Интеллектуальная краеведческая игра о городе Серове для младших школьников "Серовские гонки"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: воспитание гражданственности (гражданской позиции) и патриотических чувств в учащихся 3-го класса по отношению к своему родному городу, к своим соотечественникам и своему родному краю.

Задачи.

  1. Выявить уровень знаний у учащихся по истории города Серова и  продемонстрировать их  в интеллектуальной игре “Серовские гонки”.
  2. Углубить знания и представления детей о родном городе.
  3. Вызвать чувство гордости у ребят за своих соотечественников.
  4. Поддержать познавательный интерес школьников к истории города, в котором мы живем.
  5. Закрепить у учащихся навыки сотрудничества, инициативности, взаимопонимания, при работе в команде.

План занятия.

  1. Организационная часть (2-3 минуты). Встреча гостей, “миксер” для участников игры, настрой ребят на положительные эмоции.
  2. Вводная часть (5-7 минут). Вступление, представление жюри, объяснение правил игры.
  3. Основная часть (30-35 минут). 6 заездов: “сканвордный”, “вычеркни лишнее слово”, “письмо”, “угадайка”, “отвечайка”, “да, нет”.
  4. Заключительная часть (5-7 минут). Карта настроения, награждение команд дипломами.

Оборудование.

  1. Жетоны трёх цветов, для деления учащихся на три команды.
  2. Самодельная карта города Серова (лист ватмана 62*87), по которой будут осуществляться заезды командами при прохождение каждого этапа.
  3. Карта настроения (лист ватмана 62*87) и смайлики из цветной бумаги.
  4. Свисток (для подачи и окончания заездов).
  5. Три машины из картона и три магнита (чтобы удерживать эти машины на карте).
  6. Компьютер и мультимедийный проектор.

Содержание

Оформление класса: на доске висит самодельная карта города Серова, рядом с ней висит карта настроения, около доски лежат смайлики настроения, клей. Около доски стоит парта со стульями для членов жюри, в центре класса стоят три парты со стульями для трёх команд, в конце класса стоят стульчики для гостей.

Организационная часть. Встреча гостей. “Миксер” - способ разбить класс на несколько команд. Учащиеся выбирают цветные жетоны, тем самым разбиваются на три команды (синие, жёлтые, красные). Настрой ребят на положительные эмоции.

Вводная часть.

Играет гимн России, к доске выходят 4 учащихся.

1. Он был настоящим героем,
Родным человеком – стране.
Мы прах замуруем в стене,
Но память о нём не зароем…

2. Чудесной, большой чистоты.
С ним сразу хотелось - на ты.
С ним пелось в особом ударе!

3. Был цвет его глаз несуров,
И небо московского мая
Синело, полёт принимая:
Летит Анатолий Серов!..

4. Подымемся в тучные тучи,
Поспорим с туманом крутизн
И впишем последнее слово,
Любимое слово Серова,
Увитое трауром: жизнь!

Это стихотворение Семён Кирсанов посвятил Анатолию Константиновичу Серову, нашему земляку, одному из лучших военных лётчиков-истребителей 30-х годов, чьё имя наш город носит уже более 70 лет.

И сегодня мы с вами вспомним историю нашего города, жизнь и подвиги Анатолия Константиновича Серова, пронесёмся над главными историческими объектами г.Серова, узнаем и что-то новое в интеллектуальной игре “Серовские гонки”.

Нашу сегодняшнюю игру будут оценивать следующее жюри (представление жюри).

Ну а теперь о правилах нашей игры:

  1. Главная цель нашей игры – набрать наибольшее количество баллов и посетить (объехать) наибольшее количество исторических объектов на карте г.Серова, которая висит перед вами (на доске), постараться прийти к финишу.
  2. В нашей игре участвует три команды: синие, жёлтые, красные, которые соревнуются между собой.
  3. Движение команды осуществляют по карте машинками, цвет машины соответствует цвету команды.
  4. Начало и конец заезда оповещается свистком.
  5. Всего будет 6 заездов, за каждый заезд будут начисляться баллы, которые мы будем переводить в метры, 1 балл = 100 метров, передвижение по карте на одну фишку.

