Внеклассное мероприятие по географии "Великий сын России"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Образовательные:

  • углубление знаний о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
  • знакомство с вкладом М.В. Ломоносова в развитие географии и смежных с нею наук;
  • накопление сведений об истории родного края и страны.

Воспитательные:

  • воспитание чувства патриотизма, уважения к истории страны, гордости за гениального земляка.
  • выработка усидчивости и внимания;
  • формирование навыков культуры поведения во время общественных мероприятий.

Развивающие:

  • развитие интереса к чтению, поиску новой информации;
  • формирование навыков подготовки и проведения устного выступления;
  • развитие речевых способностей.

Оборудование:

  • Портрет М.В. Ломоносова
  • Иллюстрации, рисунки;
  • Выставка литературы о М.В. Ломоносове;
  • Компьютерная презентация;
  • Цитаты М.В. Ломоносова:
… может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
…Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показывает География. [4]

Этапы проведения:

1.Подготовительный:

За месяц учащимся объявляют о проведении игры, знакомят с условиями и правилами игры, выбираются капитаны команд, подбирается литература о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, учащиеся знакомятся с биографией М.В. Ломоносова, значением его трудов, ролью М.В. Ломоносова в развитии российской науки.

2. Проведение игры. Игра проводится между двумя командами. Ведущий представляет жюри, в которое входят учителя и родители. Объясняются условия игры.

3. Подведение итогов. Определяется команда – победитель, а так же активные учащиеся, которые награждаются грамотами и подарками.

Приложение 1

Ход мероприятия

I. Вступление

Наша игра посвящена памяти великого сына России, нашего земляка – М.В. Ломоносова. Ломоносов оставил яркий след в истории, внёс вклад в развитие многих наук. В истории географической науки имя Михаила Васильевича Ломоносова и освоение русской Арктики связаны неразрывно. Сын помора, в детстве и юности он и сам плавал по северным морям, а потом, занимаясь химией, физикой, минералогией, многими другими науками, никогда не оставлял без внимания географию, называя ее дисциплиной, которая «всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает».

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сиянья озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.
(С. И. Стромилов. Ломоносов) [4]

II. Проведение игры

Игра проходит между двумя командами, команды приветствуют друг друга, а также членов жюри.

1 тур игры. Блеф-клуб. Страницы биографии М.В. Ломоносова.

Команде даётся высказывание, с которым она должна согласиться или не согласиться. Если команда отвечает верно, она получает 1 балл. За каждый правильный ответ в презентации – улыбающийся смайлик.

Команды по очереди отвечают на поставленные вопросы:

  1. М.В. Ломоносов родился в деревне Мишанинская Архангельской губернии (да)
  2. Рядом с деревней протекала река Пинега (нет, Северная Двина)
  3. Отца Михайло Ломоносова звали Василий Дорофеевич (да)
  4. Мать М.В. Ломоносова звали Елена Ивановна Сивкова (да)
  5. Отец Ломоносова был крестьянином – помором (да)
  6. Судно, на котором отец Ломоносова выходил в море, называлось “Стрелка» (нет, “Чайка”.
  7. Отец Ломоносова оснастил своё судно на голландский манер (да)
  8. Обучил Ломоносова грамоте дьячок Дмитриевской церкви С.Н.Сабельников (да) 
  9. “Вратами своей учёности” М.В. Ломоносов называл книги: «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого (да)
  10. В 19 лет Михайло ушёл в Москву с рыбным обозом (да)
  11. В Москве Ломоносов поступает учиться в Славяно – греко – латинскую академию (да) Об этом времени Ломоносов пишет: “имея 1 алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание больше, как на денежку квасу, на денежку хлеба, прочее шло на бумагу, перья, обувь и другие нужды”[4].
  12. В числе лучших двенадцати учащихся в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург для обучения в Академии (да)
  13. В 1736 году Ломоносов был отправлен в Германию для продолжения образования (да)
  14. После возвращения на Родину Ломоносову было присвоено звание профессора физического класса (нет – адъюнкта (стажёра) физического класса)
  15. Любимой наукой Ломоносова была физика (нет – химия)
  16. Именем Ломоносова назван кратер на невидимой стороне Луны (да)
  17. М.В. Ломоносов открыл атмосферу на Марсе (нет, на Венере)
  18. Под влиянием Ломоносова в 1755 году состоялось открытие Московского университета (да)
  19. Похоронен М.В. Ломоносов в Москве? (нет – в Петербурге, в Александро-Невской лавре, Лазаревское кладбище)

2 тур игры. Турнир знатоков.

