Развитие Киевской Руси подготовило почву, для того чтобы, в конце 10 века князь и правящая верхушка решили в качестве государственной религии принять христианство. Крещение сыграло большую роль в формировании древнерусской культуры. В основе нового учения лежали понятия о мире, которые решительно отличались от воззрений древних славян. Теперь уже не обожествлялись силы природы. Божество представлялось как нравственная, духовная сила; на него переносились некоторые представления о человеке.
Летопись говорит о греческом проповеднике, который показал князю Владимиру “запону” (икону) с изображением “страшного суда”, праведников, идущих в рай, и грешников, идущих в ад. Икона произвела на Владимира такое сильное впечатление, что он выразил желание быть вместе с теми, кому предстояло “вечное блаженство”. В этом рассказе выявляется значение назидательной картины: живописный образ убедил князя больше, чем слова проповедника. О роли искусства говорит и другой легендарный рассказ летописи о поездке посланников князя в разные страны для знакомства с верой и обрядами различных народов. В Камской Болгарии русским послам не по душе пришлось то, что “нет веселя у них, но печаль и смрад великий”. У немцев видели службу, но “не видали никакой красоты”. В Византии в храме Св. Софии их так очаровал церковный обряд, что они не знали, где они – на небе или на земле. “Мы убо не можем забыти красоты тоя”, - заявили послы князю, склоняя его принять крещение от греков.
Крещение Руси имело огромное значение для судеб русской культуры. С принятием христианства распространилась письменность, быстро развивалось просвещение. И в Новгороде, и в Киеве монахи начали вести погодные записи о событиях общегосударственного значения, так называемые летописи. С принятием христианства восстановились связи русской культуры с традициями античности. Князь Владимир привез в Киев бронзовую четверку коней и две статуи, и эти памятники украсили главную площадь столицы.
В 11веке происходит знакомство русских людей с греческой литературой. “Изборник Святослава” 1073г. заключает в себе краткое изложение основ классической поэтики и риторики, философских понятий о сущности поэтических троп. В дальнейшем образованные русские люди приобрели некоторые сведения о классиках древности, в частности о Гомере.
С принятием христианства киевский князь приобретал ореол богоизбранности. В 10 в. Святослав в холщовой рубахе, с чубом на голове и серьгой в ухе удивлял византийцев простой своего общения с дружиной. Его ближайшим потомкам уже не знакома подобная простота. Сын Святослава Владимир после крещения женился на дочери византийского императора. Этим союзом с византийским самодержцем, почитавшимся главой, как государства, так и церкви, киевский князь поднимал свой авторитет. Отныне он почитался не только как властитель своих подданных на земле, но и как их защитник на небе.
Население на протяжении долгого времени оказывало сопротивление крещению и в Новгороде, и в северных землях. Народ силой, “аки стада”, по выражению летописца, приходилось загонять в реку для крещения. В заботе о том, чтобы новая религия стала доступна людям, оказывала на них наибольшее воздействие, созидатели нового искусства не только строили церкви на месте языческих капищ, но восприняли некоторые элементы народной религии природы. Святым стали приписывать роль старых богов, молитвы стали похожи на заговоры, иконы – на идолов.
Класс 10
Продолжительность учебного занятия: 1 урок 45 минут
Тип учебного занятия: Комбинированный урок: повторения пройденного и изучения нового метериала.
Цели (образовательная, развивающая и воспитательная) и задачи учебного занятия:
1. Дать общие представления об особенностях культуры Киевской Руси. Рассмотреть основные этапы развития худ. культуры Древней Руси. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор – летописец и его “Повесть временных лет”. Возвеличивание духовных подвигов, жанр бытия.
Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменитое пение – хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста.
2. Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления; овладение умением анализировать произведение искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. Расширение кругозора учащихся; развитие умственных способностей (анализа и синтеза); эстетическое развитие; создание единой картины мира; раскрытие связи между самовосприятием личности и ее отражением в искусстве; построение межпредметных связей (МХК, литература, история).
3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре и их характерных особенностях.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютер, экран, мультимедийный проектор. Диск “Мировая художественная культура 10-11 классы” ЗАО “Инфостудия Экон”, диск “Культурология” ЗАО “Новый диск”, диск “МХК от зарождения до XVII века” Издательский дом “Питер”.
