Тип урока:
урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Дидактическая задача урока: закрепить понятие стиля в архитектуре и cоздать образное представление об архитектурных стилях в г. Вятке, Кирове.
Цели урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с художественными стилями архитектуры нашего города; создать условия для формирования умений и навыков самостоятельно работать с разными источниками информации: справочниками, словарями, открытками; научить учащихся формулировать свои мысли кратко и их излагать.Воспитательная:
создать условия для общения учащихся с шедеврами вятского искусства на уроке; на примере архитектуры своего города развить у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духов-но-ценностные ориентиры.Развивающая:
развивать у школьников стремление воспринимать художест-венную культуру; формировать коммуникативные навыки учащихся посред-ством работы в группах; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Оборудование: презентация учителя, компьютер для учителя, проектор, экран, фотографии, тестовые задания.
Методы и технологии обучения:
беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, деятельностный подход.Структура урока:
1. Самостоятельная деятельность учащихся, нахождение и отбор информа-ции.
2. Оформление результатов исследования. Подготовка выступлений.
3. Предъявление результатов, прослушивание выступлений, заполнение таблицы.
4. Обобщение материала.
Проверка усвоения материала.
Ход урока
I. Оргмомент.
II.
Актуализация знаний.Просмотр клипа группы “Браво” (слайд 1) .
Постановка цели урока – слайд № 2.
Эпиграф:
“Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже умолкают и песни и предания…”Н.В. Гоголь.
– Учитель: “Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?”
Слайд № 3 – название темы (Архитектурные стили Вятки, Кирова).
III. Целеполагание и мотивация.
– Верно. Вы познакомитесь с архитектурными стилями нашего города, выявите их особенности. Вы продолжите осуществлять работу в группах с дополнительной литературой. А что такое ребята – стиль в архитектуре?
Ответы учащихся: Стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления. Стиль в архитектуре связан с историей развития общества, с представлениями эпохи о пользе и красоте.
Учитель: Давайте посмотрим ребята на слайды – посмотрите каким был наш город и каким стал (слайды 4-10).
Скажите ребята а какие архитектурные стили вы знаете?
Ответы учащихся: древнерусский (русско-византийский, классицизм, барокко, неоготика, необарокко, неоклассицизм, эклектика, модерн, конструктивизм (слайд 11).
Учитель: Итак, сегодня вы должны будете в группах найти информацию о данном архитектурном стиле, его особенностях, подготовить выступление и представить его. Мы назовем сегодня ту творческую группу, которая ярко представит свою презентацию (по щелчку начнет звучать музыка, когда дети работают в группах).
IV.
Первичное усвоение учебного материала. 1. Самостоятельная деятельность учащихся, нахождение и отбор информации.1 группа “русско-византийский стиль”.
Задачи:
- Охарактеризовать русско-византийский стиль архитектуры.
- Определить особенности данного стиля.
- Оформить результаты работы.
- Подготовить доклад для выступления перед группами.
2 группа “Классицизм и неоклассицизм”.
Задачи:
- Охарактеризовать стили классицизм и неоклассицизм в архитектуре.
- Определить особенности данного стиля.
- Оформить результаты работы.
- Подготовить доклад для выступления перед группами.
3 группа “Барокко”.
Задачи:
- Охарактеризовать стиль барокко в архитектуре.
- Выявить особенности данного стиля.
- Оформить результаты работы.
- Подготовить доклад для выступления перед группами.
4 группа “Эклектика” и “Модерн”.
Задачи:
- Охарактеризовать стили эклектика и модерн в архитектуре.
- Выявить особенности данного стиля.
- Оформить результаты работы.
- Подготовить доклад для выступления перед группами.
5 группа “конструктивизм”.
Задачи:
- Охарактеризовать стиль конструктивизм в архитектуре.
- Выявить особенности данного стиля.
- Оформить результаты работы.
- Подготовить доклад для выступления перед группами.
2. Оформление результатов исследования. Подготовка выступлений.
Учащиеся подбирают и размещают соответствующие данному стилю характеристики на листе ватмана.
3. Предъявление результатов, прослушивание выступлений, заполнение таблицы.
Объединение материала всех групп в единую таблицу: “Архитектурные стили Вятки, Кирова”. Учащиеся групп выходят к доске и делают выводы по заданному стилю.
№ п.п |
Название архитектурного стиля, определение |
Период возникновения |
Характерные особенности |
1 группа “русско-византийский стиль” (древнерусский) – слайды 12-18.
Ученик: В ходе исследования архитектуры мы выявили что, это стиль, опирающийся на византийские традиции. Широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, разделенный на 3, 5 нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры (шатровые храмы и избы-срубы).
Учитель: назовите пример русско-византийского стиля в городе Москве?
2 группа “Классицизм и неоклассицизм” – слайды 19-28.
Ученик 1: Классицизм – это стиль второй половины XVIII – начала XIX в., опирающийся на традиции античности и Высокого Возрождения. Это строгая торжественность и геометричность архитектурных построек, сконструированных на основе античной ордерной системы; эстетическое благородство в пропорциях колоннад и мастерство исполнения в деталях; спокойное величие образов зданий, организующих и притягивающих к себе окружающее пространство.
Ученик 2: Неоклассицизм – стиль второй половины XIX – начала XX века, обращавшийся к традициям искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма.
Учитель: назовите пример стиля неоклассицизма в нашем городе?
3 группа “Барокко” – слайды 29-34.
