Цели мероприятия.
1. Развитие логического мышления, интеллектуальных способностей, внимания учащихся, творческую активность.
2. Поддерживать интерес школьников к предмету.
3. Повторить и закрепить изученный материал.
Оборудование: карточки с заданиями.
Оформление: вывешиваются стенгазеты с занимательными рассказами об истории развития компьютерной техники; плакаты с высказываниями известных ученых и их портретами.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, друзья. Сегодня наша встреча – это праздник интеллекта. А интеллектуальная игра – это игра сообразительных, знающих и умных ребят. Участники интеллектуальной программы постараются приложить все силы своего интеллекта, смекалку, чтобы победить. На наш интеллектуальный турнир приглашены 2 команды: “Умники” и “Умницы”. Прошу поприветствовать их.
Команды выходят на сцену. Затем проводятся конкурсы. Каждый конкурс длится до тех пор, пока одна из команд не выполнит задание. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
Конкурсы оценивают жюри. В конце игры определяется команда-победитель, игроки которой награждаются ценными призами, игроки команды соперников награждаются поощрительными призами.
Конкурс “Приветствие”
Командам было дано домашнее задание: подготовить девиз команды, эмблему, приветствие соперникам.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Конкурс “Разминка”
Ведущий произносит слово, а игроки называют его синоним. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет руку.
- Компьютер - … (ЭВМ).
- Винчестер - … (жесткий магнитный диск).
- Системная плата - … (материнская плата).
- Дискета - … (гибкий магнитный диск).
- CD-ROM - … (лазерный диск).
- Адаптер - … (контроллер).
- Принтер - … (печатающее устройство).
- Листинг - … (распечатка).
- Плоттер - … (графопостроитель).
- Монитор - … (дисплей).
- RAM - … (ОЗУ – оперативное запоминающее устройство).
- Инсталляция - … (установка программного обеспечение (ПО).
- Пиктограмма - … (иконка).
- Ссылка - … (указатель).
- Флажок - … (переключатель).
- Клик, кликнуть - … (щелчок, щелкнуть).
- Конкатенация - … (сцепление, склейка символов).
- Бинарная - … (двоичная).
Конкурс “Слова с компьютерной начинкой”
Максимальное количество баллов за конкурс – 11.
Задание для первой команды. Отгадайте слова, в которых есть персональный компьютер (приложение).
- Положительный результат похода в магазин_____ПК______
- Зажим для бумаг_____ПК______
- Птица, бегающая по дну водоема_____ПК______
- Лодка с прочным широким корпусом_____ПК______
- Лоскут ткани для хозяйственных нужд_____ПК______
- Застежка и острая канцелярская принадлежность_____ПК______
- Канцелярская принадлежность для бумаг_____ПК______
- Мелкая частица деревяшки_____ПК______
- Головной убор с пузырьком_____ПК______
- Орудие труда огородника_____ПК______
- Головной убор _____ПК______
Ответы: покупка, скрепка, оляпка, шлюпка, тряпка, кнопка, папка, щепка, кепка, тяпка, кепка.
Задание для второй команды. Отгадайте слова, в которых есть операционная система ДОС.
- Документы по какому-либо делу, вопросыДОС________
- ПиломатериалДОС________
- Свободное времяДОС________
- Проход, возможность проникновенияДОС________
- Раздражение после неудачи, обидыДОС________
- Тяжеловесное снаряжениеДОС________
- Зажиточность, отсутствие нуждыДОС________
- Имущество, собственностьДОС________
- УспехДОС________
- Ценность денежного знакаДОС________
- Место, объект, заслуживающий особого вниманияДОС________
Ответы: досье, доска, досуг, доступ, досада, доспехи, достаток, достояние, достижение, достоинство, достопримечательность.
Пока команды готовят ответы на задания, учащиеся для зрителей показывают сценку.
Сценка
Ведущий. Я не сомневаюсь, что все, собравшиеся в этом зале, примерные ученики, которые любят информатику, всегда учат уроки.
