Цели урока:
- Познакомить учащихся с искусством древней Руси, с наиболее известными архитектурными памятниками.
- Дать общее представление о внешнем и внутреннем устройстве православного храма.
- Познакомить с новыми понятиями: крестово-купольная архитектурная система, купол, барабан, паперть, притвор, алтарь, закомары, лопатки, иконостас, солея, амвон, мозаика, икона, фреска.
- Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь учащихся.
- Формировать интерес к изучению истории Руси.
- Воспитывать у детей духовное и эстетическое восприятие православной культуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.
Тема урока: Искусство Древней Руси.
Ход урока
1. Стадия вызова.
2 Слайд. На экране изображены архитектурные сооружения различных стилей. Задание: отметьте, какие сюжеты относятся к Древней Руси, а какие нет.
(Дети вспоминают, что им известно, систематизируют имеющуюся информацию.)
В: – Как назвать эти сюжеты одним словом?
О: – Искусство.
Правильно. И мы будем сегодня говорить об искусстве Древней Руси.
3 Слайд. Наэкранеутверждения:
- Первые храмы на Руси похожи были на византийские
- В Древней Руси храмы строили из дерева
- На первый взгляд все храмы разные, но были традиции в устройстве православных храмов
Задание: подумайте, верные эти утверждения или нет. Ответы запишите в тетради, затем обсудите в парах.
(Прием “Верные, неверные утверждения”).
На эти вопросы мы найдем ответ на нашем уроке. Сегодня вы узнаете:
- Какими были первые храмы.
- Как устроен православный храм.
- Познакомимся с изобразительным искусством Древней Руси.
1) Первые русские храмы.
В: – Как вы думаете, когда появились первые храмы на Руси?
О: – Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, примерно к 10в.
Действительно. После принятия христианства главным украшением городов стали каменные храмы. Возведению которых, Русь училась у Византии. Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители Древней Руси осваивали греческий стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения, личное переживание этического и эстетического содержания новой религии. Так формировался русскийстиль христианской архитектуры.
4 Слайд
На слайде изображены памятники архитектуры (церковь в честь пресвятой Богородицы, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, собора Святой Софии в Киеве Новгородского Софийского собора).
Задание: прочтите описание православных храмов на карточках, которые лежат у вас на партах, и соотнесите их с изображением на слайде. (Приложение 1).
- Первым каменным храмом, построенным на Руси после ее крещения, стала возведенная в Киеве, на месте убиения христиан-варягов Иоанна и Федора, церковь в честь пресвятой Богородицы. Строилась она византийскими мастерами с 989 по996г. Символизировала торжество новой государственной религии. Называли ее Десятинной т.к. Владимир выделил на ее содержание 1/10 часть своих доходов. Храм разрушили в 1240г. стенобитными машинами хана Батыя.
- В 1037г. начато возведение собора Святой Софии в Киеве. По
Автор книги “Тысяча лет русской архитектуры” Иконников пишет: “Киевская София стала крупнейшим зданием Руси и была им до конца 15в. Столь грандиозных построек в то время не создавали уже и в самой Византии. ...Русь получила эталон постройки технически наиболее совершенной для своего времени. Это дало мощный толчок к развитию каменного зодчества”.
- Возможно, строительство Новгородского Софийского собора возглавляли зодчие, которые участвовали в возведении Киевской Софии, что сказалось на их большом сходстве. Инициатором строительства Новгородской Софии стал также Ярослав Мудрый, который до Киевского княжения был князем новгородским, где после себя посадил на княжеский престол своего сына Владимира. Эти два храма, имеющие одно название, столь близкие по внешнему устроению и размерам должны были символизировать единство 2х главных городов и княжеств, и общерусское единство. Новгородский Софийский собор строился с1045-1050гг.
2) Устройство крестово-купольного храма.
У детей имеются карточки с рисунком храма.
Задание: вам нужно во время рассказа учителя подписать на своих карточках части храма, о которых пойдет речь. (Приложение 2).
Не возможно себе представить русское поселение без церкви. Пуст и уныл тот город, в котором нет храма, у него нет сердца.
Храм имеет совершенно особое назначение, отличное от любого другого сооружения, обычного жилища, дворца, школы, больницы и т.п. Храм создается для соборных молитв и совершения Таинств ( крещение, исповедь, причастие, венчание, миропомазание, рукоположение, елеосвящение). Поэтому и строится он так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устройство храма соответствовали своему назначению.
5 Слайд. Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение с водруженным на нем православным крестом. Купол возвышается на барабане.
Отметьте на своих храмах купол, крест, барабан.
Во внутреннем устроении храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное небо.
6 Слайд. В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная система. В плане здания церкви как бы лежит крест. Перекрестье приходится на центр храма, т.е. на подкупольное пространство, где собираются верующие во время богослужения.
7 Слайд. Входв здание находится в западной его части, а алтарь располагается в восточной. Столбы делят храм на нефы(неф – корабль), нефов в храме может быть 1,2,3 и более. Алтарь – символизирует Небесное Божие Царство. Входить туда могут только священники, которые совершают богослужение или те, кто прислуживают во время него. Притвор– двор храма. Снаружи, у входа в храм, крылечко – паперть.
8 Слайд. Стены храма украшаются полукружиями – закомарами, которые переходят в лопатки и делят стены на части.
9 Слайд. Иконостас – главная стана в храме, похожая на грандиозную, удивительно интересную книгу, в которой можно увидеть историю мира, историю жизни Иисуса Христа. Он отделяет алтарь от средней части храма. Весь алтарь находится на возвышении со ступеньками – солея, а перед царскими вратами выступает возвышение – амвон.
10 Слайд. Вот такой вот рисунок у вас должен получиться.
3) Изобразительное искусство.
Оформление соборов Киевской Руси способствует развитию живописи. Мастера составляли из кусочков цветного стекла мозаики. Расписывали стены по сырой штукатурке – фрески. На досках писали иконы – изображение Спасителя, Богоматери или святых. Книги украшали небольшими рисунками – миниатюры.
3. Стадия рефлексии.
Возвращаемся к утверждениям “верные, неверные”. (Соотнесение новых и старых представлений).
11 Слайд. Дети отвечают письменно.
Наш урок подходит к концу, подведем итоги.
Задание: на маленьких карточках, которые лежат у вас на партах, вы сейчас будете рисовать. (Приложение 3).
Дети должны раскрасить части храма отвечая на вопросы.
- Если на уроке вам было интересно,раскрасьте закомары.
- Если вы узнали что-то новое, раскрасьте апсиду.
Если вы еще что-то хотите узнать об искусстве древней Руси, тораскрасьте паперть.