Наш следующий конкурс проводится в виде блиц – турнира. За каждый правильный ответ участники игры получают 1 балл. Игра проходит по станциям: физическая география, геология, метеорология, картография, экономическая география, демография.

1 станция: Физико-географическая

М.В. Ломоносов внёс большой вклад в географическое изучение России. Он прекрасно понимал огромное значение развития географических знаний и представлений о территории своего государства. Возглавляя Географический департамент Академии наук, он постоянно поддерживал учёных, занятых изучением России. М.В. Ломоносов изучал строение земли и образование различных форм рельефа, океаны и моря, атмосферные явления. Был знатоком северных полярных стран.

  1. “Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток”. Какому научному плану Ломоносов посвятил эти строки? (экспедиции по открытию Северного морского пути из Европы в Восточную Азию)
  2. Какое значение придавал М.В. Ломоносов открытию Северного морского пути? (Открытие Северного морского пути должно было, по мнению Ломоносова, способствовать экономическому развитию России и освоению северного Зауралья)
  3. Продолжите фразу М.В. Ломоносова: « Могущество России прирастать будет …» (Сибирью)
  4. Каким образом связан с именем Ломоносова капитан – командор В. Я. Чичагов? (по предложению Ломоносова была организована экспедиция, начальником которой был назначен В.Я.Чичагов. Ломоносов принимал участие в подготовке экспедиции: обучал штурманов, заботился об усилении ледовой обшивки судов и оснащении экспедиции морскими навигационными приборами) [3].
  5. Что изобразил М.В. Ломоносов на рисунке? (схема образования вертикальных воздушных потоков в атмосфере)
  6. В чём сущность закона «большого дрейфа»? (движение льдов в Северном Ледовитом океане с востока на запад)
  7. Какие свойства морской воды изучал М.В. Ломоносов? (солёность, температуру замерзания)
  8. На какие явления, происходящие в гидросфере и связанные с притяжением Луны, обратил внимание М.В. Ломоносов? (приливно – отливные явления)
  9. Какое природное явление описывает М.В. Ломоносов?

«Но где же, Натура, твой закон?
С полночных стран встаёт заря.
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил».
(северное сияние)

2 станция: Геологическая

Взгляды М.В.Ломоносова в геологии значительно опередили его время. Так, он стал одним из первых, кто понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли. Ученый изучал строение земной коры, происхождение горных пород и полезных ископаемых, образование гор, причины перемещения суши и моря.

  1. Назовите работу М.В. Ломоносова, которая положила начало геологической науке в нашей стране (трактат «О слоях земных»)
  2. «Твёрдо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как иные находим, но великие происходили в нём перемены...». Какую идею проповедует М.В. Ломоносов? (идею о закономерной эволюции природы)
  3. Объясните с точки зрения М.В. Ломоносова образование каменного угля (ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков, покрытых впоследствии пластами горных пород)
  4. В чём видел М.В. Ломоносов причину происхождения руд? (причину происхождения руд он видел в деятельности подземных сил, в последствиях извержений вулканов)
  5. Вставьте пропущенное слово в название работы М.В. Ломоносова: «Слово о рождении …. от трясения земли») (металлов)
  6. О происхождении какой горной породы идёт речь? «… с течением времени произошёл», причём в его образовании главную роль играла вода. Вследствие движения воды «камни шатаются, переворачиваются и друг о друга трутся». При этом камни, по характерному выражению М.В.Ломоносова, «отъедают от себя взаимное множество мелких частей» (речь идёт о песке)
  7. Что такое янтарь и как он, по мнению М.В. Ломоносова, образовался? (янтарь – не что иное, как смола от погребённых древних растений)
  8. Как геологи увековечили имя Ломоносова? (именем М.В. Ломоносова назван минерал ломоносовит, найденный в 1965 году на Кольском полуострове.)