Основная часть

1 заезд - сканвордный. Нужно вычеркнуть как можно больше исторических и современных объектов нашего города. За каждое правильно вычеркнутое слово начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 12. Время работы – 3 минуты.

П А М Я Т Н И К З
М Д С Т А Д И О А
У К Ш К О Л А Н В
З М М Е М О Р И О
Е В У П К Д К А Д
Й О К З А Л Ж Л М
Ф О Н Т А Н Х Р А

(Памятник, мемориал, стадион, школа, УПК, ДКЖ, ДКМ, музей, вокзал, храм, фонтан, завод).

2 заезд – вычеркни лишнее слово. Из предложенной цепочки слов необходимо вычеркнуть одно лишнее слово, которое нарушает смысл данной цепочки. За каждую правильно выполненную цепочку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 8. Время работы – 3 минуты.

А) Надеждинск – Краснотурьинск – Кабаковск - Серов (Краснотурьинск)

Б) Н.М.Половцова – И.Д.Кабаков – А.А.Ауэрбах – А.К.Серов (А.А.Ауэрбах)

В) Лев Дзюбинский – “Свет над тайгой” - “Три имени города” - Лермонтов (Лермонтов)

Г) Подручный сталевара – повар – Родриго Матео – А.К.Серов – лётчик-испытатель (повар)

Д) А.А. Ауэрбах – Ферросплавный завод – Надеждинский завод - Металлургический завод им. А.К.Серова (ферросплавный завод)

Е) Инженер России – Богословский горный округ – А.А. Ауэрбах – Южный Урал (Южный Урал)

Ж) Испания – Франция – Родриго Матэо – И-15 – Мадрид (Франция)

И) Герой Советского Союза – А.К.Серов – орден Ленина – орден Красного знамени - И.Д.Кабаков – п.Воронцовка (И.Д.Кабаков)

К) г.Серов – Урал – Западная Сибирь – Манси – р.Каква (Западная Сибирь)

Л) УПК – ДКМ – госпиталь – Великая отечественная война – Молокозавод (Молокозавод)

М) Металлургический завод им А.К.Серова - сталь - орден Ленина – феррохром – Орден трудового Красного знамени.

3 заезд – Письмо. Каждая команда получает письмо “О детстве и юности А.К.Серова”, в котором не хватает слов. Вам необходимо вставить недостающие слова. За каждое верно вставленное слово начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 20. Время работы – 5 минут.

Письмо “О детстве и юности А.К.Серова”

А.К.Серов родился в посёлке ______________(Воронцовка), недалеко от ___________(Краснотурьинска и Серова). В семье было ___________(5, много) детей. Семья была _________________(хорошей, рабочей, дружной, большой, счастливой). Отец работал ____________(горным мастером), мать была_______________(домохозяйкой). Заветной мечтой Анатолия было _______________(летать). Он занимался ______________________(спортом, гимнастикой, футболом), но больше всего любил ____________(кататься на лыжах, лыжи). В г.Серове Анатолий прожил всего _____________(несколько лет, недолго). Прежде чем А.К.Серов стал лётчиком, он работал на (где?) ____________(Надеждинском сталерельсовом заводе), (кем) _____________(подручным сталевара, металлургом). Он обладал (какими качествами)_____________ (смелостью, настойчивостью, отвагой, силой воли, выносливостью, храбростью, мужеством). Анатолий Константинович летал на (марка самолёта)__________________(И-15). В Испании А.К.Серова прозвали ________________(Родриго Матео, небесный капитан). Он погиб ____________________(не в бою, в авиакатастрофе, выполняя “слепой” манёвр”) с (кем?)___________(Полиной Осипенко). На том месте установлен ____________(памятник, обелиск). Он похоронен (где) ___________________(в Москве, на Красной площади, в кремлёвской стене). В нашем городе А.К. Серову установлены памятники и обелиски(где):_____________(около шк.№20, на ж/д вокзале, в ДКМ). В его честь названы ___________________(наш город, металлургический завод, Батайская военная школа лётчиков, техническое училище №54 в г.Серове, улицы в городах Архангельске, Екатеринбурге, Карпинске, Минске, проезд в Москве, теплоход). Анатолий Константинович стал ___________________(Уральской легендой, героем, вечной памятью) для своей страны.

