Компьютер: друг или враг?

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: профориентация


Чего бы ни достигал человек в виртуальном мире – все это исчезает, как только выключается компьютер. И только успехи, достигнутые в реальной жизни, останутся навсегда.

Компьютер: друг или враг?

В современном обществе всё более возрастающее значение приобретают телекоммуникационные и информационные технологии. Многие сферы жизни уже немыслимы без участия подобных систем, а в некоторых отраслях экономики и управления они уже играют определяющую роль. Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем, мы не должны фиксироваться только на положительных результатах развития компьютерных и информационных технологий. В частности, за последние 15 лет бурно развивалась индустрия компьютерных и он-лайн игр, в результате чего появился термин «компьютерная зависимость». Сам термин "компьютерная зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые, об этой зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал весьма очевиден и приобретает с каждым годом все больший и больший размах. Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для детей, которые используют компьютер для учебной деятельности и как средство развлечения.

Обратимся к данным: по итогам анкетирования среди учащихся 4-7 классов (в опросе участвовало 230 человек) мы может отметить, что у 100% учащихся имеется дома персональный компьютер, 35% опрошенных детей проводят за компьютером более 2-х часов в день; 23%– 2 часа; 22 – 1 час;19 % – 30 минут. И это при компьютерной норме для детей 7-12 лет– 30 минут в день, но не ежедневно. Для 12-14 летних подростков – 1 час в день. 59% опрошенных учащихся используют компьютер как средство развлечения (мультфильмы, кинофильмы) и общения в сети; 53% – играют в компьютерные игры; И только 36% детей используют компьютер в учебных целях.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность? Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет. Надо помнить, что на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше

Чем опасна компьютерная зависимость? Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером:

1. Общение с компьютером учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребенка при этом не развивается. Создается иллюзия общения.

2. Человек в Интернете просматривает, например электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации.

3. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты. Так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.

4. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована.

5. При длительной работе за компьютером может развиваться шейный остеохондроз , так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.

Цензурирование взрослыми компьютерных игр — вещь совершенно необходимая, причем не надейтесь, что за вас это кто-то сделает. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли толчок развитию слабых сторон личности? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения? Не даст ли какую-то опасную информацию? В игре не должно быть ни одного «минуса». Она должна: развивать, не содержать бранных слов и выражений, не формировать циничное отношение к происходящему, не содержать агрессивной информации, не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям, не учить противозаконным вещам, не искажать (уродовать) внешний облик человека.

От интернет-зависимости, зависимости от игромании можно избавиться, если переключить внимание подростка на что-либо другое. Для этого, в первую очередь, обратите внимание на образ жизни вашей семьи — достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, есть ли у вас свои интересы и разделяет ли он их, как часто вы собираетесь все вместе, чтобы выйти на природу, сходить в музей, покататься на велосипедах… Если такого нет, попробуйте начать прямо сейчас – поговорите с ребенком, дайте понять ему, что вам искренне интересны все его мысли и дела; предложите ему придумать какое-нибудь совместное мероприятие. Занятия спортом, путешествия и прогулки, общение с друзьями, интересы которых шире, чем жизнь онлайн – всё это способствует появлению новых жизненных целей и приоритетов у молодого человека. Главное, чтобы ваши с ним отношения носили не формальный, а искренний и доброжелательный характер, ведь часто дети с головой уходят в интернет именно из-за нехватки родительской любви и внимания.

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?

1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.).

2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка.

4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

5. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.

6. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.

7. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала – к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.

Список литературы:

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2002.
  2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб., 2001.
  3. Современный словарь по психологии.– Минск, 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://blogi.vitebsk.biz/mitka/640/
  2. http://sch1207.edusite.ru/p71aa1.html
  3. http://www.inter-job.ru/stat_zdorovje_igromania.htm