(Обращается к залу.) Правда? Но на всех нас время от времени нападают приступы лени. И тогда нашим бедным учителям приходится выносить подобные сцены …
На сцену выбегают дети со стульями, ставят их в ряд, имитируя класс, и один стул для учительницы. Выходит учительница. Стучит указкой по стулу и начинает петь:
Про компьютера устройство
Расскажите мне сейчас,
И какие его свойства,
Я пришла послушать вас!
Дети прячутся за книжки и поют:
Тили-тили, Марь Иванна!
Трали-вали, Марь Иванна!
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам!
Парам-пам-пам!
Учительница удивленно смотрит в журнал, пожимает плечами и продолжает:
Про компьютера устройство
Расскажу я вам сейчас,
И какие его свойства,
Я прошу послушать вас!
Дети без сил падают на “парты” и поют:
Тили-тили, Марь Иванна!
Трали-вали, Марь Иванна!
Мы устали, Марь-Иванна!
Мы шевелимся едва ли!
Парам-пам-пам!
Парам-пам-пам!
Учительница делает хитрое лицо и подмигивает залу:
Чтоб здоровью не вредить,
Надо игры вам включить …
Дети вскакивают с мест, кричат “Ура!” и поют:
Тили-тили, Марь Иванна!
Трали-вали, Марь Иванна!
Поиграть-то нам по силам,
Мы откажемся едва ли!
Парам-пам-пам!
Парам-пам-пам!
Учительница (строго). Ага!!!
Дети (робко). Ага …
Все ходят.
Конкурс “Зарядка для ума”
Задание. Из каждой фразы надо получить одно слово. Максимальное количество баллов за конкурс – 5.
- “Мусор кур” - указатель позиции ввода на экране. (Курсор - курсор)
- “Танцевальное движение единицы объема и емкости” - инструмент графического редактора. (Па – литра - палитра)
- “Рос крупный красный цветок, дающий семена для бубликов” - серия команд, сгруппированных вместе для упрощения ежедневной работы, выполнять которые можно с помощью кнопки на панели инструментов, пункта меню или нажатия сочетания клавиш. (Мак – рос - макрос)
- “Один отличительный знак” - подготовка магнитного диска к работе. (Раз – метка – разметка или форматирование)
- “Звук [П] стеснялся” - клавиша на клавиатуре. (П – робел - пробел)
Конкурс “Компьютерные анаграммы”
Максимальное количество баллов за конкурс – 11.
Анаграммы для первой команды.
- Линия связи – НАКАЛ. (Канал)
- Наука о законах и формах мышления – ИГОЛКА. (Логика)
- Несколько проводов в оболочке – БАК+ЕЛЬ. (Кабель)
- Вид подпрограммы – ЦЕДРА+УПОР. (Процедура)
- Устройство связи – ФЕН+ТЕЛО. (Телефон)
- Часть дорожки магнитного диска – РОК+СЕК. (Сектор)
- Язык программирования – БЕЙ+КИС.(Бейсик)
- Порядковый номер байта оперативной памяти – САД+РЕ. (Адрес)
- Паутинный документ – ПИ+ГРЕК+ТЕСТ. (Гипертекст)
- Плод текстового редактора – ДОК+УМ+НЕТ. (Документ)
- Единица измерения информации – ЛАЙ+БОТИК. (Килобайт)
Анаграммы для второй команды.
