Цель: продолжать знакомить детей с народным творчеством.
Задачи:
- Познакомить детей с народной куклой «Скоморох».
- Вызывать эмоциональный отклик на встречу с персонажем народного гулянья.
- Воспитывать интерес к народному творчеству.
Словарная работа: скоморох, лапти, балалайка.
Предварительная работа: беседы о зимующих и перелетных птицах, рассматривание иллюстраций птиц, беседы о приметах зимы и зимних забавах.
Материалы и оборудование: народная кукла «Скоморох», шапка скомороха с бубенцами для воспитателя, детали снеговика, коробочка с блестящими камушками, набор картинок «Зимующие птицы», мягкая игрушка «Ворона», магнитофонная запись «Камаринская» и голос вороны, угощение для ребят.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
– Здравствуйте, ребята! У вас много игрушек.
Какими игрушками вы любите играть?
– Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно
послушайте и скажите, о какой игрушке в нем
говорится?
Очень хочет кукла Ляля,
Чтоб ей дети мамой стали
И с собою клали спать
В настоящую кровать.
– О какой игрушке говорится в стихотворении?
– Ребята, я принесла вам куклу, которую вы
никогда не видели. Садитесь на стульчики, я
сейчас вас с ней познакомлю.
(Из коробки воспитатель достает куклу «Скоморох».)
II. Основная часть
1. Рассматривание куклы
– Вот моя кукла! Это – скоморох. Давайте вместе
повторим. Кто может сам повторить?
– Скоморох очень веселый. У него нарядная ярка
рубашка, сшита из разных кусочков ткани. Широкие
штаны. А на ногах что? На ногах лапти. Давайте
вместе повторим …. (лапти) Такую обувь носили
люди очень-очень давно, в старину, не было тогда
еще ни сапог, ни ботинок. На голове необычная
шапка с бубенчиками. Пляшет скоморох, бубенчики
звенят, ему помогают.
– Как же называется моя кукла? Это кукольный
скоморох, игрушечный. Но бывают и настоящие.
Скоморохи – это люди. Они по праздникам
наряжаются в такую красивую одежду и выходят на
улицу веселить народ. Скоморохи поют песни,
читают забавные стихи, разыгрывают кукольные
представления, играют на музыкальных
инструментах. Шутить, веселить, играть,
развлекать – это все для скомороха.
– Посмотрите, что у него в руках? Это – балалайка
– музыкальный инструмент. Давайте вместе
повторим. (балалайка)
2. Слушание аудиозаписи «Камаринская»
– Возьмешь балалайку в руки и не узнаешь
скуки.
– Послушайте, как балалайка звучит.
3. Игра «Зимние забавы»
– Вот так задорно и весело звучит у скоморохов
балалайка, зовет людей на гулянье. И мы сейчас с
вами туда отправимся.
– Ох-ты, батюшки, самоварушки, блинчики да
прянички, скомороха оживить надо, чтобы он из
кукольного в настоящего превратился. Ну-ка
скоморох полезай в коробку.
Раз, два, три, коробочка, помоги.
– Ой, ребята, вот шапка не простая, с
бубенчиками и поясок.
– Вот и я – веселый скоморох! (воспитатель
надел шапку и поясок на себя)
– Гулянье на улице идет, и нас зовет.
– Пойдем со мной веселиться! (звучит народная
музыка)
Белым снегом замело.
Все дороги занесло,
Все дороги, все пути,
Не проехать, не пройти.
– Посмотрите сколько снега кругом. В какие игры
можно зимой поиграть, чем позабавиться? (снежки,
на санках покататься, на лыжах, построить
крепость…)
– Поиграем в снежки. Какие вы меткие.
– А теперь кто дальше бросит снежок.
– За руки беритесь в саночки садитесь.
– Любишь кататься, люби и саночки возить.
– Палки в руки возьмем и на лыжах мы пойдем.
4. Игра «Собери снеговика»
– Отгадайте мою загадку.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился ... (Снеговик)
– Давайте и мы сделаем снеговика.
(Найдите самый большой круг, прикрепите к доске, а теперь круг поменьше, нужно сделать голову. А ручки из веточек. Что еще осталось?)
5. Игра «Карусель»
– Какой симпатичный получился снеговик! За это
я вас покатаю на карусели. Возьмите в руки по
ленточке. Сильно не тяните, а то карусель
поломается.
Всем удобно? Покатились!
Еле-еле, еле-еле, раскрутили карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два.
Вот и кончилась игра.
6. Игра «рифмочки»
Здорово мы покатались, отдохнем, садитесь.
Давайте вместе забавные стихи сочинять.
Я начну, вы продолжайте.
Любят малые ребятки
Всем загадывать… (загадки)
Испугав синичек стайку,
Проскакал ушастый … (зайка)Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису)Шла корова и мычала,
Шла собака и … (рычала)Шустро зёрнышки клюёт,
Маленькая птичка
Желтогрудая ... (синичка)Протяните-ка ладошки.
Я в ладошки дам вам крошки.
Синички прилетели,
Все крошечки съели.
– Мы и поиграли, и птиц покормили. Птичкам зимой и холодно, и голодно. А мы о них позаботились.
7. Игра «Собери бусы»
(Звучит карканье вороны.)
– Вы слышите? Кто так кричит? (Скоморох
подходит к коробке, прислушивается, достает
ворону)
– Как ворона ко мне в коробку попала?
– Эх, что-то не веселая она сегодня, что
случилось? (Ворона скомороху шепчет на ухо о
своей беде)
– По городу летала, коробочку с блестящими
камешками потеряла.
– Ребята, наверное, это та коробочка, которую я
возле детского сада нашла и вам принесла. Где же
она? (Дети приносят коробочку).
– Точно ее. Радуется. Давайте поможем вороне
собрать ее украшение. (Скоморох показывает, как
надо закрепить камешки на украшение. Одевают на
ворону ее украшение)
– Вы, ребята, добрые. Вороне помогли. Спасибо вам
большое! Полетела ворона показывать свое
украшение птицам. Посмотрим и мы, с какими птицам
ворона повстречалась.
8. Рассматривание картинок «Зимующие птицы»
(Воспитатель выкладывает по одной картинке, дети называют птицу.)
– Все эти птицы остались с нами зимовать. Как их
называют?
– Представьте, что вы маленькие птички. Где ваши
крылышки?
Ветер подул, птичек спугнул.
Птички взлетели, за мной полетели.
На стульчики сели.
– Молодцы! Но пришла пора превращаться из настоящего Скомороха в игрушечного.
Раз, два, три,
Коробочка помоги.
(Воспитатель снимает кушак, шапку. Кладет в коробку. Достает куклу.)
III. Заключительная часть
– Вот с какой куклой вы сегодня познакомились.
Как она называется? Он какой? На чем играет
скоморох? Во что обут скоморох?
– Вы многое знаете, многое умеете. Мне очень у вас
понравилось. В моей чудо коробочке есть для вас
угощение. Думаю, вы поделитесь со всеми ребятами.
Пришло время возвращаться в группу.