История религий в России

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Предмет: Основы мировых религиозных культур

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление  о возникновении и развитии Христианства в России; показать особую роль православия в истории России.
  • Развивающие: развивать умение формулировать вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать уважение к религиям и их представителям; внимание к богатству своего внутреннего мира; понимание ответственности за свои поступки, желание творить добро.
  • Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение на тему, стихотворение, творческая работа, самостоятельная работа с тестом).

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
  • Урок № 18 “История религий в России”)
  • Компьютер
  • Проектор
  • Учебник  “Основы мировых религиозных культур”

Ход урока

I. Актуализация знаний (слайд 1).

Учащимся предлагаются перекрестные вопросы.

1. Назови 4 основные мировые религии?

а) буддизм; б)иудаизм; в)христианство; г)ислам.

2. Назови основателя христианства ...

3. Назови основателя буддизма ...

4. Назови основателя ислама ...

5. Назови основателя иудаизма ...

(Иисус Христос, Сиддихартха Гаутама, Моисей, Мухаммад).

6. Последователи Иисуса Христа - ...

7. Последователи пророка Мухаммада - ...

8. Последователи Моисея - ...

9. Последователи Сиддихартхи Гаутамы - ...

(мусульмане, буддисты, христиане, иудеи).

II. Целеполагание и мотивация.

Звучит колокольный звон. Где вы могли слышать эти звуки? (в церкви, храмах – слайд 2).

- А эти прекрасные архитектурные сооружения у нас относятся к какой религии? Какая религия распространена в большей степени в России?

(христианство).

- Молодцы, А хотите ли вы больше узнать каким образом появилась эта религия? – Тема сегодняшнего урока - “История религий в России” (слайд 3).

Мы  с  вами  уже  говорили, что   Россия  многонациональное  государство, множество  народов  населяют  её   земли. На  территории  нашей  страны    есть  представители  различных   вероисповеданий. И каждый  вправе   выбрать  свой  путь.  Наш  народ   в  большинстве  своём  относит   себя  к  христианам. Но  так  было   не  всегда, на  Руси  люди   поклонялись  многим  богам.  Давайте   вспомним  некоторых  из  них - слайд 4-7 (боги: Перун, Макошь, Дажьбог, Лада - дети их должны охарактеризовать).

(Макошь  - богиня  земли  и   плодородия, Перун –бог  грозы  и   войны,  Дажьбог – бог солнца и белого дня, покровительствовал свадьбам. Лада - славянская богиня любви и красоты).

III. Изучение нового материала.

- Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и враждовали друг с другом.

И вот ребята пришло время веру русскому государству выбирать в 10 веке, и сделал это - князь Владимир, которая объединила бы молодое киевское государство. В то время столицей нашего государства был город Киев.

Владимир (слайд 8) долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей. Князь отправил своих послов в разные страны (слайд 9). По возвращении те поделились своими впечатлениями об увиденных религиозных обычаях и обрядах.

- Больше всего послам понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии (слайд 10).

“И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему...

Посетив богослужение в великом православном храме Византии – храме святой Софии они сказали: “Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той...” - слайд 11.

- Посмотрите ребята, какой удивительный великолепный храм украшенный мозаиками, росписями (фресками), иконами (слайд 12-13). В результате выбор веры сделан был в пользу христианства. Христианство было принято от Византии, а произошло это в 10 веке.

- Скажите ребята, какой русский князь принял первый крещение? (слайд 14).

(князь Владимир).

- Правильно. Сначала князь Владимир был крещен сам, а затем и все киевляне и жители других русских сел и городов (слайд 15-16).

- А скажите ребята, как называется здание, где собираются верующие во Христа люди, где люди молятся, вместе служат Богу?

(церковь, храм ).

- Правильно. Ведь церковь на протяжении столетий играла важнейшую роль в жизни нашей страны.

Вскоре после Крещения Руси были построены первые прекрасные храмы (например, собор Святой Софии в Киеве – слайд 17 - Фрески Софии Киевской “Орнамент” – В. Г. Кикта).

- С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого.

Церковь способствовала развитию школ .

С приходом христианства появлялись не только церкви, но и школы (слайд18). В них учили чтению и письму по церковным книгам. Эти книги были написаны на церковно-славянском языке.

