Родительское собрание "Смотри. Наблюдай. Помогай"

Разделы: Работа с родителями


Категория участников: родители обучающихся 9-х классов.

Временные затраты: 25 минут.

Составитель: Диц Марина Владимировна, педагог-психолог.

Цели:

  • ознакомление родителей с психологическими особенностями возраста,
  • оказание информационной помощи в выборе дальнейшего образовательного маршрута подростков.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Когда пеленки и распашонки уже давно позади, ребенок с удовольствием ходит в школу и даже неплохо учится, многие родители расслабляются, считая, что самое страшное позади. Но это не так – впереди переходный возраст, период, который для большинства семей характеризуется как время волнений и эмоциональных потрясений. И хотя чадо становится непослушным и раздражительным, все же именно тогда происходит формирование личности подростка. Поэтому задача родителей – отнестись с пониманием к ребенку и сделать переходный процесс как можно менее болезненным.

2. Возрастные особенности девятиклассника.

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования, либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам, появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин – другими словами, учиться становится сложнее. Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить, так как в противном случае подростки могут уйти в свой внутренний мир, не реагировать на замечания, оставаться равнодушными к отрицательным отметкам, не пытаться “подтянуться” и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно.

Для того чтобы помочь подростку в выборе своей жизненной позиции, обратим внимание на возрастные особенности учащегося 9 класса.

1. Наиболее актуальной для подростков является потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков:

- первое противоречие – между исключительной концентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

- второе противоречие – между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта. Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей.

2. Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Дружба значит для него многое: она позволяет помериться силами (физическими и духовными) с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток, как в зеркало, смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей, педагогов приобретают для него первостепенное значение.

3. В восьмом – девятом  классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение такого рода тревожности вызвано так же и тем, что впереди у девятиклассников экзамены, отбор в десятый класс и, возможно, начало нового жизненного пути.

Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее же интересует девятиклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной.

4. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников.

3. Подросток и стресс.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное. Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия. 

Подростки близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности. 

Так как в подростковом возрасте огромное значение имеет общение со сверстниками, проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем.

Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности. 

А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Поскольку тинейджеры всё чувствуют по максимуму, им кажется, что они теряют единственную любовь в жизни, что сама жизнь утрачивает всякий смысл без возлюбленного или возлюбленной.

Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний может стать конфликт с учителем или с одноклассниками. 

Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику  повышенные требования со стороны школы. Ребёнок легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от объёмов домашнего задания. Малейшие затруднения в школе для сознательных подростков зачастую являются единственными причинами стресса. Усугубить ситуацию могут завышенные ожидания родителей.

Помимо семьи и школы, причиной стресса для подростка может стать моральная неготовность к физическому взрослению и изменению тела. Большинство девочек-тинейджеров сегодня изводят себя различными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им мерещится собственная полнота. Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, отсутствия популярности в школе и т.д. 

4. Симптомы подросткового стресса.

Стресс – опасное явление для подростка. А потому родители должны быть особенно внимательными к себе, чтобы предотвратить погружение  в стрессовое состояние и вовремя начать борьбу со стрессом. Однако чтобы начать бороться, надо сначала обнаружить стресс. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

Первым признаком стресса является отдаление от сверстников и близких людей. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир вас не понимает и не принимает. Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка.

Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Практически не спит, не ест или же наоборот активно “заедает своё горе” и целыми днями пребывает в сонном состоянии. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии.  Раздражают люди, выводят из себя любые мелочи. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

5. Борьба со стрессом. (Приложение 1)

Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на изменяющейся психике. Поэтому важными советами для детей являются: 

1) уменьшить влияние стрессовых ситуаций при помощи следующих методов: 

- регулярно питаться и заниматься спортом;

- избегать чрезмерного употребления кофеина, который может вызывать чувство беспокойства и взволнованности;

- развивать уверенность в себе, например, расскажите о своих чувствах в вежливо настойчивой форме: “Я сержусь, когда ты кричишь на меня. Прекрати, пожалуйста, кричать”;

- учитесь справляться со сложными задачами, например, разделите задание на несколько маленьких;

- избавьтесь от негативного настроя: замените негативные о себе мысли на альтернативные, нейтральные или позитивные: фразу “Моя жизнь никогда не наладится” замените “Хотя я и нахожусь в безнадежной ситуации, но если приложить усилия, все изменится на лучшее”;

- научитесь принимать позитивный результат работы, а не идеальный, перестаньте требовать совершенства от себя и других;

- сделайте перерыв: послушайте музыку, поговорите с друзьями, порисуйте, напишите что-то или просто поиграйте с домашним любимцем;

- формируйте круг друзей, которые могут помочь и подбодрить Вас (в положительном смысле данного выражения).

6. Куда пойти учиться.

Построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо “задумать” свое будущее (используя термины психологии – построить целостный замысел жизни), и важнейший шаг здесь – выбрать ту или иную форму завершения среднего образования. Большинству юношей и девушек трудно сделать этот выбор. Тем не менее, какое бы решение ни принял школьник, главное, чтобы это было его собственное, самостоятельное решение. Не секрет, что специальность, полученная по настоянию родственников, может не принести человеку успеха и радости, а высказывания бабушек и дедушек о том, что надо быть швеей-мотористкой или стоматологом, потому что это всегда “кусок хлеба”, вызывают у подростков в лучшем случае усмешку.

Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии.

Как правило, у выпускников девятых классов упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориентироваться в мире профессий. С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос, кем он хочет стать,  ребенок отвечает, что не знает, что ему все равно, или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.

7. Заключительная часть.

Советы родителям на каждый день

1. Говорить сыну или дочери: “Людям должно быть с тобою легко! Не бойтесь повторять это.

2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: “Ты всегда”, “Ты вообще”, "Вечно ты”. Вам ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.

4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: “А все-таки, как хорошо у нас дома”.

5. Внушаете ребенку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других!”.

6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) интересную книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.