Дидактические материалы к учебному занятию: Презентация на основе ЦОР “ Культура Киевской Руси”;
Литературный текст “Принятие христианства”.
Ход учебного занятия
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||||||
Знания | Умения | ||||||||||||
1. Организационный момент | 2-3 минуты | Подготовка учащихся к работе | организация внимания и внутренней готовности | умение организовываться | словесный | фронтальный | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1.Приветствие 2.Выявление отсутствующих 3.Проверка готовности к уроку 4.Изложение темы урока – художественная культура Киевской Руси. 5.Сообщение целей урока. |
1.Подготовка к работе. 2.Приветствие учителя. 3.Прослушивание инструктажа. |
||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||||||
Знания | Умения | ||||||||||||
2. Повторение пройденного материала | 3 минуты | Актуализация и проверка знаний учащихся. | Знать основные этапы развития мировой истории, в частности истории Средневековья, Древней Руси. Знать особенности развития Киевской Руси. | Иметь навык работы с различными источниками информации. | Фронтальная беседа. | Фронтальная работа с классом. | Слайд-фильм на цифровых
носителях. Слайд №3 |
||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1.Актуализация знаний
учащихся Мы продолжаем изучать искусство Древней Руси. Но прежде чем мы начнем новую тему, давайте вспомним материал, изученный на прошлых уроках. Назовите особенности древнерусской культуры. Перечислите славянские племена. Назовите основных богов древних славян. Что такое “капище”? Какие князья правили древней Русью? |
1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя устно. | ||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||||||
Знания | Умения | ||||||||||||
3. Знакомство с новым материалом | 25 минут | Знакомство с особенностями культуры Киевской Руси. Рассмотреть основные этапы развития худ. культуры Древней Руси. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменитое пение – хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста. | Знакомство с материалом с демонстрационного экрана, выборка интересной информации. | Анализировать полученную информацию, сравнивать пройденный материал с новым материалом. Работа с репродуктивным материалом. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивная беседа (трансляция). | Коллективная, индивидуальная, самостоятельная и исследовательская. | слайд-фильм на цифровых
носителях. Использование аудиторной
демонстрационной техники на основе ПК. Слайды № 4, 6-28 |
||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Через проектор с
монитора ПК проводится демонстрация
подобранного материала по теме урока “Культура
Киевской Руси”. Материал: Культура Киевской Руси 10-11 вв. На рубеже 10-11вв. древнерусское государство достигает экономического и политического расцвета, чему содействовало развитие городов. Киев находился в центре торговых путей, которые связывали Русь со скандинавскими странами, с Германией, с Хорезом, с Царьградом. Из Киева вывозили меха, мед, воск и металлические изделия. Основой процветания городов были ремесла и торговля. В Киеве были высоко развиты кузнечное дело, производство оружия, ювелирное мастерство, гончарное и кожевенное производство. Киевские металлические изделия из серебра с филигранью и чернью имели распространение за рубежом. Росту хозяйственной жизни содействовал обмен между городами и селами. Роскошь все больше входит в жизнь и быт киевской знати 11в. Под властью князя Владимира и сына его Ярослава сосредоточены были обширные земли. Успешные походы показали могущество русского воинства. Укреплению международного положения содействовало и то, что русские князья роднились с королевскими домами и выдавали своих дочерей за иностранных государей. Единство стиля в искусстве Киевской Руси Все киевское искусство 11в. отличается цельностью, единством своего стиля. Это относится к зданиям этого времени, украшающей их мозаике и стенописи, ювелирным изделиям и миниатюрам. Новым было проявление церковной архитектуры: монументальной, каменной, точнее кирпичной, подобной которой славяне не знали до конца 10века. В этой области больше всего сказались технические успехи. Чередование тонкого красного кирпича с широким розовым слоем извести - цемянки не только содействовало большой крепости построек, но придавало им особую нарядность. Новыми видами изобразительного искусства были мозаика и перегородчатая эмаль, фреска и миниатюра. Мозаика обладала тем преимуществом, что позволяла создавать настенные изображения, отличающиеся исключительной прочностью. Киевские мозаики и доныне так свежи своими красками, будто они созданы только вчера. Киевские князья прилагали все усилия к тому, чтобы искусство служило укреплению их авторитета и авторитета церкви. Летописи