Сенсорное развитие детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании.
И. М. Сеченов

Введение

Великий русский ученый-педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений руки. Учеными экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Для развития психических процессов существует «свой» сенситивный период. И крайне важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса. Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития».

Основная часть

Руководствуясь этими убеждениями, необходимо работать над развитием восприятия и его свойств у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), цвета (основные цвета, белый, черный), вкуса, пространства в процессе практической и игровой деятельности.

Восприятие дошкольников носит предметный характер, дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, солнце круглое, лягушка зеленная, лимон кислый, мак красный. Действуя путем проб и примеривания, ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.

Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков. В процессе выполнения практических заданий у детей формируется понятие эталона – образца основных цветов, с которыми они начинают сопоставлять цвет окружающих предметов. Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии; вырабатывается понятие о том, что цвет – одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т. д.).

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Вкус распознается вкусовыми луковичками, в основном расположенными на языке, отчасти на мягком нёбе и задней стенке глотки. Действие растворов химических веществ на вкусовые рецепторы обусловливает формирование вкусовых сигналов, которые передаются в мозг, где анализируются и проявляются ощущениями вкуса. Благодаря этому осуществляется своеобразная оценка качества пищи, ее «желательность» для организма. Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Педагог должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления. Решение задач формирования пространственной ориентировки начинается с ориентировки ребенка в схеме собственного тела первоначально по вертикальной оси. Ориентируясь в пространстве, ребенок сначала усваивает дифференциацию отношений предметов и их частей по вертикали (на, над, под, вверху, внизу и т. д.). Умения пространственного анализа следует совершенствовать в процессе изобразительной деятельности. Рисование по инструкции педагога, содержащей словесные обозначения пространственных соотношений – необходимый вид деятельности для ребенка с интеллектуальной развитостью.

В данном комплексе занятий, игры и упражнения подобранны и апробированы по норме развития психических процессов и с учетом возраста детей.

Практическая часть

Комплекс развивающих игр и упражнений по сенсорному развитию детей разных групп ДО

Игра на восприятие цвета и формы «Назови цвет и фигуру» (младшая группа)

Цель игры: понятие слова «цвет» и «фигура», развитие внимания и памяти.

Ход игры: На демонстративном столике раскладываются картонные шаблоны, с вырезанными геометрическими фигурами. Дети должны правильно разложить геометрические фигуры путем зрительного примеривания по цвету. Виды шаблонов: красный квадрат, зеленый круг, желтый прямоугольник и синий треугольник (см. приложение).

Игра на развитие ориентировки в пространстве «Здравствуй мое тело» (младшая группа)
Цель игры: детей формирование у детей умения ориентироваться в схеме собственного тела.
Ход игры: Психолог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
Упражнение на восприятие цвета «Раскрась-ка одним цветом (монораскраски)» (средняя группа)

Цель упражнения: диагностировать на различие цветов, автоматизация основных цветов, развивать мелкую моторику руки.

Ход упражнения: Детям раздаются бланки – раскраски и 4 цветных карандаша (красный, желтый, зеленый и синий). Задание детям: необходимо выбрать правильный цвет и разукрасить предметы, которые нарисованы на бланке (см. приложение).

Упражнение на восприятие «Внимательно слушай и рисуй» (старшая группа)
Цель задания: умения у детей пространственного анализа в процессе изобразительной деятельности.

Ход задания: нарисовать по инструкции психолога словесные обозначения пространственных соотношений.

Инструкция для детей: Посередине листа нарисован домик, слева от домика растет ель, под елью растет гриб, на грибе сидит бабочка. Справой стороны у домика есть забор, на заборе сидит птица. Сверху над домиком с левой стороны светит солнышко, и справой стороны над домиком плывут облака (см. приложение).

Игра на восприятие особых свойств предметов на основе развития вкусовых качеств «Назови вкус продуктов» (подготовительная группа)

Цель игры: учится определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни, познакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса.

Ход игры: Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений – характеристик вкуса).

Например: лимон на вкус кислый, сочный, освежающий; батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий; конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад; чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

Заключение

Для современных и творческих педагогов направление данной статьи по развитию познавательных процессов покажется очень простым занятием, кто-то подумает, что изобретается «велосипед», давно изобретенный. Можно взять простое и доступное, додумать и переделать, была бы фантазия и желание. Хочется процитировать слова известного ученого Циолковского: Сначала мы «открываем» то, что знаем сами, затем мы «открываем» то, что знают все, и только потом мы «открываем» то, чего никто не знает».

Приложение 1

Список использованной литературы

  1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / – М.: Просвещение, 2009.
  2. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.