Классный час на тему "Я – личность! У меня есть душа"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие – тематический классный час «Я – личность! У меня есть душа» является частью проекта «Духовно-нравственное воспитание». В проект входит изучение понятий о человеческом теле, душе, чувствах физических и душевных. На классных часах просматриваются и обсуждаются фильмы о сложностях подросткового возраста, проводятся дискуссии; читаются стихи, обсуждаются произведения искусств.

Классный час (в рамках проекта) предназначен для создания условий и возможностей учащимся взглянуть на себя со стороны, переосмыслить своё предназначение. Возможно, у учащихся появятся желание творить добро, проявлять милосердие нуждающимся.

Классный час на тему «Я – личность! У меня есть душа» рассчитан на два часа учебного времени. На предыдущем классном часе детьми были написаны сочинения на тему: «что такое моё Я?», в которых учащиеся рассуждают кто они такие. На дом дано задание: найти информацию о чувствах (что такое чувства, какие, сколько).

Создавая условия для рассуждения о человеческой душе, мы даём детям возможность раскрыться, почувствовать сопричастность с окружающим миром. Они понимают, что хотят творить добро. Но могут ли подростки пожертвовать личным временем ради доброго дела? Это и будет выяснено в течение всего проекта, который предполагает практическую помощь школьникам младших классов и заботу о старшем поколении.

Актуальность: подростки 15 лет часто ставят перед собой вопросы: «Кто, то существо, которое отражается в зеркале? Я? Кто я такой? Зачем я живу? Кому я нужен?»

Цели: создание условий для рассуждений учащихся 8 класса кто они, что они значат в этом мире. Как прожить жизнь так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

Задачи:

  • Познакомить с понятиями «личность», «душа». (В своих рассуждениях о том, кто мы такие, учащиеся написали, что каждый из них – личность, и у них есть душа)
  • Создать условия для осмысления своего предназначения: человек существует не для того, чтобы есть, пить, спать. Человек, имеющий душу, то есть живой человек, должен творить, мечтать, любить.

Основные понятия: личность, душа.

Средства: художественное слово, презентация, листовки с пословицами и поговорками о личности, душе.

План проведения классного часа:

  1. Напоминание сути беседы классного часа по теме «Что такое моё Я».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Постановка задачи.
  4. Объяснение понятий. Совместное рассуждение.
  5. Подведение итогов.

Ход классного часа

1. Напоминание сути беседы классного часа по теме «Что такое моё Я». Обсуждение детских эссе.

Высказывания из детских эссе:

«Я – человек, умеющий думать, чувствовать, любить и иметь своё мнение. Я отличаюсь от других, но в то же время, как и все живу один раз». «Я – человек, личность. Я – это мой внутренний голос, моя совесть, душа». «Я – человек». «Я – это моё имя, мои цели, их достижение. Я двигаюсь вперёд, исправляя ошибки прошлого». «Я – это мои мысли, чувства, самовыражение, выделение из серой массы». «Я – человек. Умею чувствовать, дружить, помогать». «Я представляю собой личность, которая имеет своё мнение, чувства, мысли». «Я человек, который может познавать горе, счастье». «Природу нашего «я» сложно понять. Это что-то таинственное, неизведанное»

Дети прочитывают свои высказывания самостоятельно (предварительно учитель подчёркивает, что прочесть).

Классный руководитель обращает внимание на утверждение, что каждый из учеников – личность, зачитывает значение личности по словарю:

Личность – совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое я. Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства.

После чего можно рассмотреть одно из таких произведений, например, стихотворение Осипа Мандельштама «Дано мне тело, что мне делать с ним».

Обсудить, что хотел сказать поэт данным сочинением.

2. Обсуждение домашнего задания (что такое чувства, какие, сколько).

3. Постановка задачи. Загадка.

«Чудный домик». К.Д. Ушинский.

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, – на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

– О ком или о чём эта загадка? Вставьте пропущенные слова:

Домик – это – – – –
Эконом – это – – – – – –
Зала – это – – – – – –
Ставенки – это – – – – –
Хозяйка – это – – – –

4. Объяснение понятий. Тема классного часа «Я – личность! У меня есть душа»

(Приложение 1), слайд 1.

ДУША́. Энциклопедический словарь. 1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства. 2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека. 3. В старину: крепостной крестьянин. 3. Разг. Дружеское фамильярное обращение.

Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, понимание того, что такое добро и что такое зло, творчество и мысль, у животных отсутствуют – слайд презентации 2.

– В чём выражается наша душа?

– Можно ли, глядя на человека, сказать какая у него душа в данный момент?

Работа с презентацией, слайды 3 – 7. В презентации фото поэтов. Глядя на фото, обсуждаем, что можно сказать о душе этого человека. Составляем психологический портрет. Читаем отрывки из стихов, обсуждаем.

– Значит, по произведениям можно понять состояние души человека в момент творения? А можно ли сказать о стоянии тела?

– Могут ли произведения менять состояние нашей души? Как это происходит? Работа с презентацией, слайды 8 – 12. На слайдах произведения искусства. Обсуждение.

Слайд 13. «Девочка в церкви». Ребёнок ничего не создал, она ещё мала. Но как красива её душа в этот момент. Почему?

5. Подведение итогов. Предложить учащимся «заглянуть внутрь себя».

«Есть ли у меня душа? Откуда я знаю об этом? Где живёт в человеке зло? Что такое добрая душа? Что такое злая душа?» – ответить на эти вопросы можно под классическую музыку письменно. Слайд 14.