отмечают щедрость князей, одаривающих церкви и монастыри. В эти годы входит в обычай привозить в Киев выдающиеся памятники искусства из заморских стран, таким образом, была доставлена икона Владимирской Богоматери. Уже в начале 11в. Киев приобрел величественный облик, который вполне соответствовал его наименованию “мать русских городов”. Ярослав значительно расширил город своего отца, обнес его валом, рвом, тыном из обожженных бревен и башнями; так называемые Золотые ворота сохранились до наших дней. Каменный княжеский терем, поварни, конюшни и главные святыни города – соборы и монастыри – стояли высоко, “на горке”. У подножия холма, “на подоле” жили купцы и ютились в землянках ремесленники и городская беднота; здесь велся торг. Киевская София. Сооруженный Ярославом собор не сохранился в полной неприкосновенности. При создании здания, которое должно было стать кафедральным собором первопрестольного города, в задачи зодчих входило использование лучших достижений современной архитектуры, но точного прообраза собора нельзя найти нигде. Собор должен был возвышаться над всеми остальными постройками. В нем происходило и посажение на княжеский престол и поставление на митрополичий престол. Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Духовенство объясняло его тем, что один большой и12 более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников. Расположение внутренних помещений Софийского собора отвечало его прямому назначению. В среднем подкупольном пространстве и в отделенном от него низкой преградой алтаре происходило богослужение. Главный купол находился над средним пронизанным светом пространством храма. Здесь киевляне слышали речь проповедников, здесь возводили на престол князей. В самом алтаре на полукруглой скамье восседало духовенство. На хорах пребывал князь и его приближенные. Они фактически находились над тем пространством внизу, которое было предоставлено подданным князя; этим наглядно подчеркивалось превосходство первых над вторыми. Таким образом, само расположение отдельных помещений Софии отражало общественный строй древнерусского государства, как и расположение всего города Киева с его “горой” и “подолом”. Внутри Софийский собор отличался пышностью и роскошью убранства. Мозаики и фрески Софийского собора служат не только украшением его сводов и стен. На языке изобразительного искусства они воплощают идеи, которые заключены в архитектурном замысле здания. Здесь средствами живописи предстояло создать впечатление, будто “Бог с людьми прибывает”. С высоты купола сурово взирает на землю Христос, небесный вседержитель, верховный судья. Вокруг вседержителя расположены четыре архангела в роскошных одеяниях телохранителей Византийского императора. Хранители трона всевышнего, они вместе с тем считались властителями стихий и потому расположены по четырём сторонам света. Под ними в простенках между окнами барабана, стоят двенадцать апостолов – наглядное подтверждение символического значения тринадцати куполов. Ещё ниже, в парусах, представлены, как четыре евангелиста пишут свои книги, благодаря которым евангельское учение разнесено было по всем странам. На подпружных арках в медальонах представлены сорок мучеников; само их место положения на арках должно было напоминать о том, что на их подвиги зиждется авторитет церкви. На широкой триумфальной арке, выходящей в алтарь, представлен по левую сторону архангел Гавриил с лилией в руках, по правую – Богоматерь с пряжей; архангел подходит к Марии и сообщает ей благую весть о том, что она должна родить Спасителя; вся сцена носит название “Благовещение”.Огромное изображение Марии повторено в апсиде: она воздевает руки, обращаясь с молитвой к Вседержителю. Ниже её, над алтарём, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками проходят к алтарю; Христос подаёт им вино и хлеб. Сцена эта символизирует участие каждого члена общины в происходящем в храме богослужении. В простенках между окон над седалищами, на которых во время церковной службы восседало духовенство, представлены в священнических одеждах отцы церкви. Главное изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Множество фресок в боковых нефах здания изображают различных святых. Расположение сюжетов и фресок в киевской Софии давало представление о христианском вероучении, наглядное выражение понимания небесной иерархии как подобия иерархии земной. В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел в себе место и тот реальный мир, который окружал человека. В западной части собора, неподалеку от хоров, на которых во время службы стоял князь, был изображен князь Ярослав и его семья. В образах дочерей Ярослава нашло выражение представление о женской красоте. Картины дворцовых развлечений можно видеть и среди росписей софийского собора. Этим они решительно