- Скажите ребята, а кто изображен на этом слайде? (слайд 19, по щелчку звук).

(Святые Кирилл и Мефодий).

- Правильно, а что создали эти два святых?

(азбуку, алфавит).

- Правильно, они создали церковно - славянский алфавит. Азбука стала называться кириллицей в честь своего создателя. Святые братья создали не разговорный язык, не язык повседневный, обыденный, а священный бого-служебный язык. Язык, на котором обращаются к Богу в храме Божьем – церкви. Он так и называется - церковно - славянский язык. Теперь вы знаете, что церковно - славянский язык – язык богообщения.

Они же перевели многие из книг с греческого на славянский язык. Так начиналась славянская письменность и зарождалась литература трех восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского.

Раньше книги писали от руки, это делали монахи-летописцы. Перед тем, как начать писать буквы, монахи молились, писали их аккуратно, особенно старательно вырисовывали заглавные буквы каждой главы. Их писали красной краской и золотом, украшали узорами. Эти буквы получаются очень необычными и сразу бросаются в глаза, потому что некоторые из них изображают зверей, птиц и людей.

- Давайте сейчас с вами напишем одну из церковно-славянских заглавных букв. На своих партах вы видите одну из букв старославянского алфавита. Я прошу вас нарисовать букву по трафарету, чтобы вы представили, как они выглядели на Руси (приложение 2).

- Ребята, скажите трудно ли им было писать от руки такие буквы?

(да, их нужно прорисовывать, стараться, чтоб были красивыми).

- Скажите ребята, какие чувства возникали при написании церковно-славянских букв?

(бережное отношение к алфавиту, азбуке, буквам, любовь к письму).

- А сейчас ребята, все так же бережно относятся к написанию букв?

(нет, сейчас стараются писать быстро, не стараются, печатают все документы, потому что общество требует, современное время).

= А современный алфавит, которым мы пользуемся сегодня, он похож на церковно - славянский?

(да).

- Молодцы, затем стало распространяться книгопечатание, его основателем был - Иван Федоров – слайд 20. Скажите ребята, встречалось ли вам раньше это имя?

- С этого момента книги в нашем государстве стали не переписывать от руки, а печатать в типографиях.

- Также особую роль в жизни государства играли монастыри, например наш Вятский Успенский Трифонов монастырь (слайд 21). А на всю Русь стал из-вестен замечательный святой Сергий Радонежский (1314-1392) – сообщение ученика – слайды 22-24.

Сергий Радонежский(1314-1392) жил с родителями в небольшом городке Радонеж, почему и получил такое прозвище. Еще в юности он решил стать монахом и в одиночестве поселился на лесистой горе к северу от Москвы. Вскоре вокруг него собралась небольшая группа учеников. Так возник Троице-Сергеев монастырь, ставший духовным центром всей Руси.

Стих о монастыре (читает ученик 1) – слайд 24.

Святого Сергия обитель,
В великом городе стоит,
В ней Дух Святой молитвой дышит,
И Крест Христов над ней горит.

Святитель Божий здесь трудился
Святой Игнатий богослов,
И каждый немощный целился,
От им написанных трудов

По плоти немощный и слабый,
По духу веры исполин
Золотоглавой, величавой,
Обитель поднял из руин ...
Стихи раба божиего Серафима.

- Ученики преподобного Сергия (преподобным называют святого монаха) разошлись по самым отдаленным краям Русской земли. Основанные ими монастыри несли христианство незнакомым с ним племенам. А когда настал момент для решительной схватки с завоевателями (монголо - татарами, их владычество продолжалось с 13 по 15 век), именно к Сергию поехал князь Дмитрий Донской (слайд 25-26), чтобы получить благословение перед знаменитой битвой на Куликовом поле.

- После освобождения страны церковь вновь заняла важное место в жизни народа и Русского государства. Когда в эпоху Смутного времени (слайд 27) начала 17 века Патриарх Гермоген (слайд 28) обратился к жителям страны с воззваниями о защите веры и изгнании иноверных захватчиков (поляков) именно церковь защитила своих подданных. На защиту национальных интересов страны встали православные монастыри. Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-месячную осаду вражеского войска (слайд 29). Во время осады монахи монастыря рассылали письма в разные земли Русского государства, призывая сограждан постоять за веру и Отечество.

