Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.
Задачи:
Обучающие:
- повторить части реки;
- учить различать водоёмы;
- познакомить с разнообразием водоёмов родного края;
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- способствовать развитию логического мышления, речи, воображения
- формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
- воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.
Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.
Универсальные учебные действия:
Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.
Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные:
- Общеучебные
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!
2. Активизация мыслительной деятельности.
Сегодня край наш будем изучать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Снова в работу включайся, дружок!
Новое всем предстоит узнавать.
Друзьям об этом потом рассказать.
А начинаем мы с разминки.
– Кругом вода, а с питьем беда? (Море.)
– Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото.)
– Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)Стоит корыто
Полно воды налито. (Озеро или пруд.)
Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник.)
– Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы.)
– Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой.)
– Какой водоем будет лишним в данной группе:
Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода.)
– Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем.)
– Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде.)
– Молодцы! И мы продолжаем путешествие.
3. Постановка цели.
– Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка.)
– Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются.)
(Приложение 1, Слайд 1)
4.
Новый материал.1) родник.
– Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2
– Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками.)
– У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью.)
– Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.
2) Река.
– Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток).
Игра «Ниточки».
Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.
-Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка.)
– Почему ее так назвали?
(Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)
– Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.
Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).
Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.
В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.
А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7
– Как называется место впадения реки в другой водоем?
(Место впадения называется устье.)
3). Физкультминутка.
«Речка волнуется…»
Речка волнуется раз,
Речка волнуется два,
Речка волнуется три,
Речная фигура
На месте замри.
4). Пруды.
– Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду.)
– И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные).
– Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды). Слайд 8
– Какие пруды нашего села знаете вы?
Игра «Угадай-ка»
– Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12
Историческая справка.
Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.
Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.
Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)
5) Тревога.
– Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13
– Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов.)
– В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.
Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14
– Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши.)
5. Закрепление.
Класс делится на две группы.
Общее задание для групп:
нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.
1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)
2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).
6. Итог урока.
– Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники.)
– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные.)
– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д.)
Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!
7. Домашнее задание.
Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».
8. Рефлексия.
Ученики получают нарисованную капельку воды.
Если было интересно – капелька улыбается.
Не было интересно, скучно – капелька грустит.