отличаются от всех современных им росписей византийских храмов. Правда светские сюжеты сосредоточены лишь на лестницах, по которым князь и его дружина поднимались на хоры. Здесь можно видеть сценки охоты на волка, на медведя и на барса, которой увлекалась знать. Здесь представлены и сцены на императорском ипподроме в Константинополе, которые русским путешественникам казались особенно заманчивыми; представлены сцены цирка, скоморохи в дурацких колпаках, акробаты, ряженые флейтисты, плясуны и просто жанровые фигуры, вроде погонщика верблюда или музыканта. Величественное здание с его монументальной живописью, сооруженное на самом видном месте Киева, служило во славу растущего могущества государства. Представление о человеке и становление идеала С принятием христианства в Киеве развивается искусство книги. Правда, книги, писавшиеся на пергаменте и требовавшие большого труда, были дороги и представляли большую редкость. В их убранстве и украшении русские мастера достигли высокого искусства. Среди мозаик Михайловского монастыря одна из самых замечательных – это изображение Дмитрия Солунского. Искусство Киевской Руси существовало в течение сравнительно недолгого времени. Но он знаменует блистательный расцвет русского художественного творчества и занимает выдающееся место в современном ему мировом искусстве. Здесь впервые на Руси получил распространение тип церковного здания, который сохранил свое значение до 17 в. Впервые применена система храмовой росписи и отдельные иконографические мотивы, которые легли в основу всей древнерусской живописи. |
Смотрят, слушают, записывают в тетрадь, отвечают на вопросы. | ||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||||||
Знания | Умения | ||||||||||||
4. Самостоятельная работа учащихся | 5 минут | Приобщить учащихся к навыкам работы с литературным текстом. | Знать особенности принятия христианства на Руси. | Доказывать свою точку зрения, используя литературный материал. | Исследовательский. Фронтальный опрос. | Работа с текстом, обсуждение в парах. | Слайд-фильм на цифровых
носителях. Использование аудиторной
демонстрационной техники на основе ПК. Слайд №5 |
||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Организация исследовательской работы. Контроль. Вывод результатов на экран. | Изучение и анализ
текста. Ответы на вопросы. |
||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||||||
Знания | Умения | ||||||||||||
5. Закрепление и применение знаний | 5 минут | Проверка и контроль полученных знаний. | Знать важнейшие памятники искусства Киевской Руси. | Анализировать особенности основных памятников Древнерусского искусства. | Контроль полученных знаний. | Индивидуальная | Слайд-фильм на цифровых
носителях. Использование аудиторной
демонстрационной техники на основе ПК. Слайд № 30-32 |
||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Мы на уроке познакомились
с художественной культурой Киевской Руси. Закрепим ваши знания по изученной теме. Учащимся предлагаются зрительный диктант. |
Индивидуальная письменная работа. | ||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |||||||
Знания | Умения | ||||||||||||
6. Итог урока | 3мин. | Обобщение знаний по теме “Искусство Киевской Руси”. | Знать художественные произведения Киевской Руси. | Анализировать полученную информацию. | Словесные. | Фронтальная. | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Мы на уроке познакомились
с художественной культурой Киевской Руси. 1.Культуру, какого периода мы рассмотрели? 2.Назовите основные произведения искусства Киевской Руси? |
Отвечают на вопросы. Учащиеся рассказывают, что нового они узнали на уроке |
||||||||||||
9. Домашнее задание | 2 мин. | Закрепление и применение знаний по теме “Искусство Киевской Руси”. | Знать художественные произведения Киевской Руси. | Анализировать полученную информацию, уметь применять ее в практической работе. | Словесные. | Индивидуальная | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Предлагает
разноуровневое домашнее задание: 1.Составить вопросы для проверочной работы. 2.Составить кроссворд. |
Записывают задание в дневники. |
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:
- Е.П. Львова, Н.Н. Фомина “Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века” Очерки истории. – М.: Питер, 2007г.
- Л. Любимов “Искусство Древнего Мира” - М.: Просвещение, 1980г.
- Н.Н. Куцман “Элективный курс Культура Древнего Мира”. – Волгоград “Корифей”
- Ю.Е. Галушкина “Мировая Художественная Культура”. – Волгоград: Учитель, 2007г
- Журнал “Искусство” №7 1993г.
- Т.Г. Грушевская “Словарь по МХК” – Москва: “Академия”, 2001г.
- А.И. Немировский. “Книга для чтения по истории Древнего мира”
К конспекту прилагается электронный вариант разработки урока и дидактические материалы, созданные на основе ЦОР.