Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие – тематический классный час «Я – личность! У меня есть душа» является частью проекта «Духовно-нравственное воспитание». В проект входит изучение понятий о человеческом теле, душе, чувствах физических и душевных. На классных часах просматриваются и обсуждаются фильмы о сложностях подросткового возраста, проводятся дискуссии; читаются стихи, обсуждаются произведения искусств.
Классный час (в рамках проекта) предназначен для создания условий и возможностей учащимся взглянуть на себя со стороны, переосмыслить своё предназначение. Возможно, у учащихся появятся желание творить добро, проявлять милосердие нуждающимся.
Классный час на тему «Я – личность! У меня есть душа» рассчитан на два часа учебного времени. На предыдущем классном часе детьми были написаны сочинения на тему: «что такое моё Я?», в которых учащиеся рассуждают кто они такие. На дом дано задание: найти информацию о чувствах (что такое чувства, какие, сколько).
Создавая условия для рассуждения о человеческой душе, мы даём детям возможность раскрыться, почувствовать сопричастность с окружающим миром. Они понимают, что хотят творить добро. Но могут ли подростки пожертвовать личным временем ради доброго дела? Это и будет выяснено в течение всего проекта, который предполагает практическую помощь школьникам младших классов и заботу о старшем поколении.
Актуальность: подростки 15 лет часто ставят перед собой вопросы: «Кто, то существо, которое отражается в зеркале? Я? Кто я такой? Зачем я живу? Кому я нужен?»
Цели: создание условий для рассуждений учащихся 8 класса кто они, что они значат в этом мире. Как прожить жизнь так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?
Задачи:
- Познакомить с понятиями «личность», «душа». (В своих рассуждениях о том, кто мы такие, учащиеся написали, что каждый из них – личность, и у них есть душа)
- Создать условия для осмысления своего предназначения: человек существует не для того, чтобы есть, пить, спать. Человек, имеющий душу, то есть живой человек, должен творить, мечтать, любить.
Основные понятия: личность, душа.
Средства: художественное слово, презентация, листовки с пословицами и поговорками о личности, душе.
План проведения классного часа:
- Напоминание сути беседы классного часа по теме «Что такое моё Я».
- Обсуждение домашнего задания.
- Постановка задачи.
- Объяснение понятий. Совместное рассуждение.
- Подведение итогов.
Ход классного часа
1. Напоминание сути беседы классного часа по теме «Что такое моё Я». Обсуждение детских эссе.
Высказывания из детских эссе:
«Я – человек, умеющий думать, чувствовать, любить и иметь своё мнение. Я отличаюсь от других, но в то же время, как и все живу один раз». «Я – человек, личность. Я – это мой внутренний голос, моя совесть, душа». «Я – человек». «Я – это моё имя, мои цели, их достижение. Я двигаюсь вперёд, исправляя ошибки прошлого». «Я – это мои мысли, чувства, самовыражение, выделение из серой массы». «Я – человек. Умею чувствовать, дружить, помогать». «Я представляю собой личность, которая имеет своё мнение, чувства, мысли». «Я человек, который может познавать горе, счастье». «Природу нашего «я» сложно понять. Это что-то таинственное, неизведанное»
Дети прочитывают свои высказывания самостоятельно (предварительно учитель подчёркивает, что прочесть).
Классный руководитель обращает внимание на утверждение, что каждый из учеников – личность, зачитывает значение личности по словарю:
Личность – совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое я. Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства.
После чего можно рассмотреть одно из таких произведений, например, стихотворение Осипа Мандельштама «Дано мне тело, что мне делать с ним».
Обсудить, что хотел сказать поэт данным сочинением.
2. Обсуждение домашнего задания (что такое чувства, какие, сколько).
3. Постановка задачи. Загадка.
«Чудный домик». К.Д. Ушинский.
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, – на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
– О ком или о чём эта загадка? Вставьте пропущенные слова:
Домик – это – – – –
Эконом – это – – – – – –
Зала – это – – – – – –
Ставенки – это – – – – –
Хозяйка – это – – – –
4. Объяснение понятий. Тема классного часа «Я – личность! У меня есть душа»
(Приложение 1), слайд 1.
ДУША́. Энциклопедический словарь. 1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства. 2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека. 3. В старину: крепостной крестьянин. 3. Разг. Дружеское фамильярное обращение.
Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, понимание того, что такое добро и что такое зло, творчество и мысль, у животных отсутствуют – слайд презентации 2.
– В чём выражается наша душа?
– Можно ли, глядя на человека, сказать какая у него душа в данный момент?
Работа с презентацией, слайды 3 – 7. В презентации фото поэтов. Глядя на фото, обсуждаем, что можно сказать о душе этого человека. Составляем психологический портрет. Читаем отрывки из стихов, обсуждаем.
– Значит, по произведениям можно понять состояние души человека в момент творения? А можно ли сказать о стоянии тела?
– Могут ли произведения менять состояние нашей души? Как это происходит? Работа с презентацией, слайды 8 – 12. На слайдах произведения искусства. Обсуждение.
Слайд 13. «Девочка в церкви». Ребёнок ничего не создал, она ещё мала. Но как красива её душа в этот момент. Почему?
5. Подведение итогов. Предложить учащимся «заглянуть внутрь себя».
«Есть ли у меня душа? Откуда я знаю об этом? Где живёт в человеке зло? Что такое добрая душа? Что такое злая душа?» – ответить на эти вопросы можно под классическую музыку письменно. Слайд 14.