Предмет: Основы мировых религиозных культур
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цели урока:
- Образовательные: сформировать представление о возникновении и развитии Христианства в России; показать особую роль православия в истории России.
- Развивающие: развивать умение формулировать вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать уважение к религиям и их представителям; внимание к богатству своего внутреннего мира; понимание ответственности за свои поступки, желание творить добро.
- Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение на тему, стихотворение, творческая работа, самостоятельная работа с тестом).
Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
- Урок № 18 “История религий в России”)
- Компьютер
- Проектор
- Учебник “Основы мировых религиозных культур”
Ход урока
I. Актуализация знаний (слайд 1).
Учащимся предлагаются перекрестные вопросы.
1. Назови 4 основные мировые религии?
а) буддизм; б)иудаизм; в)христианство; г)ислам.
2. Назови основателя христианства ...
3. Назови основателя буддизма ...
4. Назови основателя ислама ...
5. Назови основателя иудаизма ...
(Иисус Христос, Сиддихартха Гаутама, Моисей, Мухаммад).
6. Последователи Иисуса Христа - ...
7. Последователи пророка Мухаммада - ...
8. Последователи Моисея - ...
9. Последователи Сиддихартхи Гаутамы - ...
(мусульмане, буддисты, христиане, иудеи).
II. Целеполагание и мотивация.
Звучит колокольный звон. Где вы могли слышать эти звуки? (в церкви, храмах – слайд 2).
- А эти прекрасные архитектурные сооружения у нас относятся к какой религии? Какая религия распространена в большей степени в России?
(христианство).
- Молодцы, А хотите ли вы больше узнать каким образом появилась эта религия? – Тема сегодняшнего урока - “История религий в России” (слайд 3).
Мы с вами уже говорили, что Россия многонациональное государство, множество народов населяют её земли. На территории нашей страны есть представители различных вероисповеданий. И каждый вправе выбрать свой путь. Наш народ в большинстве своём относит себя к христианам. Но так было не всегда, на Руси люди поклонялись многим богам. Давайте вспомним некоторых из них - слайд 4-7 (боги: Перун, Макошь, Дажьбог, Лада - дети их должны охарактеризовать).
(Макошь - богиня земли и плодородия, Перун –бог грозы и войны, Дажьбог – бог солнца и белого дня, покровительствовал свадьбам. Лада - славянская богиня любви и красоты).
III. Изучение нового материала.
- Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и враждовали друг с другом.
И вот ребята пришло время веру русскому государству выбирать в 10 веке, и сделал это - князь Владимир, которая объединила бы молодое киевское государство. В то время столицей нашего государства был город Киев.
Владимир (слайд 8) долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей. Князь отправил своих послов в разные страны (слайд 9). По возвращении те поделились своими впечатлениями об увиденных религиозных обычаях и обрядах.
- Больше всего послам понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии (слайд 10).
“И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему...
Посетив богослужение в великом православном храме Византии – храме святой Софии они сказали: “Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той...” - слайд 11.
- Посмотрите ребята, какой удивительный великолепный храм украшенный мозаиками, росписями (фресками), иконами (слайд 12-13). В результате выбор веры сделан был в пользу христианства. Христианство было принято от Византии, а произошло это в 10 веке.
- Скажите ребята, какой русский князь принял первый крещение? (слайд 14).
(князь Владимир).
- Правильно. Сначала князь Владимир был крещен сам, а затем и все киевляне и жители других русских сел и городов (слайд 15-16).
- А скажите ребята, как называется здание, где собираются верующие во Христа люди, где люди молятся, вместе служат Богу?
(церковь, храм ).
- Правильно. Ведь церковь на протяжении столетий играла важнейшую роль в жизни нашей страны.
Вскоре после Крещения Руси были построены первые прекрасные храмы (например, собор Святой Софии в Киеве – слайд 17 - Фрески Софии Киевской “Орнамент” – В. Г. Кикта).
- С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого.
Церковь способствовала развитию школ .
С приходом христианства появлялись не только церкви, но и школы (слайд18). В них учили чтению и письму по церковным книгам. Эти книги были написаны на церковно-славянском языке.
