнем задании и подведения итогов.
1. « Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Я. А. Коменский.
Слайд 27.  
2. §5, №253(нечетные), применение логарифмов. Слайд 28. 1 мин
3. Выставление оценок за работу. Отметить самых активных учащихся оценкой.  
VIII. Этап рефлексии.
1. Рефлексия осуществляется с помощью символов.
<Рисунок 23>, <Рисунок 24>
Учащиеся оставляют на столе учителя при выходе.  

Список литературы:

  1. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 11 кл. естеств.-мат. направления общеобразоват.шк. / А. Абылкасымова, В. Корчевский, А. Абдиев, З. Жумагулова. – Алматы: Мектеп, 2011.
  2. Рустюмова И.П., Рустюмова С.Т. Тренажер по математике для подготовки к единому национальному тестированию (ЕНТ). Издание третье, исправленное, доработанное. – Алматы, 2011. – 628 с.
  3. Мадера А.Г. Математические софизмы: Правдоподобные расмсуждения, приводящие к ошибочным утверждениям: Кн. для учащихся 7 – 11 кл. / А.Г. Мадера, Д.А. Мадера. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.: ил.