Обобщение и систематизация знаний по теме "Смеси. Способы разделения смесей". 7-й класс

Разделы: Химия

Класс: 7


Цели.

  • Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о смесях, их составе, способах разделения.
  • Развивающие: развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать (противопоставлять) природные объекты, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементы новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью.
  • Воспитательные: развитие научного мировоззрения школьников при усвоении ведущих мировоззренческих идей курса: единство и познаваемость материального мира; единство живой и неживой природы; формировать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу, воспитывать способность к сотрудничеству.

Тип урока: обобщающий урок

Вид урока: урок в игровой форме

Оборудование:

  • мультимедийная установка, презентация «Повторение и обобщение темы «Смеси веществ, их состав и способы разделения»;
  • на демонстрационном столе учителя образцы смесей: коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены), аптечные и пищевые растворы;
  • приборы для выполнения практического конкурса (см. Приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент.

Для проведения урока формируются равноценные по уровню обученности группы по 5-6 человек.

2. Учитель: Девиз нашего сегодня урока: «Просто знать- еще не все, знания надо уметь использовать» (И.В.Гете).

Учитель. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим сведения о смесях веществ, их составе и способах разделения. (Приложение 3, Слайд 1, 2). Наш урок я предлагаю провести в виде игры.

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в царство веществ и смесей. Нам предстоит трудный путь, с множеством препятствий, но интересный. Я уверена, что вы все успешно их преодолеете.

3. Препятствие «Разминка».

1) Что называется «чистым» веществом?
2) Что называется смесью?

(Слайды 3,4). Найдите правильный ответ. Аргументируйте.

3) Какие классификации смесей вам известны? (Слайд 5).
4) Какие смеси называются гомогенными (однородными)?
5) Какие смеси называются гетерогенными (неоднородными)?

4. Игра-препятствие «РУКИ ВВЕРХ». (Слайд 6).

Учитель показывает (Слайды 7-23), учащиеся внимательно следят. Если смесь гетерогенная (неоднородная), то ученики поднимают руки вверх, если смесь гомогенная (однородная), то руки лежат на парте.

5. Игра-препятствие «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». (Слайд 24).

Вам предстоит в строке:

1) определить к какому виду смесей (однородной или неоднородной) относится данная смесь;
2) исключить название смеси, которая отличается от двух других;
3) объяснить, в чем состоит отличие. (Слайд 25-27).

6. Учитель: Итак, мы повторили, что смеси классифицируют по трем признакам:

1) по размерам частиц, составляющих данную смесь: гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные)
2) по агрегатному состоянию: жидкие, твердые и газообразные
3) по происхождению: природные и бытовые. (Слайд 28).

Учитель: нам известно, что в лабораторной практике и в повседневной жизни приходится выделять из смесей веществ отдельные компоненты.

Вопрос: на каких свойствах веществ основано разделение смесей?

Ответ:

1) различиях в размерах частиц;
2) различиях в физических свойствах компонентов в смеси. (Слайд 29).

7. Остановка-конкурс «Теоретический». (Приложение 1).

Ученики выполняют в группах теоретическое задание (см. приложение), затем представители от каждой группы зачитывают вопросы и ответы на них. Если допущена неточность, другие учащиеся поправляют ответ.

8. Остановка-конкурс «Практический». (Приложение 2).

Перед тем как ученики перейдут к практическому конкурсу, они повторяют правила техники безопасности. Результаты выполнения практического задания каждой группой заслушивают все ученики.

Для закрепления выполняют задание, в котором отрабатываются знания по способу разделения смесей. (Слайд 30).

9. Конкурс «ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ». (Слайд 31).

Исключите способ разделения смесей, отличающийся от других. Укажите в чем состоит отличие. (Слайды 32,33).

10. Конкурс «РАСЧЕТНЫЙ». (Слайды 34, 35).

Учитель: Ребята, мы уже с вами знаем, что состав смесей можно выразить количественно. Давайте подтвердим это.

Задача 1.
Объемная доля метана в природном газе составляет 90%. Какой объем этой газовой смеси будет содержать 200 л метана? (Слайд 34).

Задача 2.
Найдите массу воды и лимонной кислоты, необходимых для приготовления 200г 10%-ного раствора. (Слайд 35).

11. Подведение итого урока.

Учитель. Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы все с успехом преодолели препятствия.

Учитель благодарит учеников за сотрудничество. На следующем уроке вам предстоит писать контрольную работу. Подумаем и ответим на следующие вопросы.

12. Рефлексия. (Слайд 36).

1. Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
2. Как вы считаете, каков ваш уровень усвоения данного учебного материала?

(а) Высокий; б) низкий; в) средний).

3. Какие вопросы вызывают затруднения.

13. Домашнее задание. (Слайд 37).

§§ 6-15. Учебник: О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. Введение в химию. Вещества. 7 класс (М.: Сиринъ према, 2011); стр. 75 № 2; стр. 79 № 3.

14. Загадка. (Слайд 38).

15. Учитель благодарит за урок. Выставляет отметки. (Слайд 39).