Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» дает возможность учащимся освоить способы наблюдения, изменения и регистрации различных погодных явлений, а также познакомиться с простейшими приборами для наблюдения за температурой, осадками, облачностью и ветром.
Основные учебные цели
- Систематизация имеющихся у учащихся знаний, относящихся к понятию «погода».
- Описание погодных условий на обиходном языке и изучение 4-х составляющих погоды – температуры, осадков, облачности и силы ветра.
- Освоение навыков чтения показаний измерительных приборов и записи результатов.
- Положительные стороны данной лаборатории – очень хороший демонстрационный материал, подробные методические указания. Материал лёгок и удобен в работе, термометры имеют металлическую основу. Рисунок 1, рисунок 2.
Практическое применение лаборатории
Погода складывается из 4-х факторов:
- Температура
- Осадки
- Облачность
- Ветер
Можно сделать отдельный урок, на котором рассмотреть сразу все факторы, но целесообразнее использовать оборудование лаборатории пошагово, включая отдельные фрагменты наблюдения в соответствующий урок.
При знакомстве с небом в 1 классе, мы учим детей наблюдать за облаками, а затем с помощью условных знаков схематично изображать увиденное. Для этой работы имеются карточки с изображением солнца, облаков, а также карточки с количественным выражением облачности: ясно, слабая облачность, переменная облачность, сильная облачность, пасмурно. Для демонстрации карточек предусмотрена настенная доска с фетровым покрытием (две штуки). Хорошо, если перед работой с пособием дети находились на открытом воздухе и имели возможность наблюдать за солнцем и облаками в небе.
На данной части урока не обсуждаются различные типы облаков, а только проводится наблюдение за их количеством.
Далее мы знакомим детей с измерением температуры и термометром. В комплекте есть демонстрационный термометр, а так же 6 термометров от -25 до 50 градусов, их можно использовать для измерения температуры воздуха внутри и вне классной комнаты, а также в контейнерах, заполненных водой различной температуры. Рисунок 3
Поставив перед учащимися проблему научиться измерять температуру с помощью термометра и записывать её, мы делим детей на 6 групп (по количеству термометров) и даем каждой группе задание измерить температуру воздуха в разных точках класса, в коридоре за дверью, а также температуру теплой и холодной воды. Предварительно нужно познакомить детей с термометром, его назначением и устройством, принципом работы. А также необходимо провести инструктаж по технике безопасности при обращении с термометром. Выполнив практическую работу, учащиеся рассказывают о своих наблюдениях, а затем учатся записывать полученные результаты.
В комплекте есть термометр максимально-минимальный, он показывает температуру в данный момент, а также температуру максимальную и минимальную с момента очистки памяти устройства. Рисунок 4
Следующая составляющая погоды – осадки. Для ребят это важное погодное явление, которое является синонимом «погоды». В ходе беседы учащиеся называют различные типы осадков, которые они знают, и придумывают свои собственные обозначения для них. Для этого можно использовать чистые карточки и фломастер на водной основе, имеющиеся в комплекте. А затем сравнить их с международными условными знаками (даны в комплекте). Знаки, предложенные детьми, очень схожи с принятыми во всем мире, поэтому трудностей при переходе к официальным обозначениям у учащихся не возникает.
В качестве закрепления можно предложить детям изобразить с помощью условных знаков данный рассказ.
Я вышла из дома. На небе ни облачка. Ясно. Светит солнышко. Неожиданно набежали тучи. Они заслонили солнце. Небо почернело. Упали первые капли. Хлынул ливень как из ведра. Сверкнула молния. Ударил гром. Началась гроза. Я вернулась домой и переждала дождь. Рисунок 5
Важная составляющая погода – ветер. Мы определяем направление ветра и его силу. Чтобы определить направление ветра, учащиеся должны уже быть знакомы с компасом и сторонами горизонта.
Собираем флюгер (лучше установить его на треноге, имеющейся в комплекте). Сначала детям сообщаем, что ветер определяется по той стороне, откуда он дует. Проволочная дуга флюгера всегда показывает направление, откуда дует ветер, а флажок, соответственно, поворачивается в ту сторону, куда он дует, т.е. в противоположном направлении. Создаем искусственно ветер (например, с помощью фена) и фиксируем результат, используя карточки из комплекта.
Фен имеет значительное преимущество: можно точно выбрать направление, с которого дует ветер. Это поможет ребятам быстрее научиться обозначать полученные результаты.
Чтобы определить направление ветра на открытом участке, надо выбрать на территории школьного двора такое место, которое будет по возможности удалено от больших зданий и высоких кустов и деревьев, т.к. они могут отклонить направление ветра.
Так как результаты фиксируются на демонстрационной доске, необходимо сказать детям, что на всех географических картах север находится вверху. Прикрепляем на доску маленькую карточку с изображением компаса и указываем стрелкой направление ветра. Рисунок 6
Перед тем как познакомить ребят с анемометром, ставим проблему – как можно различить ветер разной силы? Выслушав предложения учащихся, показываем им прибор для измерения силы ветра – анемометр. Прибор собирается достаточно просто и быстро из деталей, входящих в состав комплекта.
Прибор имеет две шкалы – шкала скорости ветра, измеряем в км/ч, и шкала Бьюфорта, измеряем в баллах. Для первичного знакомства удобнее использовать шкалу скорости ветра в км/ч, она более доступна детям (связана с понятием скорости, со спидометром в машине, например). Под каждым делением шкалы подписано определённое значение скорости в км/ч. Фиксировать результат можно на чистых пластиковых карточках из комплекта.
Шкала Бьюфорта даёт нам значение силы ветра в баллах, от 0 до 11. Каждому баллу соответствует карточка с условным знаком, а также можно записать результат на пластиковой карточке.
Ребята впервые встречаются с таким прибором, как анемометр, поэтому необходимо рассказать о правилах использования прибора, а также о соблюдении техники безопасности.
Различную силу ветра создаём при помощи фена и учим ребят фиксировать результаты измерений. Рисунок 7, рисунок 8
В качестве итога работы можно предложить учащимся «прочитать» показанную на доске ситуацию. Рисунок 9