Цель: познакомить учителей-дефектологов с одним из перспективных методов коррекционно-развивающего обучения детей ЗПР.
Задачи:
- Заинтересовать методом наглядного моделирования.
- Познакомить с приемами работы с детьми с ЗПР.
- Закрепить теоретические знания в практической деятельности.
Ожидаемый результат
Учителя-дефектологи дошкольных учреждений будут использовать метод наглядного моделирования и приемы работы с детьми ЗПР.
Материалы и оборудование: схемы предлогов: «НА», «В», «К», «ОТ», «ПОД», «ИЗ-ПОД»; тексты рассказов: «Поможем маме»; «Котенок», предметные картинки, сюжетные картинки, игрушки, магнитная доска, столы стулья.
Актуальность.
На сегодняшний день авторы коррекционной педагогики В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко выделяют метод наглядного моделирования, как одно из главных средств развития речи детей с ЗПР. Как отмечают авторы, наглядные модели и заместители развивают умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заменители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Решение этих задач влияет на качество речи, которое определяет готовность ребенка к школьному обучению, а от уровня развития речи зависит успеваемость будущего ученика.
Теоретическая часть.
Давайте рассмотрим с вами, что понимают под методом наглядного моделирования. В современной научно-педагогической литературе сказано, что наглядное моделирование – это применение наглядных моделей в процессе развития речи ребенка. Данный метод позволяет зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научится работать с ними. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ним. Из опыта работы с детьми с ЗПР мы знаем, что мыслительные задачи таких детей решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Значимость моделирования неоднократно подчеркивали известные психологи Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т.В. Егорова. По их мнению метод наглядного моделирования оказывает всесторонне воздействие на познавательное развитие и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. Что так важно для ребенка дошкольника.
Практическая часть.
Сегодня я попытаюсь раскрыть приемы работы с детьми ЗПР, в основе которых лежит метод наглядного моделирования.
Тема «Предлог ИЗ-ПОД».
Игры с предлогами
1. Вспомните и назовите предлоги (выставляются схемы, изученных предлоги).
Задача. Закрепление пройденных предлогов.
2. Составьте с ними предложения (пример: на столе лежит книга, в будке спит собака т.д.).
Задача. Отработка навыков составления предложений с пройденными предлогами.
3. Найдите игрушки, спрятанные в пространстве, с помощью предлога «под» составьте предложение.
Задача. Отработка навыка составления предложения с предлогом «под».
4. Объяснение схемы предлога «из-под» на примере игрового материала (когда предмет находится под чем-нибудь и движется оттуда появляется предлог «из-под»).
Задача. Знакомство с образованием предлога «ИЗ-ПОД».
Игровое упражнение «Диалогическая беседа» на примере рассказов: «Поможем маме»
Мама была в отпуске, отдыхала далеко от дома, а когда вернулась увидела в квартире много пыли. Поможем маме убраться в квартире. из-под чего выметаем пыль?
«Котенок»
Это котенок Тишка. Он большой шалун. Все лето Тишка жил на даче и залезал всюду в доме, на участке, даже убегал в лес. Используя предлог «из-под» скажите: откуда вылезал котенок Тишка?
Задача. Отработка навыка составления предложений с предлогом «ИЗ-ПОД».
Игра «Составь предложение» (составьте предложение по двум картинкам и по сюжетным картинкам используя предлог «из-под»).
Задача. Закрепление навыка составления предложений с предлогом «ИЗ-ПОД».
Мы сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что вы заинтересовались методом наглядного моделирования и те приемы, с которыми познакомились, будете применять в своей практике.
Использованная литература:
- Выготский Л.С.