4 заезд – Угадайка. Ребята, перед вами выдающиеся личности, которые внесли вклад в в развитие и становление нашего города. Ваша задача вспомнить их фамилии, имена и отчества и подписать под соответствующей фотографией. За правильно подписанную фотокарточку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. Время работы – 3 минуты.

< Рисунок 1> А.А. Ауэрбах; <Рисунок 2> А.К. Серов; <Рисунок 3> И.Д. Кабаков; <Рисунок 4> Н.Половцова; <Рисунок 5>В.Ф.Анисимов; <Рисунок 6> Лев Дзюбинский, <Рисунок 7> Константин Дзю; <Рисунок 8> Олеся Лафина.

5 заезд – Отвечайка. Каждая команда получает бланк с вопросами, на которые необходимо правильно ответить. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 11. Время работы – 4 минуты.

Бланк с вопросами.

  1. Как называлась раньше улица Победы в г.Серове?_________ (Вокзальная)
  2. Что размещалось в ДКМ и в здании УПК (Учебно-производственный комбинат) в г.Серове в годы Великой отечественной войны?______________ (Госпиталь).
  3. Театр имени кого работает в ДКМ г.Серова___________________ (Чехова)
  4. Скульптура кого находится в ДКМ? ___________________ (А.К.Серова).
  5. Около школы №20 г.Серова, напротив администрации, стоит памятник-бюст А.К.Серову. кто является автором этого памятника?____ (Крамской)
  6. Кто были по профессии А.К.Серов и В.Ф.Фуфачев? ___________ (Лётчики)
  7. Центральная улица г.Серова _________________(Ленина)
  8. Улица, названная в честь героя-лётчика? (Фуфачева)
  9. Какая улица ведёт к вокзалу? (Победы)
  10. Основатель г.Серова (А.А.Ауэрбах)
  11. Первое название г.Серова? (Надеждинск)
  12. Первое население г.Серова? (Манси)

6 заезд – “Да, нет”. Каждой команде необходимо правильно ответить на утверждения “да” или “нет”. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Время работы – 3 минуты.

  1. г.Серов находится в районе Уральских гор? (Да)
  2. Почётная профессия в нашем городе продавец? (Нет)
  3. На Металлургическом заводе им.А.К.серова выплавляют сталь? (Да)
  4. В нашем городе 3 основных (крупных) завода: ферросплавный, металлургический и механический? (Да)
  5. А.К.Серов похоронен в г.Серове? (Нет)
  6. А.К.Серов увлекался гимнастикой, футболом, лыжами? (Да)
  7. Автор книг “Свет над тайгой”, “Три имени города”, “Что в имени твоём” Лев Дзюбинский? (Да)
  8. Новый микрорайон г.Серова Восточный? (Да)
  9. А.К.Серов погиб в бою? (Нет)
  10. А.К.Серов родился в Серове? (Нет)

Заключительная часть

Уважаемые ребята, это был последний наш с вами заезд. Пока жюри подводит итоги интеллектуальной игры “Серовские гонки”, мы с вами наполним карту настроения смайликами. Перед вами три вида смайликов:

- весёлый, клеится, если данная игра вам очень понравилась, вам было очень интересно и вы узнали много нового

- серьёзный, клеится, если игра вам понравилась, но вы предпочли бы сыграть и в другую игру, более интересную

- грустный, клеится, если игра вам не понравилась и вам было неинтересно и скучно.

Ребята подходят к доске и заполняют карту настроения - приклеивают смайлики настроения. После чего слово предоставляется жюри, которое подводит итоги проведённой игры и награждает каждую команду дипломами 1, 2 и 3 степени.