Стих о монастыре (читает ученик 2) – слайд 29.

Прошли года, над местом этим,
Беснуясь, вороны кружат,
И черных мантий здесь не встретить
Среди шинелей сторожат

Бог поругаем не бывает!
До коль сквернится человек?
Проходит ночь, у нас светает,
На смену веку мчится век

Сегодня радостно и страшно
Господь простил Своих сынов
Русь, воскресая, снова страждет,
Но Церковь встала из оков!
Стихи раба божиего Серафима.

- Призывы Гермогена и Троицких монахов сыграли свою роль – война приняла всенародный характер (слайд 30). В 1612 г. ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву (слайд 31-34). В память о победе на Красной площади в Москве был построен Казанский собор и 4 ноября отмечается празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 20 веке у церкви, как и у представителей других религий России, была трудная судьба. В 1917 г. в России произошла революция, царь Николай 2 был свергнут. Власть в стране захватила партия большевиков, враждебно настроенная в отношении любой религии. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы уничтожали, многие верующие и представители духовенства были убиты или погибли в заключении.

Давайте посмотрим на те вятские храмы, которые были уничтожены (слайд 35-38).

- Однако церковь выжила, и сегодня мы видим возвращение людей к Вере (слайд 39-44).

(презентация ученика о Слободском Христорождественском монастыре).

IV. Осознание и осмысление учебной информации.

- Итак, давайте посмотрим что происходило с церковью в разные периоды истории России, как развивалось христианство в России (обратим внимание на ключевые слова на слайде) – слайд 45.

  • Христианство
  • Церковь
  • Школы
  • Монастыри
  • Возрождение

- Посмотрите ребята, самыми главными словами у нас получились следую-щие – христианство, церковь, школы, монастыри, возрождение. А как вы считаете, они актуальны сегодня?

(конечно, так как произошла переоценка жизненных ценностей, люди начали восстанавливать старые храмы, строить новые).

- Правильно, произошло возвращение людей к Вере, возрождение той, которую мы потеряли и обрели. Я надеюсь, что вы сегодня посмотрели на церковь совсем другими глазами. Глазами Веры, Надежды и Любви (слайд 46).

V. Подведение итогов и рефлексия.

- В заключение сегодняшнего урока давайте выполним тест, который подтвердит ваши знания (слайд 47-48).

Тест.  

1. Соотнеси богов. Соедини линиями. 

Перун бог солнца и белого дня
Дажьбог бог грома и молнии
Макошь богиня любви и красоты
Лада богиня  земли  и  плодородия

2. Найди лишнее слово: Христианство, Киевская Русь, крещение, ислам. 

3. Вставь в пробелы правильные ответы: когда произошло Крещение Руси – дата (в каком году), имя князя, который принял Крещение. 
дата _____ князь ______________

4. Какой город являлся столицей России в 10 веке?

а)Новгород; б)Киев; в)Владимир.

5. Крещение Руси произошло в городе:

а)Киеве; б)Москве; в)Константинополе.

6. Как называется таинство в христианстве - погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов

а)крещение; б)рождение; в)посвящение.

- Итак, мы сегодня познакомились с вами с развитием христианства в России. На следующем уроке мы с вами узнаем, как развивались другие религии в нашей стране.

VI. Домашнее задание – слайд 49(по выбору):

- нарисуйте самый красивый храм нашего города;

- сфотографируйте лучший храм города;

- напишите в тетради все храмы города, которые знаете вы и ваши родители.

Используемый учебный материал:

  1. Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., “Просвещение”, 2010.
  2. “Основы мировых религиозных культур” (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений) Под редакцией Е.С. Токаревой, А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, А.Я.Данилюк, М., “Просвещение”, 2010.
  3. Электронное приложение к учебному пособию “Основы религиозных культур и светской этики”. Модуль “Основы мировых религиозных культур” 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.
  4. http://i024.radikal.ru/1106/b8/69fc62526d73.jpg
  5. http://s07.radikal.ru/i180/1106/2b/eb69e12d9035.png
  6. сайт www.viki.rdf.ru, оформление Берюховой Е.К.
  7. Видеоматериалы. Компьютерная презентация (См. Приложение 1).

Приложение 1.

Приложение 2.