3 станция: Метеорологическая

Видное место принадлежит работам Ломоносова в истории научного познания атмосферы. В «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» он подробно остановился на различных метеорологических явлениях: движении ветров, внезапном наступлении морозов и оттепелей, испарении и осадках, – на различных условиях, при которых в воздухе создаётся электрическая сила.

  1. Частью какой естественной науки являлась в 17-18 веках метеорология? (частью физики)
  2. Каковы по мнению М.В. Ломоносова задачи метеорологии? (к середине XVIII столетия Ломоносов уже считал метеорологию самостоятельной наукой со своими задачами, из которых главной, по его мнению, было «предзнание погод». Он мечтал о том времени, когда с помощью барометров и других приборов можно будет повсеместно предсказывать погоду, «когда не будут зной ни дождь опасен в поле», а корабли будут «плавать по морю безбедно и спокойно»)
  3. Какой аппарат изобрёл Ломоносов для определения силы ветра? (анемометр
  4. Учёный имел собственную метеорологическую обсерваторию, где проводил наблюдения. Где она находилась? (в Усть – Рудице, где находилась его фабрика цветного стекла)
  5. Продолжите фразу: М.В. Ломоносов создал теорию атмосферного… (электричества)
  6. М.В. Ломоносов создал в Петербургской академии наук физическую и химическую лаборатории. Он переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Какие термины, используемые в метеорологии, ввёл Ломоносов? (термометр, атмосфера, барометр)
  7. Какие слои атмосферы изучал Ломоносов? (верхние слои атмосферы)
  8. О каком факторе, влияющем на погоду, можно найти сведения в сочинениях М.В.Ломоносова? (о циркуляции воздушных масс, о влиянии ветра на погоду; так, зимой морские ветры приносят оттепель, а со стороны суши – морозы)

4 станция: Картографическая

  1. Какой вклад внёс М.В. Ломоносов в развитие картографии? Какие работы были проведены в этой области? (под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе)
  2. Вставьте пропущенные слова: «Изучая опыт полярных путешественников, М.В. Ломоносов наносит на карту схемы……. ……..в Северном Ледовитом океане» (морских течений)
  3. Какая карта, составленная под руководством Ломоносова, была приложена к его труду «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Что было на ней изображено?
    (к сочинению была приложена карта всей Арктики, на ней были нанесены — в соответствии с географическими представлениями того времени, подчас ошибочными,— все известные арктические земли и острова) [2]
  4. Карта Арктики была циркумполярной. Что это значит? (выполненная в виде круга)
  5. Ломоносову довелось встретиться с несколькими купцами, организаторами промысловых экспедиций в Тихом океане. Им было известно, что русские «промышленники» плавали с Камчатки на Алеутские острова вместе с мореходом Степаном Глотовым . Участники экспедиции Глотова составили подробную карту тех мест с помощью местных жителей. Как островитяне «простым, однако весьма понятным образом» смогли показать путешественникам, как выглядит этот район? («начертив на ровном песке острова или назначив их камнями по расстоянию и положению: большие острова крупными, малые мелкими, круглые круглыми, неровные угловатыми...».)
  6. Какой подарок был преподнесён Петру I шлезвиггольштинским герцогом Фридрихом? В настоящее время находится в музее М.В. Ломоносова в Санкт – Петербурге. (глобус-гигант — диаметр его больше трех метров — можно рассматривать не только снаружи. Внутри глобуса установлен круглый стол, который опоясывают сиденья. Когда-то сюда могли одновременно войти «двенадцать персон», чтобы смотреть на вращающиеся вокруг них картины созвездий, нарисованные на внутренних стенках. Снаружи — очертания материков, морей, островов, внутри же — своеобразный планетарий, первый, как считают ученые, планетарий в России.
  7. Без сомнения, Михаил Васильевич Ломоносов хорошо знал географические контуры, нанесенные на его поверхность)
  8. Какой географический объект, названный именем Ломоносова, находится на карте Северного Ледовитого океана? (горный подводный хребет)
  9. Назовите населённые пункты Архангельской области, в которых установлены памятники Ломоносову. (с. Ломоносово, г. Архангельск, г. Северодвинск)

5 станция: Экономико-географическая

М.В. Ломоносов к существовавшему понятию физической географии ввел в науку понятие об экономической географии. Особенно много он сделал для развития географии в последние годы своей жизни, когда в 1758 возглавил Географический департамент Академии наук. В трудах Ломоносова заложено глубокое понимание задач экономической науки. Заслуга учёного состоит в том, что он сумел определить важнейшие экономические проблемы, решение которых способствовало бы дальнейшему развитию народного хозяйства России.

