Цели: обобщить и закрепить знания о радиоактивных свойствах отдельных атомов и типов ядерных превращений, о единицах радиоактивности и дозы излучения, воздействии излучений радиоактивных атомов на окружающую среду и на организм человека; обратить внимание учащихся на те вопросы, которые ими были недостаточно поняты.
Задачи:
- Образовательная
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке: групповая работа в форме игры КВН, затем следует индивидуальная самостоятельная работа.
Методы, которые используются на уроке: игровые технологии, метод самостоятельной работы с тестовыми заданиями с целью закрепления и применения знаний и умений, с последующей самооценкой выполненной работы.
Педагогические приёмы, которые используются на уроке: применение ИКТ. Умение оценивать и дополнять ответы товарищей. Проводить самооценку выполненной работы.
Средства обучения:
- Конспект по теме “Основы радиохимии и радиоэкологии”.
- Таблица “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”.
- Таблица “Распад урана -238”.
- Таблица “Схемы α – и β – переходов при радиоактивных превращениях атомов”.
- Таблица “Важнейшие природные и техногенные радионуклиды”.
- Компьютер, проектор.
- Презентация по теме “Основы радиохимии и радиоэкологии”.
План урока.
- Актуализация знаний учащихся.
- Формирование команд из учеников 9 класса для игры КВН.
- Разъяснение правил конкурса.
- Представление жюри.
- Основная часть. Групповая работа в форме игры КВН.
- Определение победителя.
- Выполнение самостоятельной работы по вариантам.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Наш урок я хотел бы начать словами пословицы “Повторение – мать учения”.
Объявляю тему и цели урока. Записываю тему урока на доске.
II. Актуализация знаний учащихся.
Для актуализации знаний учащиеся просматривают слайды по теме урока “Основы радиохимии и радиоэкологии” на проекторе, с пояснениями учителя. Учитель обращает внимание учеников на, те разделы темы, которые ими были недостаточно поняты, отвечает на вопросы учеников.
III. Групповая работа в форме игры КВН.
Обобщение знаний и умений учащихся по теме проводим в виде соревнования двух команд. Класс разбивается по рядам на две команды. Каждая команда выбирает капитана. Игра состоит из трёх конкурсов: “Разминка”, “Конкурс капитанов” и “Ты – мне, я – тебе”. Во время игры команды отвечают на вопросы по очереди.
1 конкурс “Разминка”. Каждой команде учитель по очереди задаёт вопросы (Приложение 1). Команда обсуждает вопрос и один из членов команды отвечает. Ученики другой команды внимательно слушают ответ. В случае необходимости дополняют ответ или дают правильный ответ на заданный вопрос. Этот конкурс оценивается так: правильный ответ – в 5 баллов “зелёный жетон”, неполный ответ и правильное дополнение к ответу 3 балла “жёлтый жетон”. Если ответ неправильный, ученик и команда получают 0 баллов и “красный” жетон”.
2 конкурс “Конкурс капитанов”. Капитанов приглашаем к доске, и каждый из них получает конверт с заданиями. В конверте два задания: 1 – написать уравнение ядерной реакции распада данного радионуклида; 2 – вычислить долю распавшегося радионуклида в течение определённого времени, зная его период полураспада (Приложение 2.) Ответы на первое и второе задание капитаны записывают на доске.
3 конкурс “Ты – мне, я – тебе”. В то время, пока капитаны выполняют задания, между командами проводится конкурс “Ты – мне, я – тебе”. Команды задают друг другу свои вопросы (подготовленные дома), всего по 3 вопроса. Этот конкурс оценивается так: правильный ответ на вопрос – 3 балла.
После этого конкурса слушаем ответы капитанов.
Конкурс капитанов оценивается так: правильно выполненное задание – 5 баллов “зелёный жетон”, неверно выполненное задание – 0 баллов “красный жетон”. Всего – 10 баллов.
После окончания игры подводим итоги. Подсчитываем количество жетонов и баллов индивидуально у каждого ученика команды и у команд в целом. Сообщаю общий счёт игры. Награждение победителей и особо отличившихся учащихся.
IV. Закрепление материала.
Индивидуальная работа. Выполнение самостоятельной работы по вариантам с последующей самооценкой выполненной работы.
Описание самостоятельной работы для учащихся по теме “Основы радиохимии и радиоэкологии”. Проверочная работа даётся в форме тестов в двух вариантах (Приложение 3 и 4). Каждый вариант состоит из 13 заданий, охватывающих темы радиохимии и радиоэкологии. Работу ученики выполняют на отдельных листах без исправлений (Приложение 5). Затем проверяют свои ответы по таблице “Ответы на тестовые задания”, находящейся на табло. Исправляют допущенные ошибки и считают количество правильных ответов. Сами себе выставляют оценку за выполненную самостоятельную работу.
Критерии оценки:
12–11 правильных ответов – оценка 5;
10–9 правильных ответов – оценка 4;
8–7 правильных ответов – оценка 3;
6 правильных ответов – оценка 2.
Ученики сдают листы с выполненной самостоятельной работой и выставленной себе оценкой.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы обобщили знания и умения по теме “Основы радиохимии и радиоэкологии”. Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу. И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас ответить на несколько вопросов.
- Какое ваше настроение?
- Ваше отношение к уроку?
На столе у каждого лежит три смайлика с разным настроением, требуется выбрать и продемонстрировать.
Урок окончен. Всем спасибо!
Приложение 1,
Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4,
Приложение 5, Приложение 6,
Приложение 7, Приложение 8
(Презентация)