- Скажите ребята, а кто изображен на этом слайде? (слайд 19, по щелчку звук).
(Святые Кирилл и Мефодий).
- Правильно, а что создали эти два святых?
(азбуку, алфавит).
- Правильно, они создали церковно - славянский алфавит. Азбука стала называться кириллицей в честь своего создателя. Святые братья создали не разговорный язык, не язык повседневный, обыденный, а священный бого-служебный язык. Язык, на котором обращаются к Богу в храме Божьем – церкви. Он так и называется - церковно - славянский язык. Теперь вы знаете, что церковно - славянский язык – язык богообщения.
Они же перевели многие из книг с греческого на славянский язык. Так начиналась славянская письменность и зарождалась литература трех восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского.
Раньше книги писали от руки, это делали монахи-летописцы. Перед тем, как начать писать буквы, монахи молились, писали их аккуратно, особенно старательно вырисовывали заглавные буквы каждой главы. Их писали красной краской и золотом, украшали узорами. Эти буквы получаются очень необычными и сразу бросаются в глаза, потому что некоторые из них изображают зверей, птиц и людей.
- Давайте сейчас с вами напишем одну из церковно-славянских заглавных букв. На своих партах вы видите одну из букв старославянского алфавита. Я прошу вас нарисовать букву по трафарету, чтобы вы представили, как они выглядели на Руси (приложение 2).
- Ребята, скажите трудно ли им было писать от руки такие буквы?
(да, их нужно прорисовывать, стараться, чтоб были красивыми).
- Скажите ребята, какие чувства возникали при написании церковно-славянских букв?
(бережное отношение к алфавиту, азбуке, буквам, любовь к письму).
- А сейчас ребята, все так же бережно относятся к написанию букв?
(нет, сейчас стараются писать быстро, не стараются, печатают все документы, потому что общество требует, современное время).
= А современный алфавит, которым мы пользуемся сегодня, он похож на церковно - славянский?
(да).
- Молодцы, затем стало распространяться книгопечатание, его основателем был - Иван Федоров – слайд 20. Скажите ребята, встречалось ли вам раньше это имя?
- С этого момента книги в нашем государстве стали не переписывать от руки, а печатать в типографиях.
- Также особую роль в жизни государства играли монастыри, например наш Вятский Успенский Трифонов монастырь (слайд 21). А на всю Русь стал из-вестен замечательный святой Сергий Радонежский (1314-1392) – сообщение ученика – слайды 22-24.
Сергий Радонежский(1314-1392) жил с родителями в небольшом городке Радонеж, почему и получил такое прозвище. Еще в юности он решил стать монахом и в одиночестве поселился на лесистой горе к северу от Москвы. Вскоре вокруг него собралась небольшая группа учеников. Так возник Троице-Сергеев монастырь, ставший духовным центром всей Руси.
Стих о монастыре (читает ученик 1) – слайд 24.
Святого Сергия обитель,
В великом городе стоит,
В ней Дух Святой молитвой дышит,
И Крест Христов над ней горит.Святитель Божий здесь трудился
Святой Игнатий богослов,
И каждый немощный целился,
От им написанных трудовПо плоти немощный и слабый,
По духу веры исполин
Золотоглавой, величавой,
Обитель поднял из руин ...
Стихи раба божиего Серафима.
- Ученики преподобного Сергия (преподобным называют святого монаха) разошлись по самым отдаленным краям Русской земли. Основанные ими монастыри несли христианство незнакомым с ним племенам. А когда настал момент для решительной схватки с завоевателями (монголо - татарами, их владычество продолжалось с 13 по 15 век), именно к Сергию поехал князь Дмитрий Донской (слайд 25-26), чтобы получить благословение перед знаменитой битвой на Куликовом поле.
- После освобождения страны церковь вновь заняла важное место в жизни народа и Русского государства. Когда в эпоху Смутного времени (слайд 27) начала 17 века Патриарх Гермоген (слайд 28) обратился к жителям страны с воззваниями о защите веры и изгнании иноверных захватчиков (поляков) именно церковь защитила своих подданных. На защиту национальных интересов страны встали православные монастыри. Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-месячную осаду вражеского войска (слайд 29). Во время осады монахи монастыря рассылали письма в разные земли Русского государства, призывая сограждан постоять за веру и Отечество.