  1. С какой целью в 1739 г. Ломоносов отправляется во Фрайберг (Германия)? (для изучения металлургии и горного дела)
  2. Какова роль Ломоносова в металлургии? (М.В. Ломоносов является основоположником отечественной металлургии, им написаны книги по её основам. В своей химической лаборатории учёный исследовал пробы руд, минералов различных экспедиций)
     
  3. «С великим шумом огонь коренья древ палил;
    Тогда в глубокий дол лились ручьи из жил,
    Железо, и свинец, и серебро гонились,
    И с медью золото в пристойны рвы катилось».

    Как назывался трактат, строки из которого прозвучали? Вставьте пропущенные слова. «Первые основания…. или….» (металлургии, рудных дел)
  4. М.В. Ломоносов первым предложил способ извлечения металлов из руд. Что он предлагал использовать? (он первым предложил извлекать металлы из руд действием растворов химических реагентов)

6 станция: Демографическая

Вся деятельность М.В. Ломоносова была проникнута глубоким пониманием исторических судеб русского народа. Он намеревался написать большую работу, в которой хотел осветить ряд вопросов экономической политики, связанных с подъёмом производительных сил страны, «простирающихся к приращению общей пользы». Трактат Ломоносова о политике народонаселения является исключительно ценным и оригинальным произведением. Проблема увеличения населения была в то время весьма актуальна. Тяжёлые войны пагубно отразились на многих отраслях хозяйства, заметно снизили рост населения. Но в результате реформ Петра I началось быстрое развитие производительных сил, повысился спрос на рабочую силу. Ценность работы Ломоносова состоит не только в том, что он высказал идею о необходимости и полезности для России интенсивного роста населения, но, главное, что он указал основные препятствия в увеличении народонаселения [1].

  1. Как назывался трактат М.В. Ломоносова, посвящённый вопросам демографии? («О размножении и сохранении русского народа»)
  2. Назовите меры, предложенные Ломоносовым для преодоления большой смертности. (для преодоления большой смертности Ломоносов рекомендует составить общедоступный лечебник, «размножить лекарей и русские аптеки» и этим уничтожить суеверное лечение волшебством и чародейством. Особенно ярко в трактате изображено описание излишеств, которым русский народ предается в большие праздники)
  3. Какие причины уменьшения населения, по мнению М.В. Ломоносова, существуют? (причинами уменьшения народонаселения Ломоносов считает, во-первых, браки между лицами несоответствующих лет, а также насильственные; во-вторых, запрещение жениться более трех раз; в-третьих, насильственное пострижение в монахи вдовых молодых священников и дьяконов и вообще поступление в монашество молодых людей обоего пола)
  4. Какие пути увеличения населения России видит Ломоносов? (повышение рождаемости, сохранение родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство, искоренение драк, разбоев, возвращение множества беглых из-за границы, развитие медицины)

III. Заключение. Подведение итогов.

Прошло три столетия со времени, когда жил и работал великий русский учёный, но его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Деятельность Ломоносова была всегда целеустремлённо связана с наиболее важными потребностями страны, с её промышленным, культурным развитием, направлена на её процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.

Определяется команда – победитель, а так же активные учащиеся, которые награждаются грамотами и подарками.

Список использованных источников и литературы

  1. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский учёный.– М.: Педагогика, 1986.– 128 с., ил.– (Библиотечка Детской энциклопедии «Учёные – школьнику»).
  2. Куприн А.М. Слово о карте – М.: Недра, 1987.– 143 с., ил.– (Научно – популярная библиотека школьника).
  3. Лымарёв В.И. Отечественные исследователи прибрежных зон морей и океанов. Монография /Под редакцией Б.В. Ермолина. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2001. – 286 с.
  4. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / составитель Г.Е. Павлова, А.С. Орлов; Художник Б.А. Лавров.– М.: Современник, 1989.– 493 с.: ил. – (Открытия и судьбы. Летопись научно – технической мысли России в лицах и документах).
  5. Ресурсы Интернета. http://libozersh/ru