Ученик: “Барокко” в переводе с итальянского звучит как причудливый, странный. Это стиль конца XVI – середины XVIII вв. Главными отличительными особенностями этого стиля, которые мы заметили, это грандиозность и пышность фасадов. Здесь вы не увидите симметрии и строгой геометричности. Стены и крыши меняются по высоте, форме, объему. Еще этот стиль отличает богатый декор и множество скульптурных украшений.
Учитель: назовите пример стиля барокко в городе Санкт-Петербурге?
Учитель: ребята, а ведь есть еще стиль необарокко. Что это за стиль, приведите пример этого стиля.
4 группа “Эклектика” и “Модерн” – слайды 35-43.
Ученик 1: Эклектика – это разностильность. От архитектора требовались особые проявления таланта, чтобы гармонично и художественно соединить черты различных стилей прошедших эпох. В Вятке это – Александро-Невский собор. Храм во имя Александра Невского строился на перекрестке улиц Казанской (Большевиков) и Семеновской (Воровского). Площадь застройки составляла 2500 кв. м.Высота здания с крестом была 50 метров, то есть в полтора раза выше современных высотных жилых зданий у филармонии. Проектировал храм знаменитый московский архитектор А.Л. Витберг, сосланный в Вятку в 1835 г. по обвинению в расточительстве при возведении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. На сохранившихся фотографиях видно, что в плане собор круглый. К массивному цилиндру основного объема примыкают 4 прямоугольные башни-колоколенки, завершенные куполами – главками. Нижний ярус собора между башнями дополнен романтично – таинственной галереей, оформлен-ной в виде полукруглой аркады со стрелками покрытия над ней. Третий ярус представляет собой почти традиционно-русское пятиглавие, хотя главки поставлены над башнями-колокольнями и находятся вне периметра круглого здания.
Ученик 2: “Модерн” в переводе с французского означает “новейший, современный”. Это стиль в европейском американском искусстве конца XIX – начала XX вв. Здесь мы можем увидеть архитектурные элементы разных стилей. Здесь главное – индивидуальность изобретательности архитектора. Архитектурные элементы должны быть не только красивым, но и нести определенные функции. Здесь всегда много использованы стекло и металл. Металлические ограждения имеют вид орнамента с криволинейными очертаниями.
Учитель: приведите еще примеры стилей “эклектика” и “модерн” в Кирове.
5 группа “конструктивизм” – слайды 44-57.
Ученик: Конструктивизм (конструирование, построение) – это каркасная, лаконичная (без декоративных украшений), геометрическая, чаще железобетонная архитектура, основанная на современных научно-технических и промышленных достижениях, способствующих созданию функционального комфорта жизнедеятельности человека.
Учитель: приведите пример стиля “конструктивизм” в нашем городе.
4. Обобщение материала.
Проверка заполнения таблицы. Вывод по теме урока.
Учитель. Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомились с различными архитектурными стилями нашего города, выявили их характерными отличия, научились их узнавать в зданиях города Кирова. Давайте еще раз посмотрим на них (демонстрируются слайды 58–65), сможем ли мы их узнать (во фронтальном режиме вместе с учителем).
А теперь покажите насколько наш урок получился продуктивным, применив свои знания на практике самостоятельно (слайд 66).
V. Осознание и осмысление учебного материала.
Проверка усвоения материала:
Выполнение учащимися теста.VI. Подведение итогов и рефлексия.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на занятии вы узнали характерные особенности разных архитектурных стилей и научились узнавать их в памятниках зодчества. Убедились, что культура мира и России нашла свое отражение в культуре нашего города. Теперь, гуляя по улицам нашего города и любуясь его красотой, вы сможете сами определить, в каком стиле построено то или иное здание (слайд 67). Любите свой город и гордитесь им!
“Народ вятский доброжелательный, спокойный. Сейчас многое направлено на агрессию и нервозность, а вы всегда открыты душой и очень доброжела-тельны. Хочу пожелать, чтобы свой вятский характер не растеряли и культи-вировали”.
VII. Домашнее задание(по выбору):
нарисовать или сфотографировать здание города, принадлежащее к определенному архитектурному стилю.
В заключении урока демонстрируется клип про город Киров (слайд 68). Если не хватает времени на уроке, то можно клип 1 либо 2 сократить.
Библиографический список:
- Агафонова Р.А. Вятка в легендах. Киров, 2005.
- Агафонова Р.А. На Вятской земле. Киров, 2009.
- Бердинских В.А. История города Вятки: Очерки. Киров: Вятское книжное издательство, 2002.
- Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря: история, архитектура, живопись в свете последних исследований. Киров, 1999.
- Вятка. Памятники и памятные места. Киров : Изд-во “Вятка”, 2002.
- Вятка и вятчане. Энциклопедия для подростков. – Киров, 2006.
- Двинянинова Л.С. Вятские художники – основатели музея. Киров, 2003.
- Зырин Б.В. Архитектор Чарушин. Киров, 1989.
- Зязюна И.А. “Педагогическое мастерство”, М: 1989 г.
- Кочетов Н.С. “Предметные недели в школе”, М: 2000 г.
- Луппов П.Н. История города Вятки. Киров: Кировское кн. Изд-во, 1958.
- Мансуров В.М. История нашего края. Киров, 1969.
- Москалец Е. С., Пешина Л. В. А. Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975.
- Сметанина Н.Д. История вятского искусства. Программа и краткий курс лекций для старших школьников образовательных учреждений. Киров , 2005.
- Тинский А. Г. Вятская мозаика, Киров, 1994.
- Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7.Ч.1, 2. М.: Аванта, 2000.
- Энциклопедия земли Вятской. Т. 1-10. Киров, 1994-2000.
- Материалы ГТРК “Вятка” (клипы песен).
- Сайты: “Наша Вятка”, “Вятка.ru” и др.