Внешняя политика СССР в 1953—1964 гг.

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (579 кБ)


Урок изучения нового материала

Продолжительность: 1 урок (45 мин). 9 класс

Аннотация:

Тема «Внешняя политика СССР в 50-е – начале 60-х гг.» изучается в 9 классе в разделе «Советский Союз в 1963 – середине 1960-х гг.».

Дидактическая цель урока: обеспечить сознательное и прочное усвоение нового материала. Учитывая подготовленность и смотивированость учащихся класса, данную тему можно изучать либо при активной роли учителя (в данном случае урок будет проходить с использованием диалоговых технологий обучения). Либо при активной роли учащегося (в данном случае презентация урока будет являться своего рода кейсом (кейс-технология), с которым необходимо будет познакомиться, изучить и сделать выводы по теме каждому ученику).

Презентация к уроку разработана с тем условием, что каждый ученик сможет самостоятельно на ПК изучить данную тему (в компьютерном классе или дома). Каждый слайд презентации содержит текст оптимальный для усвоения и понимания темы. Для самоконтроля учащиеся могут выполнить предложенные в презентации задания и получить виртуальную оценку. Презентация содержит ссылки, в которых содержится дополнительная информация о политических деятелях, вооруженных конфликтах того времени; даны определения некоторых исторических понятий. Презентацию можно использовать и для подготовки домашнего задания. Данную презентацию могут использовать и учащиеся заочных классов и экстерната.

Цели урока:

  • охарактеризовать направления внешней политики СССР в 1953 -1964 гг.;
  • рассмотреть причины противоречивости внешнеполитического курса советского руководства (слайд №2).

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся представление об основных направлениях внешней политики СССР в данный исторический период.

Развивающие: формировать умения работать с учебником, с картой, текстом презентации,развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные: развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру, формировать самостоятельность, организованность.

Оборудование: компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном; учебник 9 класса «История России ХХ век» А.А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт, контурная карта, атлас.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы (презентация и ssylci должны находиться в одной папке).

План урока (слайд №3)

  1. Внешнеполитический курс СССР.
  2. Взаимоотношения с капиталистическими странами.
  3. Начало кризиса мировой системы социализма.
  4. СССР и страны «Третьего мира».

Приступая к характеристике направлений внешней политики СССР в 1953 – 1964 гг., учащиеся вспоминают причины начала «холодной войны», ее признаки и проявления.

Начало «холодной войны» (слайд №4)

Признаки «холодной войны»  Политика
СССР США и Великобритания
Создание военных блоков СЭВ 1949, ОВД 1955г НАТО 1945г
Разделение мира на две лагеря: капиталистический и социалистический Лидерство за мировое господство, расширение сфер влияния в мире, особенно в странах Восточной Европы, ликвидация ядерной монополии США Лидерство за мировое господство, политика сдерживания и отбрасывания советской «экспансии»- доктрина «Трумена», разработка плана ядерной войны с СССР, план Маршалла
Идеологическое противостояние распространение социализма распространение капитализма
Участие в военных действиях в «третьих странах» Корейская война 1950-1953 гг.

Затем учитель рассказывает об изменениях во внешнеполитическом курсе СССР в этот период (слайды №5-6) и отношениях с капиталистическими странами (слайды №7-9,11) .

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Какой урок можно извлечь из Карибского кризиса 1962 г? (слайд №10).

Учащимся предлагается Задание №1 (слайд №12) - заполнить таблицу, используя учебник стр. 292- 294, и сделать вывод.

Учащиеся называют новые черты и противоречия внешней политики СССР и сверяют таблицу (слайд №13). Взаимо и самоконтроль.

Новые характерные черты:

  • создание системы коллективной безопасности в Европе
  • создание системы коллективной безопасности в Азии;
  • разоружение.

Противоречия: выступая с инициативой «мирного сосуществования» держав с разной политической системой, советское руководство продолжало эскалацию гонки вооружений.

События, свидетельствовавшие о мирном сотрудничестве СССР с капиталистическими странами События, свидетельствовавшие о напряженности отношений между СССР и капиталистическими странами
1953 г. - прекращение войны в Корее 1956 г. – изменение военной доктрины СССР (переход от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию)
1953 г. – отказ СССР от создания военно-морских баз на территории Турции 1957 г. – в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (временный приоритет над США)
1954 г. - прекращение войны в Индокитае 1956 г. – Суэцкий кризис
1955 г. – подписан договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска 1961 г. – Берлинский кризис
1955 г. – СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией 1961 г. – СССР отказался от моратория на ядерные взрывы в атмосфере
1956 г. – СССР объявил о прекращении состояния войны с Японией 1962 г. – Карибский кризис

Учащимся дается проблемное задание (слайд №14): Почему в конце 50-х начале 60-х гг. Запад так и не откликнулся на советские предложения о сокращении вооружений и разоружении?

Далее учитель характеризует взаимоотношения СССР с социалистическими странами (слайды №15-17) .

Учащимся дается проблемное задание (слайд №18): что нового появилось в отношениях СССР со странами социализма, освободившимися государствами в 1953-1964 гг.?

Учащиеся выполняют Задание №2 (первичное закрепление материала в форме работы над историческими терминами и понятиями) (слайд №19).

При изучении взаимоотношений СССР со странами «третьего мира» (Слайды №20-21) , учащимся предлагается отметить на контурной карте страны «третьего мира», с которыми у СССР были установлены дружественные отношения.

Итог урока:

1вариант работы: Учащимся предлагается самим сделать вывод по теме урока, ответив на вопросы (Слайд № 22): Перечислите основные направления внешней политики СССР. Подумайте, каковы были причины противоречивости внешнеполитического курса советского руководства?

2вариант: Либо учитель подводит итог урока (Слайд №23).

Задания для закрепления (Слайд №24).

Домашнее задание (разгадать кроссворд) (Слайд №24).

При отсутствии ПК учащимся раздаются распечатанные варианты тестов (Приложение 1) и кроссворд (Приложение 2).