- “Хорошее” значение логической переменной – СИ+ТИНА. (Истина)
- Поименованная группа байтов – АГАТ+КОЛ. (Каталог)
- Ударная единица клавиатуры – ИВА+ШЛАК. (Клавиша)
- Порция из нескольких секторов – ТРАК+ЛЕС. (Кластер)
- Приказ на машинном языке – ДАМА+КОН. (Команда)
- Действие с файлом – ПИКО+РОВ+ИЕНА. (Копирование)
- Текстовый редактор – КЛОК+СЕНИ. (Лексикон)
- Единица информации – ТАЙМ+БЕГА. (Мегабайт)
- Хранилище информации – ТОН+СИ+ЕЛЬ. (Носитель)
- Набор цветов для изображения – ТРИ+ЛАПА. (Палитра)
- Аргумент или результат процедуры – РЕПА+МАРТ. (Параметр)
Игра со зрителями “Беспорядок в мире двоичных чисел”
Я в кабинете информатики нашла карточки с двоичными числами. А сейчас я воспользуюсь этими карточками, чтобы проверить, как ребята могут ориентироваться в мире двоичных чисел.
Я прошу выйти на сцену по 2 человека от 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Участники выходят.
Ведущий. У меня в руках две стопки карточек, на которых написаны двоичные числа от 1 до 10. По команде “Начали” я разбросаю карточки по полу. Задача каждой команды – как можно быстрее собрать их и построится с карточками в руках в порядке возрастания чисел. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.
Задание понятно? Внимание! Начали!
Проводится конкурс. Подводится его итог.
Конкурс “Определи антипод”
Задание. Командам даются слова. Необходимо к каждому слову подыскать антипод – слово, противоположное по смыслу, назначению, свойствам. (Антиподы для конкурса записаны на доске).
Максимальное количество баллов за конкурс – 13.
Слова для первой команды. 1. Абсолютный адрес. 2. Адресант. 3. Антивирусная программа. 4. Ввод. 5. Возведение в степень. 6. Глобальная. 7. Долговременная память. 8. Жесткий магнитный диск. 9. Истина. 10. Мышь. 11. Минимальный. 12. Переменная. 13. Цифровой.
Слова для второй команды. 14. Портативный. 15. Begin. 16. Вставка. 17. Виртуальный. 18. Восстановление. 19. Фрагментация. 20. Модулятор. 21. Клиент. 22. Программист. 23. Пиратский. 24. Автоматический. 25. Черно-белый. 26. Шифратор.
Антиподы: а. Дискета. б. Цветной. в. Аналоговый. г. Пользователь. д. Дефрагментация. е. Реальный. ж. Вывод. з. Локальная. и. Сервер. к. End. л. Адресат. м. Дешифратор. н. Настольный. о. Оперативная память. п. Ручной. р. Демодулятор. с. Компьютерный вирус. т. Клавиатура, трекбол. у. Удаление. ф. Извлечение корня. х. Ложь. ц. Лицензионный. ч. Константа. ш. Замена. щ. Относительный адрес. э. Максимальный.
Ответы: 1 – щ, 2-л, 3-с, 4-ж, 5-ф, 6-з, 7-о, 8-а, 9-х, 10-т, 11-э, 12-ч, 13-в, 14-н, 15-к, 16-ш, 17-е, 18-у, 19-д, 20-р, 21-и, 22-г, 23-ц, 24-п, 25-б, 26-м.
Ведущий: Пока жюри подводят итоги нашей игры, мы проведем игру со зрителями, которая называется “Конкурс эрудитов”.
Конкурс эрудитов
Ведущий: Для участия в конкурсе я приглашаю по 2 человека от 5, 6, 7, 8, 9 классов.
Участники выходят на сцену.
Ведущий: Вы видите на нашей сцене 5 связок шариков. В каждом шарике лежит по две записки. На одной записке вопрос, а на другой – ответ. Но беда в том, что тот, кто надувал эти шарики, плохо знает информатику, и он перепутал все ответы. Участники конкурса должны достать из шариков и найти к каждому вопросу правильный ответ. Выигрывают те, кто ответил на вопрос правильно и в то же время быстрее всех.
Возле каждой связки шариков должен быть указан класс (5, 6, 7, 8, 9). Вопросы подобраны для каждого класса свои.
Все кладут свои записки на стулья.
Ведущий зачитывает вопросы и ответы, а зал говорит, верно или нет. Затем ведущий объявляет, кто выиграл.