Стих о монастыре (читает ученик 2) – слайд 29.
Прошли года, над местом этим,
Беснуясь, вороны кружат,
И черных мантий здесь не встретить
Среди шинелей сторожатБог поругаем не бывает!
До коль сквернится человек?
Проходит ночь, у нас светает,
На смену веку мчится векСегодня радостно и страшно
Господь простил Своих сынов
Русь, воскресая, снова страждет,
Но Церковь встала из оков!
Стихи раба божиего Серафима.
- Призывы Гермогена и Троицких монахов сыграли свою роль – война приняла всенародный характер (слайд 30). В 1612 г. ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву (слайд 31-34). В память о победе на Красной площади в Москве был построен Казанский собор и 4 ноября отмечается празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 20 веке у церкви, как и у представителей других религий России, была трудная судьба. В 1917 г. в России произошла революция, царь Николай 2 был свергнут. Власть в стране захватила партия большевиков, враждебно настроенная в отношении любой религии. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы уничтожали, многие верующие и представители духовенства были убиты или погибли в заключении.
Давайте посмотрим на те вятские храмы, которые были уничтожены (слайд 35-38).
- Однако церковь выжила, и сегодня мы видим возвращение людей к Вере (слайд 39-44).
(презентация ученика о Слободском Христорождественском монастыре).
IV. Осознание и осмысление учебной информации.
- Итак, давайте посмотрим что происходило с церковью в разные периоды истории России, как развивалось христианство в России (обратим внимание на ключевые слова на слайде) – слайд 45.
- Христианство
- Церковь
- Школы
- Монастыри
- Возрождение
- Посмотрите ребята, самыми главными словами у нас получились следую-щие – христианство, церковь, школы, монастыри, возрождение. А как вы считаете, они актуальны сегодня?
(конечно, так как произошла переоценка жизненных ценностей, люди начали восстанавливать старые храмы, строить новые).
- Правильно, произошло возвращение людей к Вере, возрождение той, которую мы потеряли и обрели. Я надеюсь, что вы сегодня посмотрели на церковь совсем другими глазами. Глазами Веры, Надежды и Любви (слайд 46).
V. Подведение итогов и рефлексия.
- В заключение сегодняшнего урока давайте выполним тест, который подтвердит ваши знания (слайд 47-48).
Тест.
1. Соотнеси богов. Соедини линиями.
Перун бог солнца и белого дня Дажьбог бог грома и молнии Макошь богиня любви и красоты Лада богиня земли и плодородия
2. Найди лишнее слово: Христианство, Киевская Русь, крещение, ислам.
3. Вставь в пробелы правильные ответы: когда
произошло Крещение Руси – дата (в каком году), имя
князя, который принял Крещение.
дата _____ князь ______________
4. Какой город являлся столицей России в 10 веке?
а)Новгород; б)Киев; в)Владимир.
5. Крещение Руси произошло в городе:
а)Киеве; б)Москве; в)Константинополе.
6. Как называется таинство в христианстве - погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов
а)крещение; б)рождение; в)посвящение.
- Итак, мы сегодня познакомились с вами с развитием христианства в России. На следующем уроке мы с вами узнаем, как развивались другие религии в нашей стране.
VI. Домашнее задание – слайд 49(по выбору):
- нарисуйте самый красивый храм нашего города;
- сфотографируйте лучший храм города;
- напишите в тетради все храмы города, которые знаете вы и ваши родители.
Используемый учебный материал:
- Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., “Просвещение”, 2010.
- “Основы мировых религиозных культур” (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений) Под редакцией Е.С. Токаревой, А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, А.Я.Данилюк, М., “Просвещение”, 2010.
- Электронное приложение к учебному пособию “Основы религиозных культур и светской этики”. Модуль “Основы мировых религиозных культур” 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.
- http://i024.radikal.ru/1106/b8/69fc62526d73.jpg
- http://s07.radikal.ru/i180/1106/2b/eb69e12d9035.png
- сайт www.viki.rdf.ru, оформление Берюховой Е.К.
- Видеоматериалы. Компьютерная презентация (См. Приложение 1).